Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Голос авторынка. «Нас хотят посадить на российские бюджетники против нашей воли»

  • 24 января 2017
  • Просмотров 19087

Накануне Нового года минские площадки предстали в довольно удручающем состоянии. Туманные перспективы пригона европейских иномарок, перегретый рынок и просевшие доходы населения — об этом ранее говорили продавцы как Малиновки, так и Жданович. Чуть позднее о тенденциях белорусского вторичного авторынка и вялотекущих продажах рассуждал автоэксперт. Что изменилось за месяц? Как продаются автомобили, каким прогнозам верят и о чем переживают обычные торговцы машин?

Продавцы отгуляли новогодние праздники, успели пережить недавние снегопады, когда машины пришлось буквально освобождать из снежного плена, а сегодня педантично наводят предпродажный шик-блеск. Январский холод не мешает им натирать авто до лоска, удивляя редких покупателей. «Ничего себе, какие вычищенные иномарки!» — вслух отмечает проходящий мимо глава небольшого семейства. Даже белоснежный Volkswagen Golf 3 в окружении премиальных моделей выглядит презентабельно и невольно притягивает взгляды прохожих.

Нынче морозы и снегопады сменила оттепель, только страх перед будущим и пессимизм большинства продавцов никуда не девался. Несмотря на то, что в Беларуси до конца 2018 года «тревожную кнопку» решили не нажимать, воздыханий по поводу новой «Эры» и будущего пригона европейских иномарок меньше не стало. Отсрочка не кажется слишком далекой перспективой, и с 1 января 2019 года получить техпаспорт даже на «бэушный» автомобиль не представиться возможным — все без исключения машины должны быть оснащены встроенной системой экстренного вызова.

Правда, некоторые считают, что пока можно воспользоваться ситуацией и пригнать авто из Европы, а за два года еще много воды утечет. В подтверждение этому на окраине площадки стоит серебристый Ford S-Max Titanium 2013 года с 1.6-литровым дизельным мотором и пробегом 140 тысяч км. Четырехлетний минивэн, привезенный из Германии еще до Нового года, продают за $16.750. Или Audi Q5 2010 года с припиской «из Германии» предлагают за $20.700. Присутствует на рынке и старая «европейка» в лице Volvo S70 1999 года по цене $3500.

«Насколько мне известно, есть единичные заказы из Америки и Европы на фоне отсроченной на два года системы ЭРА-ГЛОНАСС. Даже те частники, которые привозили машины во времена, когда Европа была актуальной, слегка активизировались и прикупили пару машин. Но это небольшое оживление, на всех заказали примерно 10-15 машин в месяц. Мой товарищ еще в декабре на свой страх и риск купил дешевую машину в Штатах и не прогадал. На рынке же Беларуси пока наблюдается полный штиль», — сообщил один из продавцов.

Кажется, территория авторынка еще больше сжалась до невообразимо малых размеров. Чтобы попасть в его эпицентр, нужно пробраться сквозь площадки нескольких небольших автохаусов, чьим товаром заставлена большая часть Малиновки. Сотрудники одной из местных площадок считают, что их коллеги по бизнесу слишком драматизируют ситуацию.

«Как говорится, деньги любят слезу. Пожалуешься — и сразу продажи пойдут. К примеру, в прошлые выходные мы продали 4 машины. Люди приезжали к нам с утра, потом ехали на Ждановичи и снова возвращались. Соседняя площадка реализовала еще больше — 6 машин», — признаются сотрудники автохауса. Мол, пусть не жалуются, продажи есть, уезжают машины по цене от 4 до 15 тыс. у.е. Возможно, дела у них идут действительно более радужно, тогда как некоторые продавцы авторынка уверяют, что ждут покупателей по 3 месяца, если не больше. Кому верить?

Один из постоянных обитателей местного рынка считает, что автомобильный бизнес дышит на ладан. «Многих здесь знаю, люди работают от безысходности, их даже на завод не берут. Представляете, человек год продает машину, получая в итоге прибыль в размере 100 долларов. А знаю товарищей, которые вообще понесли годовые убытки на сумму порядка $70 тыс. Сегодня в лучшем случае можно заработать с машины 300 у.е., а при этом продавать ее 3 месяца. Какие это заработки? Куда выгоднее перевести деньги в рубли, открыть депозитный счет в банке и заработать больше, чем на перепродаже машины», — советует мужчина, кивая в сторону KIA Magentis 2008 года за 7200 у.е. и рассказывая, что автобизнесу ставят палки в колеса, придумывая различные препоны в виде Евро-5, космических пошлин, а теперь еще и ЭРА-ГЛОНАСС.

Неподалеку выставлена малолитражка KIA Rio 2009 года за 5610 у.е. Продает ее обычный автовладелец, говорит, выбросил объявление в интернет, а на рынок приехал впервые, поскольку живет рядышком да и цена за место на площадке не сильно кусается. По словам мужчины, машина приобреталась у белорусского дилера, он первый и единственный ее владелец. А продает, так как хочется пересесть на более свежий вариант.

«На рынке продают частную собственность в надежде вернуть хотя бы часть вложений в автомобиль, и в этом нет ничего криминального. Во всем мире, в тех же Литве, Германии и Голландии, любой человек, который хочет продать авто подороже, приезжает на рынок, оплачивает машино-место и продает», — говорит о цивилизованном способе купли-продажи минчанин.

По слухам, этой столичной площадке пророчили скорую смерть. И хотя сегодня Малиновка не пустует, упоминание про былые славные времена и ее габариты вызывает у большинства завсегдатаев приступ безудержной ностальгии. А российский «хапун» конца 2014 года они называют главной причиной погибели бизнеса. Реанимировать его никак не получится.

«Если бы мы могли торговать везде, как россияне, тогда еще шансы есть. Извиняюсь за выражение, но это болото перенасыщено жабами. Допустим, в семье по 3-4 автомобиля, и их практически некуда деть, чтобы банально обновить автопарк. А россиянин даже при желании их не купит, поскольку они не оборудованы ГЛОНАСС. Будет, как раньше, отец покупал «Жигули», катался на них до победного, потом переваривал днище и передавал по наследству сыну. Или просто подсадят нас на российский автопром, который мне совершенно не нужен», — сокрушается продавец, начищая девятилетнюю KIA до блеска.

«Парадокс заключается в том, что, находясь в Едином таможенном пространстве, россиянин не может купить машину у нас и поставить у себя на учет. Да та же разница в утильсборе: у них $50, а у нас все $380. Как такое может быть?! В Казахстан вообще никакой автомобиль не поедет. Зато к нам везут все подряд. Но самое главное — бизнес потихоньку умирает, пока в стране не будет хотя бы обещанной зарплаты "по пятьсот". Только у каждого, а не так, что если кто-то получит 10 рублей, а кто-то — 10 тыс., то, возможно, средняя зарплата и будет $500», — добавляет его коллега.

Как признаются на рынке, сами собственники авто избавляются от машин, не желая готовить их к продаже. За редким исключением встречается вариант, за которым реально ухаживали, вовремя меняли все расходники, покупали не самые дешевые запчасти. Получается, действует простой житейский принцип: довел авто до ручки — отдал в люди, пусть другие им занимаются. Из-за влияния российского рынка в упадке оказались и многие белорусские автосервисы, в особенности частный бизнес.

«Вот у меня есть товарищи, которые занимаются ремонтом и обслуживанием Toyota Land Cruiser Prado, Lexus. Раньше к ним выстраивалась очередь, а теперь ребята уже четвертый месяц сидят без работы и денег, испытывают сильнейший кризис. Владельцы машин едут к соседу, брату, свату в гараж и самостоятельно обслуживают машины. Потому что бизнес ложится, не за что ремонтировать. А недавно взял у человека на продажу VW Golf, был просто шокирован: снял рычаг — отвалился сайлент-блок. Это ж как нужно относиться к машине, чтобы довести ее до такого состояния?» — возмущен до предела мужчина.

Если смотреть глобально, будь сейчас прежняя растаможка, отсутствие ограничений для ввоза авто по возрасту и Единого таможенного пространства, то любой перегонщик мог бы привезти иномарку из Европы с наилучшим качеством и по приемлемой цене, считает один из любителей европейского автопрома. «Нас уже подсадили на российский автопром — разрекламированных "бюджетников" в Беларуси пруд пруди! Но самое интересное, что хитрые русские не хотят забирать свои подержанные машины назад, придумывая любые барьеры: то Евро-5, то сейчас эта ЭРА-ГЛОНАСС», — сокрушается другой продавец.

**
«Надежда умирает последней», — звучит веселое напутствие из уст одного из продавцов авторынка в Малиновке. Практически все из них пережили праздники, снегопады — месяц, считай, никакой торговли. Кажется, ближайшее будущее не планирует преподносить никаких сюрпризов, а ЭРА-ГЛОНАСС затронет авторынок не раньше, чем через два года. Кто-то предпочитает об этом не думать, другие скорее всего воспользуются моментом, чтобы сгонять напоследок в Европу. Ну а вопросы доходов и возможности заработать по-прежнему остаются на острие сегодняшнего дня.

 

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 1 351