«Деньги от госпошлины идут на ремонт дорог? Не верю!» Сегодня каждый третий водитель ездит без ТО

  • 30 ноября 2016
  • Просмотров 42454

Подходит к завершению осенняя декада «Гостехосмотр», которая проходила с 21 по 30 ноября 2016 года. Предварительные итоги массовых проверок звучат неутешительно: примерно 30% машин передвигаются без отметки о ТО. Причем тенденция отмечается скорее в сторону увеличения количества авто, которые не прошли проверку на станции диагностики, о чем нам рассказали в УП «Белтехосмотр» и в чем мы сами убедились во время спецрейда с ГАИ Московского района.


Каждый третий попадается без отметки ТО, апеллируя к разного рода причинам, среди которых уплата госпошлины, безусловно, лидирует. «До 95% водителей ссылаются на дорожный налог, привязанный к процедуре ТО. Остальные оправдываются тем, что забыли о нем, или говорят о финансовых трудностях, из-за которых автомобиль невозможно технически подготовить к проверке», — отмечает госавтоинспектор ОГАИ Московского района Владимир Задоровский.


«Предварительно можно сказать, что число нарушителей, не проходящих ТО, увеличивается. Общая картина прослеживается такая, что примерно 30% автомобилей ездят без отметки ТО. Эта декада отличается от предыдущих тем, что впервые были выявлены поддельные разрешения на допуск к участию в дорожном движении, так называемые наклейки. Во время рейдов было зафиксировано несколько подобных случаев в Витебской области, в настоящий момент проводится проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Также были инциденты и с фальшивыми штампами в сертификате ТО, что, наверное, сделать на данном рынке услуг проще всего», — рассказал нам начальник управления организации гостехосмотра УП «Белтехосмотр» Карпович Евгений.


Как ни странно, но ранее наклейку никто не подделывал. Ведь за ее отсутствие на лобовом стекле не предусмотрено никакой административной ответственности. Это скорее визуальная подсказка для инспектора о том, что техосмотр пройден. «Автомобиль без наклейки — это повод для его остановки и проверки документов водителя»,говорят представители и ГАИ, и «Белтехосмотра». Официально эта наклейка называется разрешением на допуск к участию в дорожном движении, а его размещение регламентировано постановлением Совета министров №630.


Еще одна тенденция — участились случаи, когда водители стали «забывать» сертификат ТО дома, ссылаясь на то, что якобы все пройдено, тем самым намереваясь уйти от ответственности. Конечно, во время совместных рейдов присутствует представитель «Белтехосмотра», который при необходимости может уточнить данные по электронной базе. Правда, в обычной штатной ситуации ни о каком прямом доступе ГАИ к базе УП «Белтехосмотр» речь по-прежнему не идет.


«У нас имеется несколько номеров операторов гостехосмотра, с которыми можно напрямую связаться, чтобы проверить конкретный автомобиль. Единственная проблема — строго в рабочее время с 9 до 18. Если такой водитель попадется после 18 часов вечера или в выходные, тогда его приглашают по повестке в определенный день на административное разбирательство в ГАИ. До этого еще делается официальный запрос в УП «Белтехосмотр», который присылает ответ в кратчайшие сроки», — объясняет инспектор ГАИ.


Выходит, если раньше за «забывчивость» водитель мог отделаться минимальным штрафом, то в сегодняшней практике предусмотрена двойная ответственность. Во-первых, отсутствие документа при себе — это уже административное правонарушение по статье 18.18 КоАП, за которое грозит предупреждение или штраф в размере до 2 б. в. Во-вторых, обязательно делается запрос, и, если выяснится, что ТО на самом деле не прошли, придется заплатить еще один штраф — на сумму до 3 б. в.


В следующем году прямой доступ к базе «Белтехосмотра» уже будет. Инспекторам ГАИ станет проще вычислить нарушителя

По всей видимости, данной базы инспекторам все же недостает, но Карпович Евгений нас обнадеживает: «Работа по предоставлению доступа ГАИ к нашей базе в настоящий момент находится на завершающей стадии, готовятся документы, которые будут подписывать руководители двух ведомств. Думаю, в следующем году такой прямой доступ уже будет. Более того, данные техосмотра будут поступать в базу ГАИ в режиме реального времени».


Сотрудник ГАИ останавливает как старенькие «Жигули», так и свежие иномарки. Тем не менее отмечает, что пожилые участники дорожного движения в этом плане приятно удивляют. «Пенсионеры, как правило, проходят техосмотр вовремя. У молодых водителей подход совершенно другой: лучше оплатить штраф, чем заплатить налог», — рассказывает Владимир Задоровский. И это несмотря на то, что с 1 января 2016 года у пенсионеров-водителей забрали льготу, позволявшую платить лишь половину пошлины, привязанной к процедуре ТО.


«Владельцы старых автомобилей намного лучше относятся к своим обязанностям, чем водители дорогих иномарок. Последние во время рейдов агрессивно заявляют: «Не проходил и проходить не буду!» Сложно сказать, чем они руководствуются. На мой взгляд, неправильно трактовать закон с точки зрения личной выгоды. В конце концов, если нет средств, есть смысл и вовсе отказаться от личного транспорта», — вторит ему представитель «Белтехосмотра».


Не радует водителей и прохождение повторного ТО в случае продажи или дарения авто. Если, например, водитель 2-3 раза за год сменил ТС, столько же раз он заплатит и дорожный налог. Почему? «Согласно постановлению Совета министров №630 техосмотр не переносится при смене собственника транспортного средства. Могу лишь согласиться, что в некоторых случаях это неправильно, особенно если автомобиль переоформляется между близкими родственниками, но закон здесь различий не делает. Если дедушка подарил внуку авто, и ему приходится заново проходить процедуру ТО — это немного абсурдно. Все-таки проверка технического состояния авто и транспортный налог — это разные вещи», — отмечает Карпович Евгений.


Сперва останавливаем Mercedes-Benz Sprinter, у которого с документами оказалось все в порядке, но срок их действия истекал ровно через два дня, о чем водитель очевидно призабыл: «Да ладно!» «Хорошо, что остановил и предупредил», — отметил инспектор ГАИ.


Водитель грузовика Iveco сертификат ТО показать не смог: «Наверное, потерялся». «Сейчас готовлю машину, вот резину поменял, зачистил. Осталось подкрасить. Техосмотра, если честно, у меня нет, это без вопросов», — через секунду признается мужчина, с виноватым видом направляясь к патрульной машине. За первое такое нарушение предусмотрен штраф от 1 до 3 б. в. (от 21 до 63 рублей), за повторное в течение года — от 2 до 5 б. в. (от 42 до 105 рублей). Обычно если водитель соглашается с нарушением, то назначают минимальное наказание.


Следующая остановленная машина — Peugeot 406. У сотрудника ГАИ было полное основание остановить иномарку — отсутствие разрешительной наклейки в правом нижнем углу лобового стекла. Но тревога ложная, с документами у молодого водителя все в порядке.


«Налог, конечно, смущает. Не верится, что деньги от госпошлины в полном объеме тратятся на ремонт и строительство дорог. Но платить приходится, положено по закону», — вкратце объясняет водитель, который дисциплинирован в большей степени, поскольку использует Peugeot в рабочих целях от имени юрлица, а значит, и ответственность за непройденное ТО в этом случае большее. По ст. 18.24 КоАП предусмотрено от 4 до 6 б. в.


А вот у водителя Volvo XC60, похоже, есть двойная причина поволноваться. Во-первых, просроченный сертификат ТО, а во-вторых, женщина перевозит ребенка без детского автокресла, которое, к слову, в салоне авто имеется. «А давайте мы сейчас ее попробуем посадить в кресло, вы ее наругаете, чтобы она больше так не делала», — похоже, мама пытается перенести всю отвественность на ребенка, который вот-вот заплачет, и просит не делать запись в талон.


Поругать в этой ситуации нужно только маму, которая забыла о том, что кресло необходимо для безопасности детей, которые, не дай бог, могут попасть в ДТП. Женщину штрафуют как за отсутствие ТО, так и за нарушение правил перевозки ребенка. Санкции данной статьи предусматривают штраф до 4 базовых, а за повторное подобное нарушение придется заплатить уже от 2 до 8 б. в.

Кстати, оплатить штраф можно и по терминалу. «В некоторых машинах ГАИ есть терминалы. Но планируется, что в 2017 году они будут в каждом патрульном автомобиле. Кроме того, сейчас можно провести платеж также через ЕРИП», — уточняет инспектор ГАИ.


Владелец купе Honda Accord начинает оправдываться с первых секунд разговора: «Полтора месяца назад красили машину, разбили лобовое стекло. А поскольку у меня редкая купешка, то заказывал его в Польше, придет только через две недели. Но деваться некуда, работать без машины не получается, вот и пришлось рисковать». Молодой человек попадается в первый раз, с нарушением соглашается, так что приходится заплатить минимальный штраф — 1 б. в. (21 рубль).


«Для чего ввели этот дорожный налог? Вот действительно, скажите — для чего? Мне кажется, что деньги от госпошлины идут на зарплаты чиновникам, но уж точно не на дороги и их ремонт, — сокрушается молодой человек. — Вы посмотрите на наши дороги. В областях и райцентрах — яма на яме! Только в Минске ситуация получше». 


Хотя в Министерстве финансов РБ подчеркивают, что средства от госпошлины являются составной частью дорожного фонда и уходят по целевому назначению: на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автодорог. В Минтрансе отмечают, что на строительство республиканских автомобильных дорог за январь-сентябрь 2016 года всего использовано 77 851,8 тыс. рублей госпошлины. А на капитальный ремонт за этот же период — 31 550,0 тыс. рублей.


На глаза попадается и Mazda 626 в явно потрёпанном состоянии. «Попал в аварию уже после прохождения ТО. Нет времени отремонтировать, работаю на двух работах без выходных», — объясняет парень, у которого действительно пройден техосмотр.

Порадовал и старенький Volkswagen Golf. «Всем в пример нужно ставить! Не факт, если автомобиль старый, то у него все плохо. Приятно посмотреть. Счастливого пути!» — подчеркивает сотрудник ГАИ. «Проверку сама прошла», — с гордостью отвечает водитель.



**
Как показала проверка, просроченный сертификат ТО — явление массовое, и в качестве оправдания используются как ставшая более популярной «забывчивость», так и отсутствие денег на уплату госпошлины. При этом обремененный платежами, белорусский автомобилист жалуется, но пересаживаться с личного транспорта на общественный не спешит. На поверку оказывается, что штрафы водителей мало пугают, более того, некоторые из них просчитывают экономическую выгоду на целый год вперед, предпочитая платить эти самые штрафы, чем отдавать налог на «якобы на ремонт и содержание дорог». И ситуация пока в лучшую сторону не меняется.



Фото: автора; из архива AV.by

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments

Где и каким способом Вы покупаете зимнюю резину?

Всего проголосовало: 10 322