Плачь, белорус, плачь. «Купил ворованную Toyota Land Cruiser, а потом ее снова украли»

  • 14 февраля 2017
  • Просмотров 14803

Для кого-то вполне нормально купить авто по договору купли-продажи у реального автовладельца, проверив все: от личности продавца до имеющихся у него документов. А другому — достаточно лишь ксерокопии паспорта собственника авто, невзирая на то, что продавец владел им всего 1 день. Главное — цена! «Время от времени происходят ситуации, когда белорусы, изначально покупая авто в РБ или России, становятся участниками преступной схемы, в которой им отведена роль потерпевших», — заявляет начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса ГУУР КМ МВД РБ, полковник милиции Малахов Алексей, рассказывая далеко не единичные истории несчастных сделок.

В первой истории иномарка Toyota Land Cruiser была похищена на просторах РФ, там же для нее изготовили поддельные документы, был изменен VIN, то есть автомобиль подготовили для дальнейшего оборота силами целой преступной группировки. Затем один из жуликов взял на себя роль продавца, которому специально изготовили и поддельный паспорт, и доверенность на автомобиль — для создания эффекта большей убедительности для наивного покупателя.

Продавалась Toyota тоже в России, где мошенники рассчитывали на то, что покупатель заберет авто без переоформления в ГИБДД. Впрочем, некоторые белорусы и вправду не против, чтобы авто эксплуатировался в Беларуси, но при этом находился на российском учете (это освобождает от некоторых штрафов, госпошлины и так далее). Такому белорусу и достался японский внедорожник. Покупатель и подставной продавец буквально пожали руки, рассчитались и разбежались. К слову, белорусу также для личного спокойствия предложили сфотографировать паспорт с поддельными данными, оставили одноразовые номера телефонов — как выяснилось уже потом.

Затем мужчина, купивший Toyota, вернулся в Беларусь, а через пять дней автомобиль похитили. Самое любопытное, что в ходе расследования кражи выяснилось, что его похитили те самые преступники, которые сбыли авто в РФ. То есть мошенник и белорус составили договор купли-продажи на коленке где-то в России, причем в момент покупки белорус еще не знал, что приобрел Land Cruiser ($30 тысяч) с уже криминальным прошлым. Затем покупатель вернулся домой, а преступник выследил, где тот живет, и похитил автомобиль средь бела дня.

«Если раньше преступники только похищали, а в дальнейшем сбывали авто, то сегодня они действуют куда более изощренно: суть их алгоритма такова — хищение авто, изготовление поддельных документов, изменение вин-номера, продажа авто. После этого — похищение этого же авто у того, кому его продали. И такие ситуации происходят с определенной периодичностью. Ошибка покупателя в этом случае заключалась в том, что он поверил, что перед ним настоящий продавец с паспортом и доверенностью на руках. Можно только порекомендовать инициировать процедуру снятия с учета в присутствии обоих участников сделки, хотя по законодательству РФ это не предусмотрено. Желательно было проверить и VIN авто на сайте ГИБДД. Но если вин-номер успели изменить, то база данных в этом случае уже не поможет. Правда, иногда, чтобы снизить свои затраты, вин-номер не изменяют. И если VIN в документах и на авто проверить по базе, то увидеть, что машина числится в розыске, можно сразу же в момент покупки», — предупреждает Малахов Алексей.

Отдельный момент в этой истории — продали криминальную машину белорусу, оставили для себя дубликат ключа и узнали его место жительства. И тут важны действия самих покупателей: рекомендуются смена сигнализации, дополнительные противоугонные средства или перепрошивка брелока. Пусть это и не всегда кажется экономически целесообразным, но лучше перестраховаться на тот случай, если продавец вдруг окажется недобросовестным. Такое исключать точно нельзя.

В другой истории продавался Hyundai ix35. Покупатель и продавец (оба жители Беларуси из разных регионов: из Минска и одного областного центра) договорились встретиться на нейтральной территории. Причем еще по телефону последний сбросил со стартовой цены ($12 тысяч) сразу 1,5 тысячи долларов, чем ускорил их встречу. Правда, по приезде минчанин не смог дозвониться до щедрого продавца. Ближе к вечеру продавец сам объявился, извинился и предложил подъехать в другой район, куда ему якобы пришлось отлучиться по срочным делам.

Тот, конечно же, приехал. Увы, проголосовал рублем, не думая о печальных последствиях. На улице уже стемнело, так что ни машины, ни продавца не было нормально видно. Естественно, ни о какой поездке в ГАИ речь тоже не шла. Мол, езжай спокойно в Минск, там выписывай счет-справку, а потом регистрируй авто на себя. Все произошло в течение пары минут, обстоятельства сложились бескомпромиссные, поэтому мужчина согласился на сделку фактически по принципу «ключ на деньги».

На следующий день он доехал до ГАИ, а там его озадачили новостью о том, что Hyundai даже не подготовили к продаже: как украли три дня назад в Санкт-Петербурге, в таком виде минчанину и продали. «Складывается ощущение, что продавец умышленно создал такие условия продажи (сделал солидную скидку, выждал темного времени суток), чтобы покупатель наверняка согласился. Чтобы избежать этой проблемы, нужно было всего лишь распечатать договор купли-продажи, отдать документы на регистрацию в ГАИ, где проверили бы, имеет ли данное физлицо право на продажу авто, не находится ли машина в угоне и так далее. Многие граждане привыкли считать, что достаточно купить автомобиль (что в Беларуси, что в России) хоть с какими-либо документами на авто. Но не задумываются о самом главном — документе, на основании которого к покупателю перешло право собственности», — отмечает специалист.

Третья ситуация — новая Mazda была похищена в московском автосалоне, а потом продавалась от одного лица к другому, пока не попала в руки к третьему белорусу, который разместил объявление о ее продаже, даже не подозревая о том, что собирается реализовать ворованную иномарку. По одной из версий, в первоначальной краже был замешан кто-то из персонала автосалона, и до тех пор, пока не заприметили пропажу одного из автомобилей, Mazda несколько раз перепродавалась, пока не нашелся конечный покупатель.

«Опять же, никто не запрещает заключить договор купли-продажи, пойти в МРЭО ГАИ, где сотрудники компетентно посмотрят все документы, что есть в наличии. У последнего покупателя на руках был только российский ПТС и ни одного документа, в котором бы фигурировал продавец. Стоит помнить о главном — пока деньги находятся у покупателя, он диктует условия и выбирает механизм сделки, за которую следует окончательно рассчитываться только после всех этапов проверки и получения техпаспорта», — считает Малахов Алексей.

В четвертой истории одни белорусы ввозили из РФ нерастаможенные и с поддельными документами машины, которые регистрировали на других белорусов за материальное вознаграждение. Их паспортные данные вписывали в поддельные договора купли-продажи, прикладывали к ним поддельные документы на авто и отправляли так называемых «вешалок» (физических лиц, на которых регистрировали ТС) в ГАИ. Как только машины регистрировали, через пять минут их забирали те самые жулики, что оставались за кадром, и перепродавали дальше.

А страдал в этом случае конечный покупатель: выяснялось, что автомобиль не растамаживался, а значит, подлежит конфискации в доход государства. Когда начинали выяснять, кому же по факту отдали деньги, то появлялся некий “Иванов”, который по документам числился продавцом. Но тот лишь разводил руками, мол, не при чем, меня знакомый попросил просто зарегистрировать авто на себя. И таким способом в Беларусь попала целая партия машин за определенный промежуток времени.

В соответствии с гражданским законодательством в данном случае покупатель может обратиться с иском к продавцу, который поставил подпись в договоре. Хотя на практике он утверждает, что собственником был всего пять минут и за 20 долларов. «С юридической точки зрения все выглядит просто: между ними заключалась сделка стоимостью $10 или 100 тысяч. Понятно, что милиция будет работать над тем, чтобы установить личность организатора этой сделки, но все равно наступает гражданская ответственность для того человека, который зарегистрировал авто на себя и в дальнейшем с юридической точки зрения выступил его продавцом. Также проводится проверка, был ли он осведомлен о деятельности преступной схемы», — объясняет специалист по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса.

**
Как итог, совершая сделку купли-продажи авто, ее участники в любом случае действуют на свой страх и риск. Вопрос заключается в том, какие и в каком объеме меры они принимают, чтобы обезопасить себя от печальных последствий. Для кого-то достаточно рассчитаться и забрать машину, другому необходимо связаться с реальным собственником, увидеться с ним и проверить все документы. Подход к покупке или продаже автомобиля сугубо индивидуальный, и каждый сам определяет для себя тот перечень действий, который позволит ему стать участником законной сделки, а не стучать потом во все двери с мольбой о помощи и со словами: «Меня обманули!»

 

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Обманываете ли Вы при продаже автомобиля?

Всего проголосовало: 8 557