Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Мутная схема» или лазейка для перекупщиков? Разбираем историю одной покупки авто из РФ

  • 8 декабря 2016
  • Просмотров 49022

Рассматривая авто на российских «транзитах», у многих белорусов подсознательно срабатывает защитный рефлекс: быть внимательным втройне, ведь не дай бог купить «двойника» или вариант в угоне. А покупая экземпляр из РФ, риск быть обманутым сам по себе никуда не пропал. Как известно, любая афера в сфере продажи-купли авто обещает обернуться сюрпризом в виде ворованной иномарки с перебитыми номерами, находящейся в розыске или с «левым» техпаспортом.

К нам в редакцию обратился Сергей, который рассказал историю покупки авто из РФ по сомнительной схеме. Несмотря на то, что машину белорусам продавал земляк (правда, не собственник, а перекупщик), она оформлялась по российским документам, а операция по снятию с учета вызывала ряд вопросов. «Машины снимают «на воздух» и продают на территории Беларуси: насколько это законно!?» — сокрушается наш читатель, утверждая, что такая схема работает у нас уже более 2 лет.

«Одни мои знакомые обожглись, когда в прошлом году подобным способом покупали машину, привезенную из РФ. Приглянувшийся им вариант продавался на российских транзитах, с разрезанным техпаспортом, что их совсем не смутило. Продавец показал им все документы, мол, это машина моих родственников из России, она была снята там с учета, но, по сути, «на воздух» (прим. то есть без оформления на нового собственника) якобы реальным владельцем», — отмечает Сергей.

По его словам, авто продавал белорус, третье лицо, который скорее всего перекупил его еще в России, но на себя не оформил, оставив в паспорте имя старого собственника из РФ, который, как говорится, «ни сном ни духом». После того, как белорусский перекупщик и покупатель пожали руки, подбежал оформитель, который подготовил документы: «как будто авто купили в России, и сделка была совершена именно там». «Сейчас заключим договор купли-продажи, вы поставите авто на учет, и все будет хорошо», — обнадежил его продавец.

«Но как только тот отдал деньги белорусу за российскую машину и остался наедине с покупкой, начались проблемы. Покупатель оплатил на таможне утильсбор, доехал до МРЭО ГАИ, а потом вдруг выясняется, что одна цифра в номере кузова не совпадает с техпаспортом. Он даже заявление в милицию написать не смог, там только руками развели, мол, по техпаспорту машина московская, там же снята с учета, а куплена у российской фирмы по договору купли-продажи, который выписан в России», — рассказывает Сергей.

Хотя на самом деле договор был подписан «на коленке» неизвестным лицом в Беларуси, но на руках у покупателя были только разрезанный техпаспорт и бумажка с печатью российской компании. Как итог — людям пришлось пройти все круги ада, начиная от экспертизы до ожидания ответа от российской стороны. А впридачу все это время передвигаться на транзитах да с временным техпаспортом.

«А если бы выяснилось, что машина вообще не стояла на учете в России или фигурирует в криминальном деле? Все могло бы закончиться намного хуже — конфискацией транспорта. И бежать некуда! Проблем вообще можно было бы избежать, покупай они машину, снятую с учета на белорусских номерах и оформляя ее по счет-справке в РБ. Либо если бы настоящий продавец получил генеральную доверенность и задаток от покупателя-белоруса, чтобы съездить в Россию и все переоформить там на нового собственника (белоруса). Но здесь уже есть риски для самого продавца: а вдруг белорус передумает?» — считает наш читатель.

Сергей задается вопросами: Почему в нашей стране белорусы продают российские машины, снятые с учета «на воздух»? Как непонятного рода документы сомнительного характера с разрезанным техпаспортом и договором от некой российской фирмы проходят таможенный контроль, когда белорус в момент приобретения товара не находился на территории России? И насколько вообще законно, чтобы подобные российские машины продавались у нас гражданами РБ?

«А если какой-то мошенник взял бы «двойника» и пригнал бы его по «левым» российским документам? Каким образом мне, как потребителю, можно удостовериться, существует ли данный автомобиль по данному техпаспорту? Отчасти в этом повинны и сами белорусы. Вместо того, чтобы убедиться в законности сделки, они покупают машины, снятые с учета, на транзитах, по «левым» документам, и не боятся, не думая о всех возможных последствиях», — резюмирует он.

Ситуацию согласились прокомментировать в МРЭО ГАИ Минска. Да, действительно, если автомобиль выезжает для продажи в Беларусь, то СТС выдают на имя нового белорусского собственника, а внизу пишется, что авто снято с учета в связи с убытием за пределы РФ.

«Но бывают случаи, когда ставится отметка о выезде из страны, но в документах остается бывший российский владелец. Нельзя сказать, что это незаконно, ведь для регистрации автомобиля в РБ необходимо СТС с отметкой о снятии с учета. С другой стороны, наши спекулянты нашли лазейку в законодательстве России, при которой снимают там авто с учета, оставляют их на прежнем хозяине, чтобы потом не оформлять на себя в Беларуси. Причем договор выписывают «на коленке» в РБ, но в нем прописывают, что он заключен в РФ, иначе будет дорогой утильсбор. По закону это неправильно, но и претензий к договору с формальной точки зрения тоже нет. Хотя я бы не советовал покупать авто таким образом», — отметил главный инспектор по розыску МРЭО столичной ГАИ Дмитрий Ткачев.

Получается, формально вопросов к законности документов нет, но сам факт сделки — явное нарушение, да и такой способ продажи все равно сомнительный. Куда надежнее самому поехать в ГИБДД, чтобы лично поприсутствовать при снятии с учета, сверке номеров и т.д. Тем не менее такие сделки заключаются: кому-то везет, кому-то — нет: риск купить автомобиль в угоне, розыске или с поддельным техпаспортом никто не отменял, а часто выстреливают и «двойники». 

К примеру, по информации ГАИ, за 11 месяцев текущего года обнаружено 76 машин, находящихся в розыске (примерно 65 из них из РФ), а 33 — с поддельными документами (28 приходится на РФ). Что касается сомнительной схемы: насколько она легальна? «Это скорее всего лазейка для белорусских перекупщиков, которая не предусмотрена, а значит, не запрещена законом», — считает Дмитрий Ткачев.

 

Также с сентября 2013 года поменялись правила регистрации в России. До этой даты — приезжали машины с разрезанным пластиком и со штампом «снята с учета», но без отметки «в связи с убытием за пределы РФ». Встречаются такие варианты и сегодня, но это единичные случаи. Как правило, сейчас приезжают российские машины с целым (неразрезанным) пластиком СТС, в котором вписан уже новый собственник и имеется отметка о том, что автомобиль снят с учета в связи с убытием за пределы РФ.

 

«Во-первых, нужно смотреть дату выдачи техпаспорта — до или после 2013 года, когда ставилась отметка о снятии с учета, а также обращать внимание на транзитные номера. Если машина снималась с учета уже в 2014 году, а техпаспорт разрезанный — это повод задуматься для покупателя. То есть при покупке такого автомобиля нужно проанализировать и содержание техпаспорта, и дату его выдачи, и дату снятия авто с учета, проверить VIN-код, чтобы не купить экземпляр с криминальной историей», — комментирует начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса ГУУР КМ МВД РБ полковник милиции Малахов Алексей.

Если в техпаспорте указан житель России, а машина продана по договору российской компанией (юридическим лицом, а не собственником), то возникает вопрос: «На каком основании этот автомобиль продавался и как перейдет в собственность белоруса?»

Можно предположить, что собственник когда-то поставил авто на комиссионную продажу, потом автохаус выкупил его у владельца (теоретически сам стал собственником, но в СТС осталось имя бывшего хозяина). На учет его не поставил, а решил продавать в Беларусь. При нормальном сценарии продажи правомерно составлять договор между российской фирмой и новым покупателем из Беларуси.

 

В нашей истории договор тоже заключался между покупателем и юридическим лицом (российской фирмой), но за кадром оставался продавец (белорусский перекупщик), то есть налицо определенно какая-то схема и не факт, что преступная. При условии, что авто снимался в РФ с учета (в момент перехода права собственности от бывшего владельца фирме) до сентября 2013 года, сделка законная.

 

«Правда, по такому же алгоритму в Беларусь можно ввести похищенный автомобиль по поддельному техпаспорту. Если окажется, что такой фирмы не существует или она не подтвердит факт принятия его на комиссионную продажу, может серьезно пострадать конечный покупатель. То есть такая схема может использоваться третьими лицами, чтобы легализовать в РБ похищенный в России автомобиль», — вкратце объясняет Малахов Алексей.

Зачастую, выбирая автомобиль на российских транзитах, который дешевле белорусского аналога на условных 500 долларов, белорус рискует потерять гораздо большую сумму. Стоит ли овчинка выделки? Повод задуматься, а специалисты напоминают о безопасности. «Рекомендуется проверять авто по базе, которая находится в свободном доступе для жителей РФ и Беларуси. При условии, что VIN-код автомобиля не изменялся. Для того, чтобы получить информацию о нахождении автомобиля в розыске, достаточно зайти на официальный сайт ГИБДД МВД России и перейти в раздел «проверка ТС». И самое главное — покупать авто у реального собственника, а не третьих лиц, которые часто поясняют, что продают авто своих родственников, друзей и т.д.», — рекомендует Малахов Алексей.


**
Данный пример не причина бояться российских машин, будь то мутная сервисная история или риск нарваться на проблемный экземпляр. Это лишь повод задуматься: чтобы не попасться на опасные уловки мошенников, покупая авто из РФ, стоит быть очень внимательным! А вдруг кто-то под видом легальной сделки запустил в Беларусь автомобиль, имеющий криминальное прошлое? Да и базовый здравый смысл подсказывает: прежде чем совершать сделку купли-продажи, узнавайте, у кого покупаете машину, а также убеждайтесь в законности операции по снятию с учета, если не хотите стать частью криминального автобизнеса.

 

 

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments