Там, где становятся чемпионами. Обзор трассы Интерлагос

  • 12 ноября 2016
  • Просмотров 2720


В этот уикенд Автодром имени Жозе Карлуса Пасе, в мире Формулы-1 более известный как Интерлагос, примет 20-й этап чемпионата мира Королевских гонок. На трассе в Сан-Паулу, которая за долгие годы уже успела стать классической, гран-при Бразилии пройдёт в 34-й раз, и сегодня мы расскажем об истории проведения здесь этапов Формулы-1, особенностях трека, его рекордах и победителях.

Первая гонка в Сан-Паулу, организованная автоклубом Бразилии, прошла в 1936-м году по улицам уже тогда расстроенного и густонаселенного города. Запомнилась она лишь страшной аварией на финише, когда французская пилотесса Элле Нис (Helle Nice) в борьбе за третье место влетела в толпу зрителей. Авария унесла 4 жизни, более 30 человек было ранено. Тогда власти города сделали строгое заключение — если автоклуб хочет организовывать гонки, то делать это следует на специально построенных трассах. На том и решили, однако все упиралось в денежную сторону вопроса, и судьба строительства трека повисла в воздухе на несколько лет.

Местом строительства был выбран огромный пустырь на юго-западе от Сан-Паулу, на котором изначально планировалось построить город-спутник большого Сан-Паулу. Этот участок находился между двумя искусственными водохранилищами, предназначенными для снабжения города питьевой водой. Отсюда и берёт своё название эта местность. «Entre lagos» с португальского означает «между озёр». Вместе с этим появилась красивая история о том, что название «Interlagos» придумала дочь владельца этих земель предпринимателя Луиса Ромеро Сансона (Luis Romero Sanson), ведь оно звучит куда более мелодично чем «Intralagos».

Открытие нового автодрома состоялось в мае 1940-го года, после двух лет затяжного строительства, которое несколько раз прерывалось из-за отсутствия финансирования. Это был очень извилистый трек длиной почти 8 километров, находящийся в природной впадине, что позволяло зрителям охватывать взглядом всю трассу и наблюдать за ходом гонки буквально с одной точки. Вплоть до начала 70-х здесь проводились международные соревнования и гонки местной серии «Темпорада». Также на Интерлагосе проходили марафонские гонки на выносливость, своеобразные аналоги «24 часов Ле-Мана», позже ставшие 12-ти и 6-ти часовыми. Большие призы в Сан-Паулу пришли вместе с успехами на международной арене Эмерсона Фиттипальди.

Жозе Карлус Пасе празднует победу на гран-при Бразилии 1975-го года. Через 2 года он погиб в авиакатастрофе и трассу в Сан-Паулу назвали в его честь 

В 1972-м году здесь прошел первый в истории гран-при Бразилии, который, правда, не входил в зачет чемпионата мира, но на котором были представлены многие команды-гиганты того времени, такие как Брэбэм, Лотус, Уильямс и др. А в следующем году гонка в Сан-Паулу обрела официальный статус гран-при чемпионата мира в классе Формула-1. Однако надолго задержаться в Сан-Пуалу Большим призам не удалось. Из-за соображений безопасности в 78-м году гонка прошла в Рио-де-Жанейро на малоизвестной трассе Жакарепагуа, но вновь вернулась на Интерлагос в следующие два года. После многочисленных жалоб от пилотов на качество дорожного полотна и отсутствие более менее достойной инфраструктуры встал вопрос о дальнейшей судьбе гран-при Бразилии на трассе Интерлагос. Власти Сан-Паулу всеми способами открещивались от любого содействия в финансирования новой реконструкции, и поэтому гонка 80-го года стала последней на этой трассе, и последняя на старой 8-километровой конфигурации.

Эмерсон Фиттипальди — победитель первого гран-при Бразилии

Следующие девять лет гран-при Бразилии проходил в Рио. Но и в столице Формула-1 долго не задержалась. К концу 80-х город в буквальном смысле стонал от затрат на проведение этапа, и на счастье властей спасительным стало восхождение на вершину Формулы-1 Айртона Сенны, глядя на успехи которого управление Сан-Паулу и дирекция автоклуба Бразилии всё же нашли деньги для реконструкции автодрома Интерлагос. Трек сократился почти вдвое, сохранив лишь первый и третий сектор, придающие узнаваемую форму трассе, и самую медленную часть второго сектора. При этом движение на первом секторе стало происходить в обратном направлении. На сегодняшний день длина трека составляет  4.309 км и является самым коротким в чемпионате после городской трассы в Монако. Также, Интерлагос является одним из немногих автодромов, на котором движение организовано против часовой стрелки, что также представляет определённую сложность для пилотов.

Трасса включает в себя 10-ть левых и 5-ть правых поворотов, каждых из которых имеют своё собственное название и историю. Многие виражи сохранили свои исторические названия, даже несмотря на то, что одни из них сильно изменились, а другие даже изменили направление движения. Первая связка поворотов, знаменитая и узнаваемая шикана, носит имя Айртона Сенны (“S” doSenna). Далее затяжной левый поворот Солнца (Curva do Sol). До реконструкции в 90-м году это был правый поворот. Ранее в этом месте, по правую сторону от трассы, находился высокий откос. Перед поворотом пилоты буквально ныряли в отбрасываемую тень, а на выходе из виража на небольшом подъёме мчались навстречу солнцу.

Сохранили свои названия повороты «Подкова» (Curva da Ferradura) — за свою форму; «Апельсин» (Curva do Laranja) – так называли неопытных пилотов, которые вылетали здесь; «Поворот Сосны» (Curva do Pinheirinho) — здесь росла сосна, с которой столкнулся ни один десяток автомобилей. Извилистый и медленный сектор предопределяет время на круге и ошибки на нём стоят многого, так как трасса очень короткая и отыграться практически негде.

На Интергалосе действует две зоны DRS. Первая, между 3-м и 4-м поворотом. На протяжении всей прямой пилотам в первый раз разрешено открыть заднее крыло. Чтобы его активировать, перед двумя гонщиками должно быть не более одной секунды в эске Сенны. Скорость здесь превышает 330 км/ч. Вторая зона DRSрасположена на главной прямой и начинается вначале изгиба 15-го поворота. Точка детекции находится на выходе из 13-го виража. Максимальная скорость с открытым крылом приближается к 350 км/ч. В прошлом году скоростная ловушка на финишной прямой зафиксировала скорость 349,5 км/ч, которую развил болид Williams Фелипе Массы в третьем сегменте квалификации.

Несмотря на такие высокие скорости, которые развивают современные гибридные силовые установки, рекорды прохождения круга на многих трассах приходятся на эру мощнейших атмосферных двигателей V10. В 2004-м году Хуан Пабло Монтойя на 49-м круге гонке показал время 1:11.473, которое и является рекордным по сей день. Для сравнения, в гонке 14-го года быстрейший круг Льюис Хэмильтон составлял 1.13:555. Абсолютный рекорд трека принадлежит Рубенсу Баррикелло, который всё в том же 2004-м в квалификации промчался по трассе за 1:09.822.

На прошлой неделе единственный поставщик шин в Формуле-1 компания Pirelliобъявила о выборе пилотов и команд комплектов сликов на уикенд. После двухлетнего перерыва шины Hardвернутся в Бразилию. Абразивный и ухабистый асфальт вынудил Pirelliпривезти сюда самые жёсткие шины из возможных.

В отличие от прошлого года, нас, возможно, ожидают стратегии с двумя пит-стопами. Почему возможно? Может случиться так, что механикам и вовсе не придётся расчехлять термо-чехлы со сликами, ведь на весь уикенд официальная метеослужба ФИА UBIMET прогнозирует неустойчивую погоду с переменной облачностью и возможными ливнями. Что же, дождливый гран-при Бразилии это всегда непредсказуемое зрелище и многие болельщики не против таких раскладов.

Уже в эти выходные, за один этап до завершения чемпионата, гран-при Бразилии может предопределить исход борьбы за титул. Впервые за три года выступления в чемпионской команде у Нико Росберга есть реальный шанс стать чемпионом. Если немецкий пилот победит в это воскресенье, вне зависимости от результата Льюиса Хэмильтона, то на подиуме в Сан-Паулу он отведает шампанское из чемпионского кубка. Если все звезды сойдутся в пользу Росберга, то он может стать шестым пилотом в истории, который выиграл чемпионат именно на трассе Интерлагос.

В 2004-м году гран-при Бразилии проходил за два этапа до конца чемпионата. Здесь Фернандо Алонсо гарантировал себе титул, вне зависимости от результатов ближайших преследователей в двух последних гонках сезона. В следующем году на Интерлагосе решилась судьба второго чемпионства испанца. По ходу всего сезона он вёл ожесточённую борьбу с Михаэлем Шумахером, который вынужден был отступить после гран-при Японии, во время которого у него отказал двигатель. Все что нужно было Алонсо в Бразилии, это финишировать в очках, с чем он справился более чем хорошо.

Кульминация сезона 2007-го года произошла на последнем этапе. Перед его стартом Кими Райкконен в личном зачёте шёл третьим, позади Льюиса Хэмильтона и Фернандо Алонсо. К середине дистанции фин преследовал своего партнёра по команде Фелипе Массу. Для победы в чемпионате Кими необходима была победа. В Ferrari долго не думали и "попросили" Массу уступить позицию, с чем тот долго не спорил. Алонсо и Хэмильтон финишировали третьим и седьмым, а титул в итоге выиграл Райкконен. В 2008-м уже сам Фелипе Масса был героем последней гонки. За звание чемпиона мира он боролся с Хэмильтоном. Бразильцу кровь из носа нужна была победа, при этом британец не должен был финишировать выше шестого места. Так и происходило, вплоть до последнего круга. Масса финиширует первым, трибуны взорвались оглушительным рёвом, а спустя минуты залились горькими слезами. В последних виражах Льюису удалось пройти Тимо Глока и по итогу стать пятым, что гарантировало ему чемпионский титул. С тех пор Массу называют «30-секундным чемпионом».

Спустя год Бразилия принесла звание чемпиона мира Дженсону Баттону. За один этап до финиша британец гарантировал себе победу в чемпионате, для этого ему достаточно было заработать 4 очка. Спустя три года Интерлагос вновь принимал последний этап сезона. В 2012-м году здесь свой четвёртый чемпионский титул получил Себастьян Феттель, финишировав шестым, что вовсе не гарантировало ему победы по итогу сезона. Ему «помог» Дженсон Баттон, который не сломился под натиском Фернандо Алонсо, претендующего на титул. Феттеля и Алонсо разделило 3 очка.

Этот гран-при Бразилии станет последним для любимца местной публики Фелипе Массы в качестве пилота Формулы-1. Со следующего года бразилец, который побеждал здесь дважды, покинет Королевские гонки. «Интерлагос является моим домом. Здесь я родился и вырос. Это будет очень эмоциональный гоночный уикенд, в последний раз для меня на таком удивительном треке. Я с нетерпением жду его, чтобы вновь получить удовольствие от каждого пройденного здесь круга и, надеюсь, мне удастся закончить гонку с хорошим результатом. Я выигрывал два раза в Сан-Паулу и финишировал на подиуме много раз за эти годы, и я верю, что мы можем сделать это еще один раз. Это будет нелегко, но я постараюсь сделать всё, что могу для моего народа и для Бразилии в моей последней гонке у себя дома», — приводит слова Массы официальный сайт чемпионата.

Специальная ливрея для болида Фелипе Массы на последнем домашнем этапе

Фелипе Масса побеждал на Интерлагосе, но чемпионом мира ему стать так и не удалось. А вот Льюис Хэмильтон и Фернандо Алонсо, которые трижды становились чемпионами именно здесь, и на двоих имеют пять чемпионских титулов, в Сан-Паулу первыми никогда не были. «Я думаю, что каждый пилот любит гоняться на Интерлагосе. Это особенное место, и мы помним по последней гонке, насколько важно для нас видеть заполненные трибуны страстных болельщиков – и Бразилия в этом плане стоит на особом месте. Интересна и конфигурация трассы. Даже столь короткий круг всегда держит вас в напряжении — с момента пересечения стартовой черты вы ныряете в первую эску, затем небольшая прямая, где можно немного передохнуть перед медленной секцией, а после множество шпилек, в любой из которых очень легко потерять драгоценное время. В конце каждого круга вы готовы атаковать его снова и снова. Мне нравится это место.

Находясь на стартовой решётке перед гонкой, испытываешь невероятные ощущения: толпа зрителей будто нависает над вами, вот здесь, прямо у вас перед глазами, очень близко. Атмосфера и напряжённость всегда удивительны здесь. После неутешительных выходных в Мексике, мы постараемся прийти в норму, чтобы быть в Бразилии конкурентоспособными. Одна из наших главных задач будет максимально использовать все практики и квалификацию, чтобы гарантировать себе наилучшие положение перед гонкой и сохранить высокое место в воскресенье», — с большой долей оптимизма смотрит на предстоящий этап пилот McLaren Фернандо Алонсо.

34-й гран-при Бразилии на трассе Интерлагос стартует в этот уикенд. Квалификация пройдёт в субботу в 19:00 по минскому времени, а гонка в воскресенье в тоже время. Отчёт о прошедшей гонке мы опубликуем на наших страницах в понедельник. Оставайтесь с нами!

Дмитрий Мандрик
Автомалиновка

Фото: из открытых источников

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 406