Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Эксперт: белорусы проели запасы, а машины продают, чтобы погасить долги или просто выжить

  • 10 января 2017
  • Просмотров 23401

Налицо перенасыщенный рынок, владельцы подержанных иномарок с трудом уступают в цене, рассчитывая на изменения в 2017-м году, в то время как прогнозы специалистов на этот счет не слишком утешительны: нынешняя ситуация характеризуется как вялотекущая, а на глобальные перемены к лучшему надеяться не советуют. Эксперт Михаил Белянкин, владелец торговой марки «4KOLESA», не видит реальных предпосылок для повышения цен на «вторичке», проводит параллель между финансовым благосостоянием населения и уровнем продаж, а также рассуждает о тенденциях и перспективах белорусского вторичного авторынка.

Михаил Белянкин

«Не вижу причины бояться системы ЭРА-ГЛОНАСС»

Новость о новом техническом регламенте заставила многих поволноваться, ведь белорусские любители иномарок, как поговаривали на рынке, могут лишиться возможности ввозить их из-за границы. Итак, с 1 января 2017 года любой ввозимый в РФ автомобиль должен быть оборудован модулем ЭРА-ГЛОНАСС. Что касается Беларуси, то, как стало известно, как минимум на 2 года у нас продлится прежний режим импорта автомобилей, который позволит юридическим и физическим лицам ввозить и пускать в свободное обращение машины, не оснащенные «тревожной кнопкой». Но это всего лишь отсрочка, а что потом? Не станем ли мы второй Кубой, куда запрещено ввозить иномарки: их просто не растаможат?

«На те автомобили, которые будут перемещаться в рамках Таможенного союза, новая система никак не повлияет. Возможно, она отразится на стоимости новых автомобилей за счет установки дополнительного оборудования. Но никак не взбудоражит и без того "мертвый" вторичный рынок. В целом я не вижу негативных последствий для нашего авторынка. Автомобилей европейской сборки хватает и в соседней России — 2-3 года еще точно будем "переваривать", — уверен Михаил Белянкин. — С одной стороны, данный модуль безопасности — благая вещь, ведь сколько было случаев, когда водитель попадал в ДТП и погибал из-за того, что не дожидался своевременной помощи. С другой, первое время будет немало ложных вызовов в силу особенностей белорусского менталитета, если, конечно, за это не будет предусмотрена какая-либо ответственность».

По мнению эксперта, массовых поступлений из Европы не наблюдается вот уже несколько нет. Пригоном европейских «бэушек» занимаются единицы, в чем не последнюю роль играют заградительные таможенные пошлины. На деле двух-трехлетние иномарки с малыми объемами просто будут в большем количестве привозить из России, где вторичный рынок тоже перенасыщен.

Но в целом ажиотажный ввоз машин из РФ двухлетней давности сегодня сменился затишьем, когда оттуда машины по-прежнему пригоняют, но совершенно в других объемах и в частном порядке. «Тем более российский рубль укрепляется, отчего становится менее выгодно покупать машину в РФ, и то, что почти перестали оттуда привозить новые авто — это факт. С другой стороны, емкость белорусского авторынка довольно огромная», — подчеркивает эксперт.

Предпосылок для повышения цен на «вторичке» нет

Еще два года назад как новые, так и подержанные машины сильно просели в цене. Ценовых потрясений в ближайшей перспективе ожидать точно не стоит: предпосылок для этого попросту нет. «Белорусы проедают запасы, думая о покупке машины в последнюю очередь. На первом месте стоят вопросы, как выплатить кредиты или оплатить обучение детей. Вот вам реальный пример из жизни: полтора года назад мы оформляли белоруске, чей официальный доход составлял более $1000 в эквиваленте, минивэн 2010 года. А сегодня она приезжает к нам, чтобы отдать эту машину на выкуп. Причина: просто не за что кушать! И, к сожалению, это далеко не единичный случай. Около 80% сделок по выкупу машин сегодня совершаются, чтобы погасить долги или получить средства к существованию. О какой машине может идти речь, когда раньше, допустим, муж и жена получали $500 каждый, а сегодня получается "по пятьсот" на двоих?» — отмечает одну из печальных тенденций представитель столичного автоцентра.

По факту предложение превышает спрос, а денег у людей нет: припрятанные на «черный» день кубышки имеют грустное свойство заканчиваться. Так откуда же взяться объективным причинам для подорожания, учитывая, что все чаще подержанный автомобиль стоит столько, сколько за него готов отдать покупатель?

Кроме того, ставка рефинансирования снижается. «В лучшие времена процентная ставка по автокредитам, насколько я помню, составляла 13-14%, а потом в кризис, с 2008-2009 годов, она подскочила до 70-80%. Самое любопытное, что тогда люди совершали сделки под такие большие проценты, тогда как сегодня машины в кредит под 23% берут весьма неохотно. К примеру, мы в лучшем случае оформляем 1 кредит в 1-2 дня, хотя раньше количество автокредитов достигало 40 в неделю, но в целом в автохаусах тенденция такова: ни одного кредита, распродают самые бюджетные варианты ($5-7 тысяч), которые попали на площадку по срочному выкупу и предлагались по самым дешевым рыночным ценам. Что касается их перспективы на ближайшие годы, то мелкие автохаусы уйдут из этого бизнеса, а их сотрудники станут перекупать машины у частных лиц и пытаться кое-как продавать», — рассказывает специалист.

Выходит, кредитный бум в Беларуси вряд ли предвидится. Человек готов оформлять кредит или брать авто в лизинг, будучи уверенным, что он сможет платить, то есть при условии стабильной доходности и зарплаты. А есть ли у него такая уверенность на два-три года вперед? «Конечно, если белорус осознает, что ситуация более-менее стабилизировалась, и при текущей процентной ставке могут быть продажи в кредит», — предполагает Михаил Белянкин.

Авторынок сегодня «мертвый», и лучше не станет

На данный момент новогодний спад продаж сменился традиционным зимним застоем. Что касается прогноза на краткосрочную перспективу, Михаил Белянкин не тешит никого иллюзиями: «Сезонное затишье продлится до середины-конца февраля, а дальше — как Бог даст. Авторынок сегодня "мертвый", и лучше не станет. В минувшем году не было осеннего всплеска продаж, как прежде, но не стоит исключать импульсивные покупки весной на фоне общего депрессивного состояния населения. Хотя определяющим фактором для большинства белорусов все равно остается цена. К примеру, стоит у нас Volkswagen Passat B5 2001 года, который мы продаем за $3,5-3,7 в эквиваленте, но люди умудряются торговаться за него до $1800. Ищут автомобили по двум критериям: идеальное состояние за две копейки. Это не значит, что в ближайшем будущем станут повально отдавать машины задаром, скорее станут ориентироваться на более разумную цену», — считает эксперт.

Также одной из тенденций становится ситуация, когда человек пересаживается с дорогого авто на более бюджетный. Те, кто хотят продать автомобиль, но не готовы уступать в цене, будут рассматривать, как вариант, сделки, которые подразумевают обмен с доплатой. Будет пользоваться спросом и trade-in.

Если говорить о сегментах машин, то авто до 1997 года выпуска перестанут быть в ходу, сегодня и так многие стремятся перескочить рубеж «нулевых», чтобы пересесть на иномарку из нынешнего тысячелетия. «На нашей площадке стоял "кореец" Daewoo 1996 года в идеальном состоянии, который мы пытались продать за 1000 долларов. Безуспешно — в итоге владелец забрал его», — приводит пример Михаил Белянкин.

**
Будет в 2017-м лучше или хуже на вторичном рынке продаж, напрямую зависит от реальных доходов населения. И предпосылок для изменений в лучшую сторону на горизонте пока не виднеется. «Автомобильный бизнес напрямую зависит от покупательской способности населения», — резюмирует эксперт.

А в ближайшее время белорус не разбогатеет, рынок не опустеет (то есть предложений пока хватает), а значит, прогнозировать изменения цен на «бэушку» слишком необоснованно: ни падений, ни взлетов. Так что начало нового года пройдет в предвкушении вялых продаж, о которых нам также успели рассказать продавцы авторынков.

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments