В хвосте пелетона. Чем удивили новички и аутсайдеры прошедшего сезона Формулы-1

  • 12 декабря 2016
  • Просмотров 2985


Помимо главного сражения двух пилотов Mercedes за титул в нынешнем чемпионате, не менее интересную борьбу вели и середнячки Формулы-1. Финиш команды Force India на четвёртом месте, ещё один провальный год для McLaren-Honda, невероятный дебют новичков серии команды Haas и чудесное спасение Sauber за один этап до конца сезона — всё это во второй части итогов уходящего года в Формуле-1.

Force India

Казалось бы, ну какие сюрпризы может преподнести команда индийского миллиардера Виджея Малльи в этом году, испытывая такое давление со стороны СМИ? В медиасреде довольно часто не верят в потенциал Force India и всегда прогнозируют для команды барахтанья где-нибудь в середине пелетона. Более оптимистично о коллективе из Сильверстоуна высказывались лишь эксперты, которые могут видеть прогресс команды изнутри и нередко отмечают высокий командный дух в расположении «Сил Индии». И если поначалу казалось, что этот год не станет исключением, и за Force India вновь закрепится звание заслуженного середняка чемпионата, то вторая часть сезона заставила многих взять свои слова обратно.

До первых обновлений болида в Испании Серхио Перес и Нико Хюлькенберг могли бороться лишь за места во втором десятке, и ни о каком противостоянии с Williams речи не шло. Однако сразу после этапа в Барселоне результаты пилотов пошли в гору. И если немецкому гонщику чаще не везло в этом году (несколько технических сходов и аварий не по его вине), то мексиканец  непременно пользовался подвернувшимися возможностями и уверенно зарабатывал очки, являясь своеобразным локомотивом для команды. Две отличные гонки в Монако и Баку, где Перес дважды финишировал третьим, вернули команде уверенность, а финальные обновления на гран-при Великобритании позволили парням из Сильверстоуна набрать хороших ход и до конца сезона регулярно финишировать в очках, что в итоге и позволило обойти Williams в чемпионате.

Вместе с командой лучший результат в своей карьере показал и Чеко Перес, завершивший год с 7-м результатом. Во многом благодаря стабильным попаданиям в очки по ходу второй половины сезона, ну и конечно двум подиумам. К слову, Серхио Перес, как и Даниэль Риккардо из Red Bull, были классифицированы в каждой из 21-й гонки сезона. Лишь однажды Чеко не увидел клетчатый флаг, когда в Австрии сошёл за два круга до финиша из-за проблем с тормозами. Осеннее оживление на трансферном рынке держало мексиканца в тонусе, ведь из-за разногласий спонсоров с владельцами команды его будущее  в Force India было под угрозой, в то время как его партнёр по команде был в относительной безопасности, имея на руках контракт на следующий год. Появлялись даже слухи о том, что Перес может сменить прописку в Формуле-1 и перейти в заводскую команду Renault. Каково же было удивление многих, когда в преддверии гран-при США  пресс-служба Рено объявила о подписании двухлетнего соглашения с Нико Хюлькенбергом.

А Перес по-прежнему остался верен команде и в следующем году, принимая роль единогласного лидера, поведёт Force India к новым достижениям, в которые сам Чеко искренне верит. Однако не стоит питать больших иллюзий насчёт этого, ведь сложно себе представить, что после смены регламента скромная команда сможет навязать борьбу лидерам с огромными бюджетами. Да и пополнений на счёт особо ждать не приходится, ведь новичок команды Эстебан Окон не приведёт за собой крупных спонсоров. Тем не менее, лучшая клиентская команда этого года, использующая силовые установки Mercedes, уж точно не собирается останавливаться на достигнутом. Отмечая 4-е место в кубке конструкторов, в Force India тепло простились с Нико Хюлькенбергом и отправили в Renault шуточную инструкцию по обращению со своим, уже бывшим, пилотом, в которой призывали хорошо с ним обращаться и ни в коем случае не злить.

Williams

Перед началом гоночного сезона в Гроуве были полны надежд на повторение успехов прошлых лет, когда за счёт моторов Mercedes им дважды удавалось закончить чемпионат на третьем месте. И уж если не совершить невероятный шаг вперёд, обойдя увлёкшихся хвастовством нового болида фанфаронишек из Ferrari, то хотя бы сохранить 3-ю позицию от посягательств провалившей 15-й год команды Red Bull. А в итоге полный провал. Валттери Боттас и Фелипе Масса лишь на первых этапах могли бороться за высокие позиции, пока у соперников не стали появляться первые обновления, а после гран-при Канады, который принёс команде единственный подиум в этом году, начался заметный спад результатов.

В Williams также представляли некоторые обновления в аэродинамике болида FW38, однако всё крутилось вокруг укороченного переднего антикрыла, которое абсолютно не работало, да и вообще, складывалось впечатление, что все силы были брошены на шасси 17-го года, а развитие текущего было полностью приостановлено. По традиции, пилоты команды были быстры на скоростных треках, а на медленных, и особенно в дождь, были практически бессильны, и ни о каком сражении с Ferrari и Red Bull речи идти не могло. Более того, после летнего перерыва Williams нагнала Force India и нанесла несколько сокрушительных ударов, а на финише сезона отправила парней из Гроу в нокаут, опередив в итоге тех на 35 очков.

Что до внутренней борьбы, то здесь финский гонщик на голову опередил своего опытнейшего, но потерявшего былую прыть бразильца. Боттас выиграл 17 квалификационных дуэлей, а в гонках, где финишировали оба пилота, оказывался выше Массы в девяти случаях против семи. Фелипе, объявивший об окончании карьеры вовремя гран-при Италии, выпал даже из первой десятки и закончил чемпионат на 11-й строчке, показав один из худших результатов в своей карьере. Казалось, что решение бразильца уйти из Формулы-1 окончательное и бесповоротное, однако он не исключил того факта, что сможет составить пару Льюису Хэмильтону в команде Mercedes, если ему предоставят такую возможность, во что мы, как и большинство здравомыслящих зрителей, верим с трудом.

А вот его партнёр по, теперь уже бывшей, команде может сменить действующего чемпиона мира Нико Росберга, объявившего об окончании карьеры. Бывший менеджер фина, а ныне руководитель Mercedes, Тото Вольф не исключает такой возможности. Действующая команда Валттери может, как выиграть от этого, так и проиграть. Переход Боттаса в Mercedes гарантирует Williams сниженную стоимость на силовые установки немецкого концерна, однако объяви об этом в Брэкли сейчас, Клэр Вильямс окажется в очень затруднительном положении, имея в своём расположении лишь одного пилота, да и того неопытного.

Лэнс Стролл, который в следующем году займёт место второго пилота Williams, безусловно, талантлив, но потянуть за собой команду вряд ли сможет. По слухам, в подготовку парня к Формуле-1 его отец, канадский миллиардер Лоуренс Стролл, вложил не один десяток миллионов долларов, арендовав для сына несколько именитых автодромов с командой профессиональных инженеров и мотористов из Mercedes. Такая подготовка для действующего чемпиона Европейской Формулы-3 окажется весьма полезной, но ошибок в следующем году едва ли удастся избежать. Тут то и пригодится кошелёк Стролла-старшего, который к тому же позволит Williams хоть на время забыть про финансовые трудности, и окажется весьма полезным в год серьёзных изменений в аэродинамике, с которой у британской команды последние годы как-то не вяжется.

McLaren

Давайте будем честны — в этом сезоне легендарной команде действительно удалось прибавить в надёжности и скорости, однако всё ли так красиво на деле, как на словах? Да, и Фернандо Алонсо, и Дженсон Баттон, добирались до финиша гораздо чаще, чем в прошлом году, но обещанной фанатам борьбы за высокие очки ждать не приходилось. Регулярные выходы в третий сегмент квалификации? Куда там. Лишь в Венгрии Алонсо и Баттон вдвоём смогли выйти из второго сегмента, на остальных трассах лишь в одиночку, по семь и три раза соответственно. Ни о какой борьбе за подиумы и речи не шло.

Пока в McLaren разгорался политический кризис со сменой руководителя, казалось незаменимого человека в Уокинге, Рона Денниса, в расположении команды всё пустили на самотёк. Японские мотористы сами по себе, развивают силовую установку и представляют обновления, которые в итоге не работают; Эрик Булье и инженеры McLaren сами по себе, бьют в грудь, что их шасси третье в пелетоне, а в итоге их пилотов опережают выскочки из Toro Rosso, да ещё и с прошлогодним двигателем Ferrari. В итоге, конечно, британская команда опередила итальянцев, но разве могло быть иначе с таким количеством громких заявлений? Так или иначе, чемпионская пара пилотов выжала максимум из того что у них было в распоряжении, да и какие могут быть претензии к Дженсону и Фернандо, если безнадёжная техника в течение двух лет постепенно лишит мотивации даже самых отъявленных фанатов гонок.

Наверняка, не таким хотел видеть окончание своей 17-летней карьеры в Формуле-1 Дженсон Баттон. Однако британец ни капли не сожалел, что решил завязать с гонками и взять, в конце концов, заслуженный отпуск. У чемпиона мира 2009-го года есть действующий контракт с McLaren на следующий год, но в качестве консультанта и резервного пилота команды, хотя Дженс исключает возможность вернуться за руль болида Ф1. А вот Фернандо Алонсо не готов повесить перчатки на гвоздь, и во что бы то ни стало хочет вновь почувствовать вкус побед вместе с McLaren, в которых искренне верит. В следующем году его напарником станет перспективнейший бельгийский гонщик Стоффель Вандорн, который заменял Алонсо на гран-при Бахрейна и заработал там первое очко в карьере.

Следующий сезон станет определяющим для легендарного тандема McLaren-Honda. Японцы подтянули свои силовые установки и выполнили свою часть контракта, теперь они ждут такого же от британцев. С аэродинамикой в Уокинге всегда был порядок, да и бюджет позволяет построить достойное шасси, а как оно будет на самом деле — покажут первые тесты. Во главе команды теперь стоят новые люди, в лице Зака Брауна и Йоста Копито, творца успехов Volkswagen в мировом ралли, которым предстоит буквально возродить из пепла то, что осталось от великой команды, иначе…

Toro Rosso

Потерявшие веру в силовые установки Renault, итальянцы вновь перешли на двигатели Ferrari, с которыми выступали большую часть своей истории, но в этот раз им достался прошлогодний двигатель. Стоило ли ожидать в этом случае чуда?  Старт сезона получился у «бычков» достаточно резвым, и после гран-при Испании они были на высоком пятом месте в кубке конструкторов, однако после обмена пилотов между Red Bull и Toro Rosso очки для команды зарабатывал лишь Карлос Сайнс. Понижение в ранге нанесло по Даниилу Квяту серьезный психологический удар, от которого россиянин не оправился до конца сезона, заработав в оставшихся 16-ти гонках лишь 4 очка.

В то время как многие команды прибавляли, за счёт прогресса двигателей, Toro Rosso потихоньку стали откатываться назад и лишь во второй половине сезона пропустили вперёд команду McLaren, что, безусловно, заслуживает глубочайшего уважения. Даниил Квят и Карлос Сайнс третий год будут выступать за итальянскую команду, но с таким сильным составом пилотов в Red Bull дорога в старшую команду для них закрыта. Но кто знает, где окажется Toro Rosso в следующем году, ведь по слухам они вновь перейдут на двигатели Renault, а от Джеймса Ки, технического директора команды, в Фаэнце ждут отличного шасси. 7 декабря FIA опубликовала заявочный лист на 2017-й год, и в графе «Двигатель» у Toro Rosso стоит прочерк. Возможно, итальянцы не успели согласовать какие-то детали контракта с "Рено", но если им вновь придётся использовать прошлогодние двигатели Ferrari, успешных результатов им не видать.

Haas

Кто бы мог себе представить, что дебютанты этого сезона, американская команда Джина Хааса, смогут выступить так здорово? Фееричный старт сезона, на котором Роман Грожан дважды подряд финишировал 6-м и 5-м, позволил создать необходимый запас по очкам, чтобы закончить первый сезон в Формуле-1 достаточно высоко. Восьмое место в кубке конструкторов можно считать абсолютным успехом, учитывая что команда строилась практически с нуля. Хотя…

Большинство деталей болидов Haas были заимствованы у Ferrari, а это уже 80% успеха. За этим легко пронаблюдать: итальянцы полностью собрали для своей, можно сказать второй, команды болид и отправили его в свободное плавание. В начале сезона это позволяло показывать хорошие результаты, но когда пришло время обновлений, американские инженеры не предложили ничего достойного. Вторую часть сезона в Haas боролись уже не с соперниками, а с нескончаемыми трудностями, главной из которых стала проблема с тормозами, нерешённая даже до конца года.


В борьбе двух пилотов безоговорочную победу по очкам одержал Роман Грожан, принёсший команде все 29-ть баллов, в то время как Эстебан Гутьеррес до очков так и не добрался, хотя и был достаточно быстр в квалификациях. Его место в следующем году займёт Кевин Магнуссен, покинувший расположение команды Renault, а судьба мексиканца до сих пор остаётся не известной. Такой же туманной, как и перспективы Haas в следующем сезоне. Пожалуй, главной задачей американцев станет сохранение действующих позиций, ведь рассчитывать на то, что кто-то из лидеров сильно откатиться назад не приходится. В любом случае снимаем шляпу перед парнями из Haas, дебют у них выдался добротным.


Renault

Покупая тонущую в долгах команду Lotus, в Париже не питали особых иллюзий насчёт успешного выступления в 16-м году, изначально делая ставку на новый регламент. Быстро переоборудовав шасси под двигатели Renault, в Энстоуне выдохнули с облегчением, что успели к первым тестам. Это пожалуй и стало главным достижением команды в этом году, а заработанных очков Кевина Магнуссена на гран-при России хватило, чтобы гарантировать себе попадание в десятку лучших команд по итогу года и дополнительные бонусы от FIA. Но в следующем сезоне, от заводской команды ждут гораздо большего, чем борьбу с Manor и Sauber в хвосте пелетона.

Новичок серии Джолион Палмер смотрелся на фоне более опытного партнёра по команде достаточно грозно, пусть и проигрывая на старте сезона, но наверстав упущенное после летней паузы. Особенно ярко британец проводил последние гонки, в частности из-за радостных новостей о том, что в Энстоуне с ним продлили контракт ещё на один год. Воодушевлённый такими известиями, Палмер стал неистово выносить с трассы болиды Toro Rosso в Бразилии и в Абу-Даби, за что и поплатился штрафными баллами в суперлицензии. В 17-м году его партнёром станет Нико Хюлькенберг, а с ним Джолиону станет куда сложнее, чем с датчанином.

Sauberи Manor

В то время как у лидеров чемпионата счёт очков идёт на десятки и сотни, скромные команды, вроде Sauberи Manor, радуются каждому заработанному баллу. Многочисленные сходы более сильных соперников на гран-при Австрии позволили Паскалю Верляйну зацепиться за 10-ю строчку  и завоевать для своей команды долгожданное очко, которое позволяло закончить сезон не на последнем месте.
Но гоночная фортуна оказалась на стороне их главных соперников, и в дождливой гонке гран-при Бразилии Фелипе Насру удался настоящий подвиг. Два очка за девятое место гарантировали его команде дополнительные бонусы за 10-ю строчку в кубке конструкторов, а вот место в команде Насру пока не досталось.

Маркус Эрикссон, который провёл сезон более удачно, продлил контракт с Sauber на следующий год, а на счёт второго пилота команда решение пока не принимала, как и руководство Manor. Паскаль Верляйн является главным претендентом на место в Mercedes, как тест-пилот команды, а со вторым гонщиком в Банбери также пока не определились.

**

Самый длинный сезон в истории Формулы-1 подарил нам немало интересных гонок, а в следующем их станет ещё больше, ведь новый технический регламент может кардинально изменить расстановку сил в чемпионате. С нетерпением ждём следующий сезон! Спасибо, что вместе с Автомалиновкой следили за развитием событий в Формуле-1. Удачи! 

Дмитрий Мандрик
Автомалиновка

Фото: из открытых источников

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 129