Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Подорожание топлива неизбежно? Разбираемся в «больном вопросе» вместе с экспертом

  • 18 ноября 2016
  • Просмотров 11739

Цены на топливо не поднимались уже год и 9 месяцев. Столько держали! Так сказать, крепко сжимали пружину, чтобы она в одночасье не выскользнула из железной хватки, обнажив недовольство и неудобные вопросы людей. Отдельные из них после недавней публикации о назревшей необходимости «Белнефтехима» повышать стоимость топлива в стране уже стали шутить: «Насколько еще вырастут цены на бензин, если нефть станет бесплатной?» Шутка — шуткой, если бы все не было так похоже на правду.

Цена нефтяной «корзины» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) в 2013 году составляла 105,87 доллара за баррель, в 2012-м — 109,45 доллара, в 2011-м — 107,46 доллара, в 2010-м — 77,45 доллара. Рекорд цены «корзины» был установлен 3 июля 2008 года — 140,73 доллара за баррель. В ноябре 2016 года средневзвешенная стоимость барреля ОПЕК составляет 42,33 доллара, хотя до конца года еще может измениться. Этого никто не исключает, ведь на память приходит январское падение нефти на «дно» — до 27$ за баррель. Однако по сравнению с прошлым годом ( прим. 49,49 доллара) — нефть опять показывает пусть и незначительное, но снижение.

На фоне этого европейцы радуются. Еще бы! Ведь вслед за снижением мировых цен на нефть дешевеет и топливо на европейских заправках. Увы, поводов для радости белорусское правительство уже который год не находит. Почему же подобный сценарий невозможен в нашей стране? Прояснить ситуацию «Автомалиновка» попросила старшего аналитика «Альпари» в Минске Вадима Иосуба.

— Вадим Петрович, у нас в стране как-то странно получается: нефтяные котировки Brent и WTI вниз — ценники на белорусских АЗС остаются неизменными да еще вот-вот грозят пойти вверх! Где искать здравое объяснение ситуации?

— Если верить заявлениям белорусских властей, когда падает цена на нефть, стоимость нефтепродуктов на мировых рынках снижается еще быстрее. То есть та продукция, которую наши НПЗ экспортируют на внешние рынки, дешевеет быстрее закупаемого сырья. Другими словами, рентабельность белорусских предприятий значительно снижается, — поясняет специалист. — Хотя, казалось бы, дешевое сырье на входе, при переработке должно генерировать еще более дешевый нефтепродукт. В нынешней ситуации это не так. НПЗ полностью зависимы от мировых цен на нефть, ведь чем они ниже — тем меньше заработают предприятия. Как мы видим, достаточно длительное время цены на АЗС оставались неизменными, но наши нефтеперерабатывающие предприятия уже давно работают в условиях дешевой нефти. Все убытки от реализации топлива на внутреннем рынке НПЗ компенсировали за счет экспорта. Однако в этом году экспортная выручка значительно снизилась и уже не может в полном объеме покрывать финансовые потери от реализации дешевого бензина внутри страны. Выход предложили простой и проверенный: поднять стоимость топлива на внутреннем рынке.

— В недавнем комментарии государственной газете «Рэспублiка» председатель концерна «Белнефтехим» отметил, что с марта 2016 года на 50% увеличились акцизы на нефтепродукты, уплачиваемые нефтеперерабатывающими заводами в бюджет, что также повлекло за собой финансовые потери. Как мы знаем, акциз — это тот налог, который в итоге ложится на конечного потребителя, то есть нас с вами. Однако цена на топливо не менялась. Почему?

— Это было, что называется, политическое решение. В преддверии парламентских выборов повысить доходность бюджета можно было только таким способом, то есть за счет снижения рентабельности нефтеперерабатывающих заводов. В противном случае, могло возрасти недовольство в обществе, попробуй государство потянуться к кошелькам людей.

— Как считаете, государство могло бы «немного пожертвовать акцизами»? Ведь в недавнем докладе руководителя концерна сказано, что несмотря на негативные внешние факторы, концерн обеспечил положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 415 млн. долларов США. То есть говорить об убыточности НПЗ не приходится..

— Конечно, говорить об убыточности НПЗ не приходится. Это одни из самых прибыльных белорусских предприятий. Другой вопрос, что эта прибыль по мере снижения цены на нефть и по мере налогового маневра в России стремительно сокращается. Теоретически, в другой экономической ситуации государство, возможно, могло бы пожертвовать акцизами. Но не сейчас, когда нечем будет компенсировать поступления в бюджет, — отмечает Вадим Иосуб. — При нынешней бюджетной консолидации, когда наблюдается падение экономики, сокращение экспортных доходов, государство принимает все возможные меры по увеличению бюджетных доходов и снижению расходов. Поэтому на снижение акцизов, и особенно в такой доходной сфере, как нефтепереработка, власти не пойдут.

— Как одну из объективных причин для подорожания топлива на внутреннем рынке, Игорь Ляшенко назвал увеличившуюся цену нефти для нашей страны на 21 доллар США за тонну. Но Беларусь не только покупает нефть у России, но и добывает свою. Сколько мы добываем своей нефти и куда она уходит?

— В настоящее время компания ведет добычу нефти и газа на 60 месторождениях в Беларуси, на 13 — в Венесуэле и 3 — в Российской Федерации. Добыча нефти балансирует на уровне около 1,6 млн тонн в год. Вся добытая в нашей стране нефть продается в Германию в непереработанном виде, — рассказал специалист. — Что касается увеличения цены нефти на 21 доллар за тонну для Беларуси, то здесь надо учитывать, что в середине января 2016 года цена марки Brent опустилась до 27$, а в октябре поднималась до 53$ за баррель. Поэтому если говорить о динамике цен, то нужно брать какую-то отправную точку. По сравнению с 2014 годом — это можно назвать падением, а по сравнению с январем текущего года мы видим двукратный рост. От каких данных отталкивался председатель концерна «Белнефтехим», мне судить сложно.

— Можно ли предположить, что грядущее подорожание на АЗС станет всеобщим катализатором удорожания жизни? Ведь затраты на топливо присутствуют практически во всех сферах: начиная от стоимости проезда в общественном транспорте до затрат в логистике перевозок. А те же хлеб и молоко нужно еще доставить до потребителя.

— Безусловно, повышение цен на топливо повлечет за собой удорожание жизни. Но пока этот вопрос находится на стадии обсуждения. Утверждать что-то конкретно я бы не стал. Опять же, нельзя исключать, что, например, повышение стоимости проезда в общественном транспорте может произойти не сразу с подорожанием топлива, а с некоторым временным лагом. То же самое произойдет и с другими тарифами и ценами. Одномоментно жизнь, допустим, на 10% не подорожает.

Получается, установка Президента приблизить реальную заработную плату на уровень 500 долларов в следующем году не более, чем утопия? Ведь в случае роста цен инфляция за считанные месяцы обесценит национальную валюту, курс доллара рванет вверх, а белорус снова останется у разбитого корыта...

— Говоря о зарплате в 500$, глава государства высказался двояко, уточнив, что это возможно лишь при достижении определенных результатов в экономике. Другими словами, чтобы нынешняя средняя зарплата в 350$ превратились в "по пятьсот", необходимо на треть увеличить выпуск востребованной продукции или на треть уменьшить занятость населения. И то и другое маловероятный сценарий. А вот включать печатный станок — это точно не выход. Напечатав деньги и раздав их людям, государство придет к тому, с чего начинало. За счет скачка курса через месяц-другой 500$ уже не будут теми же 500$. И, как мне кажется, в правительстве это хорошо понимают, — отмечает специалист. — В свою очередь, возможное подорожание топлива вряд ли серьезно ускорит инфляцию. Да, рост вполне вероятен, но незначительный.

— Ваш личный прогноз касательно подорожания топлива. Стоит ли готовиться автомобилистам к новым ценам на АЗС в этом году или, по уже сложившейся традиции, подарки получим аккурат после боя новогодних курантов?

— В ситуации, когда цены меняются путем административных и даже в большей степени политических решений, что-либо прогнозировать очень сложно. Здесь можно с одинаковой долей вероятности сказать, что цены на АЗС изменятся в ближайшие несколько дней, или утверждать, что они останутся неизменными до конца следующего года. Как бы то ни было, любое решение будет не экономическое, а политическое. В связи с этим абсолютно непредсказуемое.

 **
На сегодняшний день стоимость 1 литра дизельного топлива (К5) составляет 1.23 рублей, бензина АИ-95-К5 — 1.19 рублей, АИ-92-К5 — 1.11 рублей, ГАЗ ПБА — 0,60 рублей. Сколько эти цифры будут оставаться неизменными, одному только Богу известно. Хотя о чем это я, религия в этом вопросе абсолютно не при чем. 

 

Фото: архив AV.by

Дмитрий Макаревич
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments