Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Судьба «бэушки». Что думают об автомобильном будущем страны продавцы с авторынков

  • 28 декабря 2016
  • Просмотров 22033

Как известно, зима традиционно считается мертвым сезоном продаж автомобилей. Холодным декабрем на авторынках практически безлюдно, редкие продавцы дожидаются своего покупателя в канун рождественских праздников. Куда ни глянь, грусть и уныние — таким предстал зимний рынок автомобилей как в Ждановичах, так и в Малиновке. О чем говорят завсегдатаи столичных площадок и с какими надеждами смотрят в обозримое будущее, читайте в нашем репортаже.

Сперва отправляемся на крупнейший рынок в Ждановичах. Картинка предстала весьма удручающей: слегка запорошенные снегом автомобили, продавцы, пытающиеся согреться, вычищая до блеска иномарки или прячась внутри их салонов, редкие покупатели, которые, кажется, случайно забрели сюда в надежде сократить путь домой. Нынче единичные экземпляры салютовали поднятием капотов, принимая действительно интересующихся их покупкой. Свободные от презентации товара продавцы, как правило, собирались в группки и обсуждали, как все плохо сейчас и что же будет после Нового года.

По словам одного из них, машины продаются довольно вяло, тем не менее всегда интересуются «французами» — Renault, Peugeot, Citroen. Также по-прежнему в тренде Audi и Volkswagen — кризис им нипочем. Хотя сам мужчина продает KIA Sorento 2007 года с 2,5-литровым дизелем за 8250 у.е., которая три года назад стоила $18,5. «Покупатель сейчас пошел настолько непредсказуемый, смотрит только на цену. Иногда доходит вообще до маразма. Кажется, у машины кузов гнилой, мотор плохой, но все равно садятся и едут. Дай им хорошую цену, а остальное уже и не важно», — сетует перекуп, который уверен, что, как только белорусы отгуляют новогодние праздники, с продажами станет еще хуже.

Виной таким прогнозам стала недавняя новость об одной из норм техрегламента Таможенного союза, которая вступит в силу с 1 января 2017 года. То есть вскоре  в РФ как собранные в Таможенном союзе, так и машины, ввезенные из-за рубежа, должны быть обязательно оборудованы ЭРА-ГЛОНАСС (устройством вызова экстренных оперативных служб), иначе автомобиль не зарегистрируют. Правда, как это требование отразится на белорусском рынке, пока неизвестно. Многие говорят, что подождут до середины января, мол, тогда все прояснится. Зачем загадывать наперед? Но чувствуется, легкий переполох случился уже сейчас.

«Скоро Европа закроется. Получается, с Запада машину уже не привезешь, а с Востока тоже не особо выгодно. Ведь курс российского рубля упал, новые иномарки уже подорожали. А что такое российская "бэушка", у которой не было нормального сервиса, не говоря уже про условия эксплуатации, когда год как за 5 считается, многие знают не понаслышке», — вкратце говорит мужчина, который сам продажами не занимается, а лишь «наблюдает за этим процессом со стороны».

«Последние два года с продажами дела обстоят уныло. Машины продаются по-разному: одна неделя — хорошо, вторая, глядишь, совсем плохо. Здесь не угадаешь: все зависит от накоплений белорусов и готовы ли они потратиться прямо сейчас. Интересуются всем подряд, а рассчитывают на «халяву». Вы забыли, в какой стране мы живем? Вот купит он такую фантастически дешевую иномарку, даже проверит на СТО, а сюрприз проявится только через тысячу км. Если машина в достойном состоянии, как я могу продать ее дешевле? Нет, конечно, если у кого-то "горят" деньги, то отдают и в минус», — говорит продавец, предупреждая, что на этой территории рынка продают авто из России и здесь никто не даст нам комментарий. Таких, как мы, близко не подпускают, но и не прогоняют, поглядывая с нескрываемым интересом.

В Малиновке принимают более душевно, невзирая на декабрьскую прохладу, продавцы сами подходят, заговаривают. Видно, что на пустующей площадке заняться им особо нечем. По словам сотрудника одного из местных автохаусов, «бэушка» сейчас мертвая, с их площадки уезжает в среднем 5 машин в месяц.

«Приток из Америки и Европы вообще прекратился, их привозят единицы. Некоторые мои знакомые успели прикупить заграничные иномарки, которые скорее всего не успеют приехать в этом году. Но все равно купили на свой страх и риск на фоне разговоров о том, что с 1 января на все машины из-за границы, не оборудованные ГЛОНАСС, не будут выдаваться ПТС. Слышал, это касается пока только России. Тем не менее поток машин из Литвы слегка увеличился, перегонщики хотят успеть привезти и поставить их на учет до Нового года. Так сказать, перестраховаться», — говорит он.

По мнению представителя автохауса, такая система невыгодна для белорусского авторынка. С другой стороны, он сейчас и так пресыщен транспортом, пока тот раскупится либо разобьется, должно пройти как минимум 1-2 года. В настоящий момент тенденция новогодняя, продаж практически нет. Небольшое оживление ожидается аккурат не раньше конца января грядущего года. «Не дай бог вам такие продажи. Так и напишите: за субботу продается 1-2 машины со всего рынка», — эмоционально высказывается один из продавцов автохауса.

Со всей площадки в Малиновке продается в среднем 2-3 машины в месяц, говорят другие продавцы со стажем. Такова клиническая картина, но рынок хоронить никто не торопится. Оказавшись в эпицентре событий в неравной схватке с нестабильной ситуацией, люди буквально выживают. «О какой марже вообще идет речь? Хорошо если в ноль, но чаще всего в минус. Так и живем. Не верю в статьи, где пишут, что перекупы зарабатывают до 1000 долларов. Так не бывает!» — категорично заявляет мужчина.

На рынке изредка встречаются и российские машины. «Люди покупают их и плачут, так как нужно ждать запрос из России до полугода, а потом бойся, выскочит ли "двойняшка". Цена, конечно, манит, но "халява" редко бывает безоблачной. Многие знают, как и по каким дорогам там ездят. Согласен, в России можно найти дешевле, а можно и хорошенько попасть на деньги! Мы же сами торгуем белорусскими машинами», — предупреждает мужчина и кивает в сторону товарища, который, по его словам, три месяца продавал авто в Ждановичах, а сейчас перебрался в Малиновку. Причина тому — дорогая стоянка.

«Оставить машину на неделю на площадке там, в Ждановичах, стоит 30 рублей. Причем неважно, пригнал ты машину на один день или неделю, дорогая или дешевая у тебя машина, все равно платишь те же 30 рублей. На рынке в Малиновке всего 5 рублей — до 2008 года, 25 руб. — если моложе», — рассказывает мужчина, который теперь обосновался на компактной площадке в деревне Озерцо.

Вроде бы с продажами сейчас дела обстоят не слишком радужно, перспективы туманные, но и впадать в уныние собираются далеко не все. Правда, причин поволноваться у них хватает. «Не забывайте, что притока машин сейчас нет, а купить новую тоже может не каждый. Так что все равно подержанные иномарки будут брать, другой вопрос, что хотят машину, которая стоит 5 тысяч, забрать за $3 тысячи», — жалуется продавец. То есть сейчас ищут машины по принципу «лишь бы была практически в идеальном состоянии и стоила недорого». Торгуются реально «до слез» — сразу минус $2 тысячи. Мол, каждый здесь уступит в цене, но чтобы настолько! И как тут заработаешь? А ведь машину нужно еще подготовить, полировать и так далее.

После нескольких минут непринужденной болтовни он признался: «Мы ж не просто так здесь стоим, оформляем машины на себя, платим налоги. Поэтому мы, конечно, хотим что-то продавать и зарабатывать. Но люди не могут перестроиться, привоза машин нет, а цены за хорошие машины поползли вверх. Нужно понимать, что сейчас авто в достойном состоянии стоит денег, а металлолом и за полцены никому не нужен. Некоторые ведутся, находят варианты за недорого, а потом как поедут на сервис, им там насчитают стоимость расходников, что аж страшно становится. Не зря ведь есть народная поговорка: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке"».

Продавцы вспоминают о космических ценах на машины во времена пятилетней давности, о том, как известный «хапун» из РФ обвалил весь рынок, а выгоду пригона добротной иномарки из Европы наповал убивают заградительные пошлины. «Только представь, за молодую машину да с хорошим объемом нужно заплатить от 4 до 9 тысяч евро. Одно расстройство!» — сокрушаются мужчины. А потом с любопытством спрашивают: «А что там на Ждановичах? Там же 90% авто стоят без хозяев, а мы хотя бы знаем, чья машина и как она обслуживалась».

И ностальгируют о тех годах, когда жизнь в этом месте била ключом: «А ведь раньше рынок был здесь большой, мы заезжали сюда с кольцевой с 3 часов ночи, чтобы успеть занять парадное место. Но Малиновка сама себя съела, как только появились Ждановичи, которые стали брать ценой. На сегодняшний день первые покупатели приходят на площадку до 10 утра, пробежались и уехали в Ждановичи. Вторые уже приезжают прицениваться к нам после них».

Помнится, когда-то «Малиновка» выделялась за счет изобилия моделей престижных марок, сегодня ассортимент разбавляют и довольно бюджетные варианты. Но на глаза попадается спортивный фастбэк Porsche Panamera 2009 года с 4,8-литровым мотором за $37.500. Хотя два года назад ценник на него в РБ достигал 70 тысяч у.е., а пригонялся авто из России за 50 тысяч у.е. Халява! Но сегодня никто не питает иллюзий, и с грустью в голосе мужчины отмечают, что рынок переживает не самые лучшие времена.

**
Многие продавцы занимают выжидательную позицию. В мертвый сезон машины и так стоят практически без движения. А тут еще достоверно неизвестно, на каких условиях после Нового года можно будет ввезти авто из-за границы. Несмотря на то, что будущее обещает быть непредсказуемым, рынок пресытился «бэушкой» из РФ, а доходы населения заметно просели, продавцы хандрят, но про праздники не забывают: «Думаем о плохом, но всегда надеемся на лучшее». А как оно будет на самом деле — тут не угадаешь, не спрогнозируешь.

 

 

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments