Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

1 из 100. Готовы ли продавцы авторынка дать гарантию на свежую «бэушку»?

  • 21 февраля 2017
  • Просмотров 12428

Иной раз продавец готов поклясться в идеальном состоянии автомобиля, но, когда дело доходит до проверки на СТО или гарантиях, которые можно отдельным пунктом прописать в договоре купли-продажи, его энтузиазм резко сходит на нет. Проверить теорию в действии под видом покупателя мы попросили минчанина Дмитрия, активного автомобилиста, который за 15-летний стаж вождения сменил более 10 машин, а в настоящий момент передвигается на BMW 5 E60. Он трепетно относится к своему авто в плане обслуживания и эксплуатации, а также считает, что продавать заведомо неисправный автомобиль безответственно.

Не будем кривить душой, гарантировать беспроблемную эксплуатацию 15-летней иномарки после продажи никто не станет из принципа. Но если речь идет о 5-летней машине, которая, по словам продавца, стопроцентно находится в состоянии новой, то почему бы, например, не прописать в договоре некоторые гарантии хотя бы на двигатель и АКПП, оговорить допустимые условия и сроки ремонта, если вдруг понадобится? При условии, что и продавец, и покупатель придут к консенсусу.

Сегодня выбираем на рынке автомобили возрастом до 5-8 лет, ведь они еще могут порадовать будущего владельца достаточно хорошим состоянием в зависимости от стиля эксплуатации и обслуживания машины. Но, чтобы найти такой экземпляр, нужно постараться. Как показывает практика, действительно достойные варианты редко продают молодыми, рынок полон откровенного неликвида. Тем не менее туда мы оправляемся с надеждой подобрать авто, рассчитывая на то, что нам не придется полагаться только на честное слово продавца.

Итак, первая приглянувшаяся иномарка — Opel Antara 2009 года с 3,2-литровым бензиновым мотором и АКПП, продавец которой только приехал на рынок и еще не успел вычистить авто до блеска. Но Дмитрий больше интересуется его сервисной историей и попутно замечает, что передняя часть уже разбиралась. Сам владелец упоминает лишь о том, что подкрашивалась поцарапанная передняя дверь, но без шпатлевки, и там толщиномер показывает 240 микрон. По остальным нюансам (к примеру, почему снималось крыло или заменили лобовое стекло) мужчина затруднился ответить — авто привезли из России в идеальном состоянии и с пробегом 209 тысяч км.

За год эксплуатации он наездил еще чуть более 30 тысяч км, менял только масло и полностью перебрал подвеску. Но узнать побольше об истории технического обслуживания «Антары» невозможно, ведь сервисной книжки у владельца в наличии нет. Зато он готов уступить с первоначальной и, по его словам, обалденной цены ($8970) еще 370 долларов.

Кроме того, автомобиль точно не станет колом, только прописывать это в договоре купли-продажи продавец наотрез отказался. «Любой продавец не даст вам такой гарантии, ведь это железо, а с ним может случиться все, что угодно», — парирует мужчина, который явно не в восторге от нашего предложения. Дмитрий, как покупатель, в свою очередь смущен отсутствием полной истории автомобиля и тем, что продавец ничего конкретного не сказал и откровенно «плавал» в ответах.

Дальше задерживаемся у капота Volkswagen Tiguan 2010 года на европейских транзитах. По словам молодого владельца, кроссовер пригонялся из Германии в 2014 году. «Два года назад авто пригоняли специально для продажи. Он обошелся мне в 25 тысяч у.е., но, когда массово повезли российские машины, цены резко упали, так что решили повременить с продажей», — объясняет продавец. Все это время кроссовер простоял в гараже, на авто никто не успел поездить, но о нем не забывали и заботливо меняли масло раз в год «ради подстраховки».

Здесь тоже отсутствуют сервисные документы на авто, правда, на этот случай у молодого человека заготовлен стандартный ответ: любое СТО за ваш счет, а по вин-номеру по приезде к дилеру можно узнать и честный пробег, и всю историю обслуживания. Сомнений возникнуть у нас не должно: иномарка не бита, не крашена, по мотору, коробке и электрике все в рабочем состоянии. Явных следов ремонта Дмитрий тоже не заметил, но, как и любой покупатель «бэушки» при первом осмотре авто, был настороже и полон опасений.

А что вы хотите определить по дискам, интересно? — проявляет любопытство владелец, глядя на то, как покупатель с полминуты сидит на корточках и всматривается в диски Tiguan.

Если я буду покупать автомобиль, мне нужно знать, когда придется менять колодки, — отвечает Дмитрий, который все машины, которые у него были, всегда обслуживал сам.

Я просто подумал, что вы смотрите степень износа дисков, а они на новых машинах меняются через раз после замены колодок.

Знаю, что сейчас пошли машины VAG российской сборки, на которых диски не выходят одного комплекта колодок. Поэтому я и пришел на рынок, чтобы найти машину, которая собрана не на просторах бывшего Советского Союза. И вполне возможно, что данная цена ($15.550) еще сладкая, — просвещает его Дмитрий, после чего продавец заметно повеселел, но ненадолго.

В общем, машина действительно приглянулась, но смогут ли они договориться с владельцем заключить договор купли-продажи? Как оказалось, в наличии только техпаспорт для оформления, машина была снята с учета два года назад, поэтому заключить договор будет проблематично.

«Конечно, я могу поставить ее на учет, потом снова снять, но это дополнительные вложения на сумму 50 долларов, вам это надо? Могу включить это в цену, если вы очень хотите», — объясняет продавец, а о договоре, в котором можно прописать гарантию на б/у авто, слышит впервые. Да и что там может сломаться? «Двухлитровый дизель на 140 сил, надежная "мокрая" DSG-7, в которой нужно менять масло каждые 60 тысяч км, машина идеально трогается с места», — убеждает парень, который готов уступить 550 у.е. Но желательно без договора.

Еще один представитель немецкого автопрома — Audi A4 Avant (B8) 2009 года с пробегом 140 тыс. км, которая не отличается оригинальной историей: приехала в Беларусь из Германии в 2011 году и с тех пор находилась в одних руках. По словам продавца, подкрашивались только задние крылья, подвеска в идеальном состоянии, а также машина может похвастать очень хорошей комплектацией.

«За весь срок владения менялись только масло, ремень ГРМ и ШРУС, который начал гудеть. На этом ее обслуживание закончилось. За последние два года машина проехала мало — примерно 15-20 тыс. км. Здесь даже оригинальный аккумулятор еще стоит, понимаете? Машина прекрасно едет, расход в смешанном цикле составляет всего около 7 литров, а по трассе на шестой передаче и при скорости 100-110 км/ч вообще выходит 4,8 л», — описывает преимущества Audi владелец.

Но Дмитрий находит следы ремонта (правый пыльник подкапотного пространства, лонжерон подогнут), о которых продавец умолчал. Зато в техническом состоянии мужчина уверен на все 100 %: согласен поехать и на СТО, и сторговаться на любые нюансы, и подтвердить сказанное в договоре. При условии, что это будут вменяемые гарантии на техническое состояние авто и на разумный срок. Выходит, первый продавец Opel, который уверял, что мы не найдем ни одного владельца, который письменно гарантирует работоспособность основных агрегатов, слегка ошибся в своих прогнозах.

Малообъемный (1.2 TSI) Volkswagen Touran 2013 года в средней версии Comfortline тоже попадает под наш прицел. Проходящий мимо мужчина бросает беглый взгляд в сторону свежепригнанного компактвэна со словами: «Слабоватый мотор будет для него, лучше объем 1.4 ищите».

Колкое замечание случайного прохожего вынуждает владельца, который продает на рынке 5 машин, вмиг появиться и держать оборону: «Люди думают, что это малокубатурный мотор от мопеда, а это полноценный двигатель и при этом очень простой». В подтверждение своих слов мужчина показывает фаркоп, мол, бывшая пожилая пара в Германии возила с собой прицеп на дачу, и машина нормально ехала.

Оказывается, машина с немецким брифом, приехала в Беларусь в июне 2016 года, а затем перегонялась из Бреста в Минск. На сегодня ее пробег — 102 тыс. км. В наличии имеются таможенные документы, книжка по эксплуатации и сервисному обслуживанию. Но Дмитрия смущают вмятины на передних крыльях, которые продавец ловко и непринужденно объясняет особенностью открывания дверей на «Туране».

Нас также волнует вопрос оформления, ведь машина уже снята с учета. «По договору не получится, вы что, со мной в Брест поедете? — сразу выдает мужчина, но видя, что Дмитрий настроен решительно, меняет тон общения. — Никаких проблем, я все равно сегодня поеду домой, могу взять с собой. Там найду вам хозяина, заключим договор, но никаких гарантий на бэушный автомобиль давать я не буду. Никто, даже комиссионный магазин, такой гарантии вам не даст. Машина проехала своим ходом из Германии полторы тысячи км, по Беларуси — примерно 350 км, поэтому в ней я уверен. Но никаких расписок давать не буду, потому что это лохотрон. Я могу наобещать вам с три короба, а потом ничего не выполнить. Зачем эта пустая трата времени?»

Но это все-таки не блажь покупателя и уж тем более не «пустая трата времени». Как ранее отмечал адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья, в самом договоре купли-продажи можно предусмотреть некоторые гарантии и условия для себя: к примеру, если какой-либо агрегат (мотор, КПП) выйдет из строя в течение месяца (или другого срока, предусмотренного сторонами сделки) после его покупки, то продавец будет обязан оплатить ремонт. Как правило, обе стороны могут оговорить условия ремонта, пределы его стоимости, а также все, что сочтут нужным.

Просто об этом мало кто знает, тем более мало кто этим на практике пользуется. О том, что машина достойная и продается по честным документам и без обмана, продавец говорил долго и много, и никак не ожидал того, что покупатель согласится поехать в Брест и уж тем более попросит заключить договор, в котором пожелает прописать условия гарантии. Под конец разговора мужчина заметно расстроился, а мы оправились смотреть еще одну иномарку — на этот раз Дмитрий уверенно подошел к BMW X1 2010 года с 2.3-литровым дизелем и АКПП.

Правда, продавец попался на редкость неразговорчивый, предпочел держаться в сторонке и только обмолвился, что машина приехала из России. Никакой сервисной документации он предоставить не смог, да и парень не сильно владел информацией о прошлой эксплуатации авто. О какой гарантии вообще можно было вести разговор?

«Это BMW российской сборки. На мой взгляд, качество подгонки кузовных панелей не соответствует европейским стандартам. Либо у него есть какая-либо история, потому что заметил следы ремонта и залома лака на бамперах. Капот однозначно облит, там не хватает шумоизоляции, вероятно, он даже неродной. Получается, автомобиль не прошел полную предпродажную подготовку, и если по внешнему виду он привлекает, то в остальном для меня это машина-загадка. Вряд ли бы я решился отдавать 16 тысяч долларов за авто такого класса и уровня оснащения, не зная его историю вообще», — считает Дмитрий.

Исходя из сегодняшнего рейда по рынку, да и с продажей машин сам минчанин сталкивался неоднократно, у него сформировалась четкая позиция по этому поводу: продажа авто с честной историей — это вопрос гражданской ответственности. «Помню, когда продавал E-39 человеку, который был совсем несведущ в вопросах технического обслуживания авто, все равно перед продажей поменял все, что нужно, и честно рассказал его историю. Понятно, что нельзя быть уверенным, что через неделю машина не попросит вложений, но можно гарантировать, что в момент продажи авто находится в технически исправном состоянии, что подтверждается диагностической картой во время прохождения ГТО или актом осмотра на СТО», — высказывает личное мнение Дмитрий.

**
Итак, на поверку только один из 5 продавцов согласился заключить подобный договор купли-продажи. Да и, по нашим наблюдениям, возможно, лишь каждый 10-ый на рынке готов оговорить условия продажи авто с гарантией. Ведь многие продавцы, которые остались за кадром, либо отнекивались, либо даже не считали нужным ответить "на глупый вопрос". Хотя у большинства машин отсутствовали сервисные книжки. Правда, от поездки на сервис мало кто отказывался: все-таки покупка пусть свежей, но б/у машины рискует обернуться перспективой дорогостоящего ремонта. А вдобавок после осмотра на СТО может возникнуть повод (и не один) предметно поторговаться.

По мнению нашего покупателя, отдельный пунктик в договоре купли-продажи относительно технического состояния авто — это вовсе не прихоть при условии, что расход масла находится на уровне нормы, двигатель и тормозная система работают исправно. То есть гарантии должны быть технически обоснованы и предоставляться в разумных пределах — до 10 тысяч км пробега или до полугода. На сколько и на что — решают и подробно прописывают в договоре участники сделки.

Разумеется, пунктик в договоре — это не панацея, которая убережет от всех бед. Не менее важно смотреть и на то, что и у кого вы покупаете, интересоваться историей обслуживания авто, а также не лениться съездить на стороннюю СТО. То есть приложить максимум усилий, чтобы при покупке подержанной машины не попасть впросак.

 

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 1 347