Итоги зимы и прогнозы в канун сезона продаж. Мнения игроков авторынка

  • 2 марта
  • Просмотров 13080

Налицо перенасыщенный рынок, тем не менее владельцы подержанных иномарок не спешат переписывать прайс, рассчитывая на то, что весной, возможно, ценник взметнется вверх, но их ожидания разбиваются о прогнозы экспертов на этот счет: нынешняя ситуация характеризуется как вялотекущая, а на глобальные перемены к лучшему надеяться никто не советует. Об итогах прошедшей зимы и ожиданиях на грядущий сезон мы спросили у продавцов авторынка, столичного автохауса и специалиста по подбору авто.

«Сезон начинается, а продавать нечего»

В последний день зимы на рынке в Малиновке почти безлюдно. Основной контингент — мужчины среднего возраста, наводящие чистоту в преддверии первых весенних выходных. Только в целом падение доходов белорусов и поредевшие ряды с иномарками не самым лучшим образом сказываются на общем уровне продаж подержанного автотранспорта, о чем спешат рассказать продавцы компактной площадки.

Один из старожилов авторынка не жалуется, мол, все продается, только машин нет, пригнать нечего. «В народе считают, что весна — это сезон продаж. Но и зимой машины хорошо продавались, к весне хуже. Это понимают продавцы со стажем, так как многие белорусы считают, что с началом весны и цены на "бэушку" поднимутся», — разбивает устоявшийся стереотип мужчина. По словам продавца, ассортимент на сегодняшний день небогатый, но на площадке нет-нет да и появляются свежепригнанные и растаможенные Peugeot, Renault или Ford.

Опровергать или подтверждать слухи о якобы начавшемся росте цен на «бэушку» здесь никто не берется, а к началу сезона многие настроены довольно скептически: «Торговать нечем». Из Европы привозить уже давно невыгодно, а приток автомобилей из РФ, по сути, остановился. Ехать к соседям после укрепления рубля, да с учетом утильсбора впридачу, тоже не сильно выигрышная перспектива. «А с действительно "живыми" машинами белорусы расставаться не спешат. Да, можно купить откровенный автохлам, но перепродать его подороже без серьезных вложений весьма проблематично», — говорят на рынке о трудностях бизнеса.

О бюджетниках российской сборки можно услышать в основном нелестные отзывы: «Некоторые из них и гарантию не выезжают. Их делают максимум на 5 лет эксплуатации, а потом нужно много вкладывать. Либо поставить в гараж и в год наезжать по 5 тыс. км. Согласитесь, не может новая машина стоить $10 тысяч». Несмотря на то, что рынок не изобилует предложением, ожидаются поступления: «До выходных кто-то у кого-то перекупит авто, подготовит к продаже и выставит на площадку. Пусть люди приезжают, здесь тоже есть машины».

Машины уже подорожали, а хорошие авто в дефиците

В автохаусе «4Сars» рассказывают, что зимой практически не было желающих поставить авто на комиссию, а, следовательно, уровень продаж тоже устремился к нулю. Если ранее численность автопарка составляла 30-35 машин, то зимой она опустилась до отметки — около 15. Сотрудники склонны считать, что сложившаяся ситуация связана либо с тем, что люди предпочитали продавать авто самостоятельно, либо с общим недоверием к автохаусам.

«Комиссионная торговля постепенно изживает себя, белорус все чаще решает разместить объявление в интернете и продавать сам, невзирая на то, что автохаус готов предложить кредит, обмен и другие инструменты продаж. По сути, деятельность комиссионки сегодня ограничивается срочным выкупом, но в целом приходится быть гибкими и адаптироваться под реалии рынка», — отмечает директор автохауса Игорь Архипов.

Что касается прогноза накануне весеннего сезона продаж, то вместе с оживлением ожидается и небольшое повышение цен на «бэушку», что объясняется как укреплением российского рубля, так и дефицитом хорошего товара. «Все зависит от класса авто: машины, которые год назад продавались за $10 тысяч, подорожали приблизительно на 20%. На дешевых машинах рост цен не настолько сильно ощутим, но он есть. Ранее продавец сбрасывал цену на свой авто до уровня российских цен, чтобы его продать. С укреплением российского рубля идет обратный процесс: ценник корректируется в сторону увеличения», — считает учредитель Артур Сорокин.

Однако в автохаусе текущий период не воспринимают как кризис, невзирая на совершенно другие масштабы бизнеса по сравнению с прошлыми годами и возросшую конкуренцию со стороны других площадок и «перекупов». В ближайшей перспективе комиссионки сосредоточатся на популярных нынче услугах, таких как срочный выкуп и сделки с обменом.

«Рынок перенасыщен, и цены наоборот будут падать»

Своими итогами минувшей зимы и прогнозами на ближайшее будущее поделился и замдиректора ЧТУП «ДОЕВ-Эксперт» Дмитрий Никитин. «Если сравнивать ноябрь-январь 2016 года с аналогичным периодом позапрошлого года, то, во-первых, машины стали покупать в 2,5 раза меньше, а во-вторых, белорусы чаще выбирали более свежий автопром по максимально низкой цене. Самая дорогая машина, которую мы помогли купить за прошедшую зиму, был Volvo XC60 2010 года за 16 тыс. у.е. В целом, если востребованный ценовой сегмент позапрошлого года держался у отметки $7-8 тысяч, то сегодня он упал до $5-6,5 тыс.», — рассказывает специалист.

Такие выводы связаны как с общим обнищанием населения, так и тем фактом, что многие желающие обновить личный автопарк сделали это во времена падения российского рубля двухлетней давности. По мнению эксперта, сегодня даже ликвидные экземпляры в хорошем состоянии продаются за 1-2 недели, тогда как раньше они уезжали буквально за сутки. Кроме того, даже на авто, чья стоимость не превышает 6 тысяч у. е., просят скидку до $1000. «Произошла перенасыщенность рынка, появились даже эксклюзивные варианты, не характерные для белорусского рынка. К примеру, мне удалось посмотреть Ford F-150 Raptor», — подчеркнул он.

Что касается модельного ряда, то здесь больших изменений не произошло: из года в год белорусы стабильно интересуются «немцами», только произошло смещение интересов от автомобилей группы VAG в сторону Opel и Ford в большей степени. «Более-менее интересуются Audi, а Volkswagen отошел на второй план. Если пару лет назад BMW выбивался из этого ряда, то сегодня рассматривают только BMW X5 и 5-ую серию, а 3-я серия практически не востребована, 7-я серия — крайне редко. На немецкий автопром приходится 80% запросов наших клиентов, остальные 20% — сугубо "японцы". На удивление, французские марки в этом году вообще не покупали, ссылаясь на малонадежный "автомат" и потенциальные проблемы с электрикой. А вот корейские марки (особенно Kia и Hyundai), напротив, пользовались гораздо большим спросом», — сообщает Дмитрий Никитин.

Если говорить о предпочтениях белорусов, то в 80% случаев выбирают АКПП, чаще обращаются на СТО, делают выбор в пользу экземпляров без серьезного аварийного прошлого и с более богатой комплектацией, а также желательно не старше 2010 года. Подержанные, но все еще премиальные Audi, BMW и Mercedes с годами теряют былой лоск, средств на содержание требуют немало, но находят своих покупателей. В то же время сформировался и сегмент бюджетников российской сборки, но, по мнению специалиста, по отношению к ним будет происходить постепенное смещение в сторону более дорогих авто, что объясняется желанием пересесть на ТС более высокого уровня комфорта и оснащения.

Традиционное оживление на рынке все-таки будет, но прямых предпосылок для подорожания «бэушки» нет. «В моем понимании цена на "бэушку" наоборот будет падать в течение ближайшего полугодия, учитывая перенасыщенность рынка и отсутствие притока новых машин. Думаю, цена будет восприниматься в качестве конкурирующего фактора, когда за счет снижения стоимости можно будет быстрее продать авто на фоне других продавцов. Да и формулировка "Пару лет назад я покупал машину за 20 тысяч, а сегодня и так вдвое дешевле" безосновательна и уже ни на кого не действует. Равно как и нет большого смысла искусственно удерживать цены. С другой стороны, стоимость новых машин в пределах 3-5 лет еще будет варьироваться в сторону увеличения», — заявляет эксперт.

**
Рынок действительно пресытился "бэушкой" из РФ, доходы населения заметно просели, так что продавцам вряд ли стоит рассчитывать на рост цен, как бы им того не хотелось. Разве что владельцы редких или действительно ухоженных машин могут позволить себя поступать по своему усмотрению. Несмотря на то, что рынок подержанных авто все еще в сонном состоянии, остается надеяться, что с первым весенним солнышком он оживет, хотя в ажиотажный спрос на "бэушку" и всплеск продаж мало кто верит. Впрочем, поживем — увидим.

Алина Вислоус 
Автомалиновка

Фото: Алиса Зацаринная

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Быстро продать автомобиль это..

Всего проголосовало: 6 675