«Машины будут однозначно дорожать». Автодилеры о будущем белорусского рынка

  • 13 марта
  • Просмотров 9280

Российский рынок новых авто продолжает сокращаться, демонстрируя пугающую рецессию в объемах продаж. Для сохранения рентабельности производства разумный шаг — повысить отпускные цены. И он уже сделан. Ни для кого не секрет, что белорусские автодилеры сегодня практически полностью зависят от локального производства иномарок в России, посему всецело полагаются на братский ветер перемен, который почему-то не спешит развеять затянувшийся штиль в продажах. На итоговой пресс-конференции, посвященной итогам продаж 2016 года, столичные дилеры много говорили о прошлом, с опаской заглядывая в будущее, которое уже сегодня потихоньку становится реальностью.


Автомалиновка встретилась с представителями крупнейших автодилеров в РБ — заместителем директора по маркетингу и продажам автомобилей Skoda Сергеем Нечипуренко и его коллегой, замдиректора по продажам Nissan, Алексеем Волосевичем — расспросив их о возможных важных изменениях, которые в ближайшее время проявят себя на рынке новых авто в Беларуси.

— В Беларуси уже успели подвести итоги продаж новых автомобилей в 2016 году. Несмотря на пессимистические настроения, белорусский авторынок показал рост (прим. 33 600 ед.). Однако прогноз на конец текущего года указывает на снижение покупательской способности — до 30 000 штук. На ваш взгляд, с чем это связано? Дилеры просто страхуются или им есть чего опасаться?

Skoda:  В первую очередь это связано с макроэкономической ситуацией. Российский рубль укрепляется и тем самым удорожает стоимость машин для наших соотечественников, привыкших мысленно считать стоимость в долларах или евро. На фоне ажиотажного спроса 2014-2015 гг., когда количество продаж превысило среднегодовую норму более, чем на 50%, и удовлетворило спрос на новые авто с избытком, маятник должен качнуться в другую сторону.



Nissan:  В действительности объемы рынка новых автомобилей в Беларуси снижаются. В первую очередь это происходит за счет снижения объемов «серого» ввоза автомобилей из-за границы: стали меньше возить как частные лица, так и частные предприниматели и юридические лица, занимающиеся пригоном автомобилей.  По сравнению с 2015 годом белорусский рынок сократился на 33%. В 2017 году ожидается снижение еще в районе 10-15%. Это связано и с повышением стоимости автомобилей по сравнению с концом 2014-го и 2015 г.  В то же время объемы продаж официальных дилеров растут. И это происходит в том числе благодаря различным финансовым программам в поддержку покупки автомобилей.

— Если проанализировать продажи прошлого года, стразу становится понятно, что 80% годового объема в РБ сделали всего несколько дилеров. Как думаете, почему так произошло, и сохранится ли похожая тенденция в течение 2017 года?

Skoda:  Как всегда, лидируют в продажах самые дешевые модели. Помните, как было во времена советского дефицита?  Если стояла очередь, то люди в нее сначала встраивались, а уже потом задавали вопрос: зачем стоим? Так и сейчас мало кто размышляет на темы: удобно ли, комфортно ли, технологично ли, эргономично ли. Какой расход? Сколько будет реально стоить обслуживание? А о таком параметре, как стоимость жизненного цикла, осведомлены даже не все крупные корпорации. Так что, думаю, тенденция последних лет сохранится. 


Nissan: — Данная ситуация сохранится и в 2017 году, так как эти дилеры продают автомобили в наиболее востребованном и доступном сегменте.

— Какие модели (комплектации) вашего бренда пользовались активным спросом?

Skoda: — Лифтбек Rapid — однозначно лидер продаж в нашей линейке, первым номером в своем классе выступает и Skoda Octavia. Конец предыдущего года и начало нынешнего ознаменовался существенным ростом спроса на новый Superb. А кроссовер Yeti хоть и уступает по популярности другим моделям Skoda, но имеет своего преданного покупателя и устойчивый спрос.


Nissan:  Наиболее востребованной на белорусском рынке стала практически вся наша доступная линейка Nissan. В первую очередь это кроссоверы Nissan Qashqai, Nissan X-Trail и Nissan Terrano. Стабильным спросом пользовался и бюджетный седан Nissan Almera.

— Назовите средневзвешенный ценник, за который продавался автомобиль в Вашем автоцентре. Пользовались ли спросом базовые комплектации?

Skoda: — Трудно назвать средневзвешенный ценник, когда цена машины постоянно колеблется из-за курсовых прыжков.



Nissan: — В среднем у нас машина продавалась за 18 650 белорусских рублей. Как правило, базовые комплектации пользовались минимальным спросом.

— Какой процент сделок был совершен по системе trade-in и с привлечением сторонних финансовых инструментов (лизинг, кредит)?

Skoda: — По системе трейд-ин было совершено не более 100 реальных продаж. А вот кредит и лизинг занимают уже более трети в общем объеме сделок. И этот процент постоянно растет.


Nissan: — Перечисленные финансовые инструменты составили порядка 50% от всех совершенных сделок за 2016 год.

— На фоне популяризации бюджетников нельзя не отметить вывод некоторых ранее популярных моделей с нашего рынка. С чем это связано и кого потеряли вы?


Skoda: — Сегодня у нас нет Skoda Fabia — самой любимой машины корпоративных клиентов. На мой взгляд, модели уходят с рынка по двум причинам: если они производятся за пределами СНГ, то они дорогие и не имеют должного спроса, а если они производятся в странах СНГ, то их производство из-за ослабления российского рубля нерентабельно для производителя.

 
Nissan: — Приостановлены продажи Nissan Tiida, Nissan Teana и Nissan Juke. Это связано с экономической нецелесообразностью дальнейшей продажи этих моделей. Тут два варианта: или надо снижать стоимость, по которой рынок готов принять модель, но это не даст желаемого результата для производителя и импортера, или надо повышать стоимость, но тогда рынок не примет автомобиль.

— Помимо конкретных моделей с белорусского рынка исчезли автомобили в кузове универсал. Также в предложениях дилеров все реже фигурируют дизельные модификации, а выбор трансмиссии зачастую ограничен роботизированной либо автоматической КПП. В чем кроется причина этих изменений на нашем рынке?

Skoda: — Повторюсь, данный тип кузова не имеет должного спроса на нашем рынке. То же самое можно сказать и о дизельных модификациях с механической КПП. Есть спрос — есть предложения. Если спроса нет, возить на склад такие комплектации нецелесообразно. Однако есть приятные исключения. И одно из них — Octavia чешского производства. Мы до сих пор готовы предложить клиенту машину настоящей европейской сборки.


Nissan: — В модельном ряду Nissan, представленном для нашего рынка, изначально не было моделей в кузове универсал. Что касается дизельных модификаций, то, напротив, в нашем автоцентре расширяются предложения по таким автомобилям. Раньше появлению дизельных модификаций на белорусском рынке препятствовал сам производитель, т. к. его не устраивало качество дизтоплива. За последнее десятилетие качество ДТ значительно улучшилось и, следовательно, в официальной продаже появились и автомобили с моторами на тяжелом топливе. Если говорить о выборе трансмиссии, то он в большей мере стоит за покупателем. То, что наиболее востребовано у клиентов, то мы и стараемся поставлять на наш рынок.

— По последним данным, в России прослеживается динамика закрытия автоцентров. Автосалоны, которые не продают, просто закрываются. Среди членов БАА, на фоне нескольких успешных лидеров, есть и те, годовой объем продаж которых исчисляется единицами проданных авто! С такими цифрами оставаться на плаву, не говоря уже о рентабельности, не представляется возможным. На ваш взгляд, за счет чего выживают такие автоцентры и есть ли гипотетическая вероятность того, что белорусский авторынок кого-то не досчитается в конце года?

Skoda: — Для того, чтобы понять, как выживают такие автосалоны, мне надо было бы прийти к ним с аудитом. Но никто не позовет. А строить предположения на этот счет — дело неблагодарное. Хотя, пожалуй, маржинальность «Бентли» или «Порше» позволяет соблюдать умеренность в продажах.

 



Nissan: — Рекомендую поинтересоваться этим вопросом у таких дилеров напрямую.

— Отсюда логичный вопрос: сколько нужно продавать авто в месяц, чтобы говорить о рентабельности автобизнеса?

Skoda: — Рентабельность автобизнеса уже практически полностью завязана на послепродажное обслуживание. Доходность продаж новых  автомобилей, особенно массовых брендов, на сегодняшний день такова, что количество этих продаж должно стремиться к бесконечности для получения минимально положительной рентабельности. И тренд к снижению доходности на продажах новых автомобилей — это, как минимум, надолго. Пока кто-то с революционным продуктом не взорвет рынок.


Nissan: — Дилеры отличаются друг от друга размерами автоцентров, предлагаемыми услугами, предлагаемыми автомобилями, количеством персонала, работающими бизнес-процессами и т.д. Все это накладывает и требования к количеству реализуемых автомобилей. Поэтому ответить на этот вопрос, оперируя цифрами, очень сложно.

— Не секрет, что белорусский авторынок сегодня уже полностью зависим от российского локального производства. Исходя из этого, можно смело сказать, что политика ценообразования на представленный в РБ модельный ряд будет полностью зависеть от местных производителей и размера экспортных квот. Российский рубль укрепляется, однако снижения цен на популярные модели мы не видим. Наоборот, машины в РФ дорожают. С чем это связано?

Skoda: — Даже сейчас, когда российский рубль укрепился, европейские производители несут убытки на моделях российской сборки. Поэтому я ожидаю, что в валютном эквиваленте цена бюджетников и далее будет возрастать, в том числе и потому, что производитель будет увеличивать цены. С другой стороны, пусть бросовых цен уже не будет, в любом случае в 2017 году новые машины у нас будут дешевле, нежели аналогичные модели в Европе. Замечу, пока эта разница существенная.


Nissan: — Автомобили российского производства будут дорожать и у нас вслед за российским рынком, как только у поставщика закончатся складские запасы. С какой скоростью и сравняются ли с ценами в России — это уже вопрос к производителям и их интересу к нашему рынку.

— Изменились ли цены с начала года в ваших автоцентрах?

Skoda: — Да, изменились. И отнюдь не в меньшую сторону. Тренд повышения цен на все новые модели продолжится и далее, в течение всего 2017 г.


Nissan: — Цены на автомобили 2016 года снизились, а на 2017 год выпуска — повысились. Последнее произошло из-за укрепления российского рубля.

— По данным БАА, уже второй год кряду в Беларуси все большую популярность набирает сегмент SUV. Однако недавние презентации (прим. Ford Kuga, VW Tiguan) наглядно показывают, что дешевых кроссоверов больше не будет. Не скажется ли это на популярности сегмента в целом, ведь высокий ценник может оттолкнуть человека от покупки?

Skoda: — Уверен, сегодня есть и завтра будут доступные предложения от Renault. Я не слышал о планах компании об уходе с нашего или российского рынка.


Nissan: — Солидарен с коллегой. У многих других автомобильных брендов достаточно как недорогих моделей (Hyundai Creta, Renault Kaptur), так и SUV слегка подороже (VW Tiguan, Кia Sportage). Уверен, выбор на различные вкус, потребности, желания и возможности сохранится и дальше.
 
— В России разрабатывается Национальная база данных автомобилей с пробегом — ресурс, позволяющий найти всю информацию об автомобиле по ее уникальному VIN-номеру. Планируется, что доступ к базе данных получат и физлица. Слышали ли вы что-нибудь о подобном проекте в Беларуси? Как оцениваете его полезность в контексте белорусских реалий?


Skoda: — Сложно  говорить без всестороннего анализа, насколько оправдано и полезно будет внедрение такой системы. Ведь у каждой медали есть две стороны.


Nissan: — Подобный проект будет полезен для Беларуси. Мы выступаем за открытые отношения. И нам нечего скрывать. В то же время и сами клиенты не смогут скрывать информацию по автомобилю за историю владения. Информация должна быть доступна всем и никаких преступных схем не будет.

— На недавней пресс-конференции глава БАА отметил, что благоприятный период для покупки нового автомобиля для белорусов заканчивается. Можно ли это трактовать, как первый сигнал к подорожанию в автосалонах? На ваш взгляд, на сколько подорожают новые автомобили до конца года?


Skoda: — Скорее не подорожание, а возвращение цен в докризисное русло. А что касается благоприятности, то автомобиль — это не средство для инвестиций. Это средство передвижения. И если бытие подскажет сознанию  пора менять, то, значит, благоприятное время уже наступило. Думаю, что большинство моделей до конца года претерпят ценовые шаги еще неоднократно. Однако что будет на самом деле, известно лишь небольшой горстке избранных в штаб-квартирах автомобильных гигантов. Но, возможно, и они пребывают в счастливом неведении.


Nissan: — Однозначно автомобили будут дорожать в 2017 году. В первую очередь это связано с тем, что стоимость автомобилей в России в конце 2014 года резко снизилась. А теперь стоимость автомобилей потихоньку возвращает свои утраченные позиции: на размер инфляции, на размер снижения стоимости российского рубля и т. д.

— Год только начался, но нам хотелось бы услышать ваши ожидания по динамике продаж на ближайшие пару месяцев. Стоит ли ожидать весеннего всплеска покупательской активности как на рынке новых авто, так и на вторичке?


Skoda: — Трудно сказать о рынке в целом. Однако уже очевидно, что для Skoda март стал месяцем существенного роста покупательского спроса. И мы постараемся поддержать нашего клиента в стремлении стать владельцем нового автомобиля чешского бренда.

Nissan: — Рынок в этом году будет вести себя ровно. Будут стандартные сезонные всплески продаж. А вот неожиданного всплеска покупательской активности можно ожидать лишь при снижении стоимости российского рубля в районе 10-15%. Но тут предугадать что-либо совершенно невозможно.

Дмитрий Макаревич
Автомалиновка

Фото: из архива AV.by

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 4 257