Назло зиме. Ищем машины с самыми популярными системами полного привода

  • 18 января 2017
  • Просмотров 11888

Полный привод добрался до классов, где раньше его никогда и не было. Лет тридцать-сорок назад AWD считался необходимым для езды по пересеченной местности: когда не спасала одна ведущая ось, помогала вторая. Со временем привод на четыре колеса добрался до универсалов, седанов, хэтчбеков и даже суперкаров — в общем, машин, которые никакого отношения к грязи не имеют. Классическая схема полного привода (part-time) для них слабо приспособлена. В таких авто на первый план выходит устойчивость на любом покрытии, а не штурм болот. Соответственно, и требования к AWD другие.

Под классической понимается схема, при которой по умолчанию крутящий момент передается на одну ось – обычно заднюю. Когда нужен полный привод, через раздаточную коробку подключается вторая пара колес. Проблема в том, что образуется жесткая связка, а из-за нее возникает так называемая циркуляция мощности. Она создает нагрузку на трансмиссию, что увеличивает износ деталей. Также этот тип привода не лучшим образом сказывается на управляемости. Однако эта схема — самая надежная, ломаться в ней практически нечему. Встречается part-time на «правильных» внедорожниках: старые Nissan Patrol, УАЗ-469, Toyota Land Cruiser и остальные вездеходы старше 25 лет.

Toyota Land Cruiser 80 можно купить минимум за 11,7 тысяч рублей ($6000), а Patrol восьмидесятых-девяностых годов доступны уже за 6-10 тысяч рублей ($3-5 тысяч).


Описанная выше схема годится для регулярных вылазок на бездорожье. Что делать машинам, которые в лучшем случае бывают на проселочных дорогах, а зачастую не покидают асфальт? Если они все время будут ездить на моноприводе, то смысла в покупке AWD-версии нет – пустая переплата и лишний вес. Поэтому производители с восьмидесятых годов начинают активно работать над системами постоянного полного привода, которые не доставят проблем на асфальте, а только улучшат управление и безопасность.

BMW xDrive

Полный привод BMW дебютировал в 1985 году на модели BMW 3-Series (325iX) в кузове E30. По умолчанию крутящий момент распределялся в соотношении 37:63 на переднюю/заднюю ось. Это позволяло сохранить повадки заднеприводного автомобиля, добавив ему устойчивости на дороге. Дополнительно присутствовала блокировка межосевого дифференциала и вискомуфта.

На втором поколениинемцы поигрались с распределением крутящего момента, изменив соотношение на целый один процент – стало 36:64. Эта версия появилась на BMW 5-Series (E34). Электроника обрабатывала информацию о скорости вращения колес, дросселя и тормозов. При необходимости система блокировала вплоть до 100% крутящего момента на одну из осей. Полноприводная E34 стоит 4,8 тысячи рублей ($2500).

В 1999 году BMW представила свой первый кроссовер — BMW X5 (E53). Машина оснащалась новым поколением полного привода. Распределение момента вновь пересмотрели — уже 38:62. Межосевой дифференциал интеллектуально перебрасывал доступные ресурсы в зависимости от конкретных условий. При проскальзывании колес электроника тут же распределяла момент для достижения максимальной эффективности. Заодно в X5 появилась система контроля спуска. 

Цены на BMW X5 (E53) стартуют от 11,5 тысяч рублей ($5900). На модель ставился V8 объемом 4,4 литра, а также несколько дизельных и бензиновых рядных «шестерок».

Наконец, с 2003 года используется четвертое поколение системы, которое получило название xDrive. По умолчанию момент распределяется в пропорции 40:60. Кроссоверы BMW, в отличие от легковушек, оснащаются цепной передачей вместо зубчатой.

Механизм работает с еще большим количеством электроники: курсовая устойчивость, контроль тяги, помощь при спуске и так далее. Система постоянно анализирует массу параметров, незаметно для водителя помогая ему в управлении – например, в поворотах чуть больше момента передается на заднюю ось, чтобы избежать недостаточной поворачиваемости, характерной для переднеприводных автомобилей. Основная особенность современной xDrive — электронная муфта вместо вискомуфты. Кроме этого, авто может стать сугубо заднеприводным.

BMW предлагает полный привод xDrive для всей линейки: легковые 1-Series, 2-Series, 3-Series, 4-Series, 5-Series, 6-Series, 7-Series, а также кроссоверы X1, X3, X4, X5, X6. «Заряженные» M-версии седанов и купе пока что оснащаются только задним приводом, но ходят слухи, что следующая M5 получит версию с xDrive. Ну а настоящий BMW M5 (E60) можно отыскать на нашем сайте за 39 тысяч рублей ($20 000).

Audi Quattro

Audi обязана успеху Quattro выступлениями в ралли. В конце семидесятых компания обкатывала прототипы Audi 80 с внедренной системой полного привода. Тогда же очень кстати Международная автомобильная федерация (FIA) разрешила участвовать в ралли полноприводным болидам.

Моноприводные автомобили сразу оказались не при делах: на пьедесталы один за другим поднимались гонщики, которые управляли машинами с AWD. Вслед за Audi болиды с полным приводом выкатили Peugeot, Lancia, Ford. Основная борьба развернулась в «Группе Б» — никаких ограничений на мощность. Количество лошадиных сил увеличивалось, ставились новые рекорды, но соперничество привело к ряду трагедий. 1985 год — на трассе погибает гонщик Lancia. На следующий год Ford RS200 вылетает с трассы прямо на зрителей — три жертвы. В том же году разбивается еще одна Lancia, штурман и пилот не выживают. Ситуация приняла настолько серьезный оборот, что FIA закрывает «Группу Б». Но победы болидов с AWD однозначно закрепили в сознании людей мысль: полный привод — это всегда быстро.

Продажи полноприводных Audi пошли в гору, несмотря на значительную разницу в цене по сравнению с обычными модификациями.Долгое время компания использовала самоблокирующийся дифференциал Torsen, по умолчанию крутящий момент распределялся между осями в равной пропорции. Когда требовалось, на передние либо задние колеса уходило до 75% момента — такая схема применялась на втором поколении Quattro.

Audi 100 и Audi 200 середины восьмидесятых с Quattro можно найти за тысячу-две рублей ($500-1000). Но состояние будет вызывать вопросы.

Только к пятой генерации системы положение дел немного изменилось. По-прежнему использовался Torsen, но крутящий момент в базовом режиме распределялся 40:60, а перебрасывалось на одну из осей до 80%. В системе Quattro, в отличие от xDrive, блокировка механическая, а не электронная. При этом Audi не может становиться сугубо заднеприводной: распределение момента всегда идет между двумя осями, но соотношение меняется. Audi A6 (C4) с Quattro можно приобрести за 5-7 тысяч рублей ($2500-3500).

Одна из немногих моделей Audi, для которой не предлагался полный привод — A2. Правда, она уже все равно не выпускается, поэтому линейку можно считать полной: A1, A3, A4, A5, A6, A7, A8, TT, R8, кроссоверы Q3, Q5, Q7 и заряженные версии S3/RS3, S4/RS4, S5/RS5, S6/RS6, S7/RS7 и S8

Флагманский SUV первого поколения доступен минимум за 20 тысяч рублей ($9200), Q5 стоит не менее 26,8 тысяч ($13 750), а самый маленький кроссовер Q3 начинается с 35 тысяч ($18 000). Также нашелся довольно редкий Q3 RS за 63,4 тысячи рублей ($32 500).

Mercedes 4Matic

Впервые умный AWD на Mercedes появился во второй половине восьмидесятых. Тогда системой 4Matic оснастили Mercedes W124. Схема получилась сложной: механические межосевой и задний межколесный дифференциалы блокировались, а электроника подключала переднюю ось.

Было три режима работы: сугубо задний привод, затем полный с соотношением 35:65 и еще один полный, в котором момент распределялся в равных пропорциях. Mercedes W124 с AWD в нашей базе объявлений нашлось аж два — стоят они 1750 ($900) и 6800 (около $3450) тысяч рублей.

Далее, начиная с 1997 года, систему упростили. Новое поколение 4Matic ставилось как опция на Mercedes E-Class W210 и как базовое оснащение — на кроссовер Mercedes ML первой генерации. Суть полного привода Mercedes: дифференциалы свободные, а имитацией блокировки занимается электроника, притормаживая то или иное колесо. Как и другие компании, Mercedes оснащает свои модели обилием электронных систем: помощь при спуске, управление тяговым усилием, антипробуксовочная технология, стабилизация — все это дополняет 4Matic.

Mercedes  W210 с 4Matic оценивается в 6,6-11 тысяч рублей ($3,4-5,6 тысяч). ML первого поколения начинается с 8,5 тысяч ($4400).

В пятом поколении системы, которое применяется в Mercedes с поперечным расположением двигателя, произошли крупные изменения. Задние колеса второстепенны: по умолчанию привод передний, а задняя ось подключается при необходимости. Таким образом, привод из постоянного полного превратился в подключаемый. При этом на моделях с продольным расположением мотора схема не менялась.

4Matic доступен практически на всех моделях Mercedes: A-class, B-class, C-class, E-class, S-class, G-class, ML/GLE, GL/GLS и так далее.

**

При обычных режимах езды разница между тремя типами привода едва ли будет существенно заметна. Нюансы появляются на треках, до которых большинство владельцев и не добираются. Полный привод и не думает выходить из моды, но некоторые модели с AWD придется хорошо поискать.

 

Станислав Иванейко
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите в кабинет

Из-за постановления номер 850 мы больше не публикуем комментарии неавторизованных пользователей. Извините за неудобства.

Войти...
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 5 781