Подводя итоги. Айк Симонян о дрифте в Беларуси

  • 30 октября 2016
  • Просмотров 5679

Две недели назад в Логойске отгремел Кубок Беларуси по дрифтингу, окутав пеленой дыма самую известную локацию. И, несмотря на холодную погоду, атмосфера получилась по-настоящему теплой. А вслед за ним наступила та самая пора межсезонья. И пока пилоты отправляют свои дрифт-кары на зимнее хранение в гаражи, подумывая о предстоящих доработках, Автомалиновка решила вспомнить прошлое, обсудить уходящий четвертый сезон и немного заглянуть в будущее вместе с одним из организаторов Чемпионата Беларуси по дрифтингу — Айком Симоняном (команда Racing.by). Что из этого получилось? Читайте в нашем интервью.

— Айк, как нам известно, команда Racing.by в январе следующего года будет отмечать своё 12-летие. А если вернуться в прошлое, как происходило зарождение дрифтинга в Беларуси?

— Как я уже неоднократно рассказывал, началось все с организации соревнований по дрэг-рейсингу. Дело в том, что автоспорт нам всегда был интересен. Более десяти лет назад мы ещё нелегально проводили такие мероприятия (2003-2004 гг). Была команда Street-racing.by, но в силу разных обстоятельств она развалилась. После чего все люди, которые на тот момент там были, ушли со мной.

В конце 2004 года в Шабанах ко мне подошел Женя Никитин, с которым мы были знакомы, но близко не общались, и предложил создать команду. Мы долго думали над названием. В итоге решили — Racing.by. Так появилась новая команда и с тех пор мы постоянно двигаемся вперед.

В 2008 году я как-то загорелся дрифтом, хотя тогда все очень скептически к этому относились, в том числе и мой коллега — Женя. Я понимал, что организовать в РБ соревнования по дрифтингу вполне возможно, и у меня даже было определенное видение того, как это сделать. Как-то зимой я заехал в горнолыжный комплекс Логойск, просто провести время с друзьями. И на своем заднеприводном купе Infiniti я прямо на той самой площадке начал, условно говоря, дрифтить. И тогда я понял, что трек сгодится для соревнований. Администрация комплекса пошла нам на встречу. Так появилась площадка, после чего я занялся поиском пилотов. Белорусских дрифтеров тогда ещё не было, так как всё ещё лишь зарождалось. И было понятно, что нам нужны иностранные пилоты.

Я съездил в Киев к своим коллегам, где уже проводились такие соревнования. Поговорил там с дрифтерами, и мне дали контакты таких ребят, как Тимас Симнишка, Петронис Кестутис и Дариус Балис — это были три топ-пилота литовского чемпионата. На первом ивенте, который состоялся 28 июня 2009 года, у нас было девять иностранных пилотов и два белоруса. Наши пилоты тогда выступали на своих обычных гражданских автомобилях. Тем не менее ивент получился очень крутым и душевным, плюс была классная погода. Я помню, даже один из автомобильных порталов написал, что это «самое крутое мероприятие в истории белорусского автоспорта». Таким образом, начало было положено.

Спустя 3 месяца у нас уже было 45 пилотов (3-4 автовоза из России, Украины, Латвии и Литвы). Второй ивент оказался ещё более выдающимся. Тогда и зародились идеи о необходимости проведения чемпионатов EEDC (Eastern European Drift Championship). В 2010 году мы организовали этап EEDC, а также FXOpen Drift. Это были очень крутые мероприятия, которые посещали мировые пилоты, делились своим опытом. А это в свою очередь дало толчок не только к развитию дрифта в Беларуси, но и у наших восточных соседей. Смело могу сказать, что те же российские пилоты впервые видели эти имена, вживую могли с ними проехать. И это было очень круто!

— По каким критериям подбирались трассы для соревнований. То есть на что ориентировались при выборе площадок?

— На протяжении еще нескольких сезонов белорусских пилотов было крайне мало. Выступали Сергей Сак, Максим Шатило, Дима Нагула в 2011 году подтянулся, Лёша Вишневский первый раз выехал в 2010 году. То есть было понятно, что ещё рано делать какой-то упор. Потом количество гонщиков постепенно стало увеличиваться. В 2012 году была поставлена конкретная задача — нужно делать ивенты в Логойске, опираясь на белорусских пилотов. Мы провели в Логойске около 5 мероприятий, куда приезжали в основном одни белорусы. Больше мы никого не звали, кто хотел — приезжал сам. Так, постепенно наши пилоты и научились ездить.

В 2012 году Минспорт признал дрифтинг официальным видом автоспорта и мы получили право проводить чемпионаты Беларуси. В 2013 году мы провели первый сезон. Вначале все делали около Минска и в Логойске. Но мы не стоим на месте и всегда думаем, как всё улучшить. Стало очевидно, что нужно всю страну охватывать, потому что это как минимум развивает дисциплину в регионах, знакомит людей с дрифт-культурой. Ведь многие пилоты пришли в дрифтинг как раз из зрителей. Тот же Андрей Мазин, например.

Пинский стадион нам подходил по тому принципу, что там все готово: есть классная арена, где вокруг сидят люди. Такого нигде в Беларуси нет. Площадка, конечно, небольшая, но позволяет построить определенную конфигурацию, к тому же достаточно зрелищную. Для начала сезона подходит идеально. Естественно, по традиции, которая берет своё начало ещё с дрэг-рейсинга, мы также используем перроны аэропортов в качестве трека. У нас с этим все налажено. К настоящему времени мы успели заслужить хорошую репутацию, о которой, кстати, всегда беспокоимся.

Логойск — это уже мекка нашего дрифта, где мы всегда проводим как минимум один этап. На Брест обратили внимание в 2013 году, где по многочисленным просьбам местных участников впервые провели соревнования. Нашли площадку авторынка «Веставто». Понимали, что там большая аудитория. В 2014 добавился ещё и Могилёв, так как стремились внести разнообразие, чтобы постоянно не делать в одних и тех же местах. Забегая вперед скажу, что на следующий год вместо Гродно мы планируем провести этап в Гомеле.

Что касается конфигурации, все зависит от конкретной площадки и её размеров. Пример построения трассы рождается у меня в голове. Потом всё вычерчивается, подстраивается и проходит испытания. Иногда что-то меняется, потому что всё это тоже сложно. Так, например, в этом году мы впервые провели этап на трассе стационарного картодрома «Альянс» в Бресте. Сначала даже я как-то скептически к этому относился. Думал, что будет узенько и медленно. Но всё прошло очень круто! Всем пилотам понравилось. Многие получили огромное удовольствие от парных заездов. Хорошая локация, отличные условия, да и дрифт получился зрелищный, и близкий! И с погодой повезло. Так что у нас постоянно происходят какие-то изменения, в голове все время рождаются новые идеи, поэтому будут новые локации — будем их пробовать!

— Как менялись технические требования, предъявляемые к дрифт-карам? И ждать ли каких-то нововведений в следующем сезоне?

— Понятно, что нельзя только прийти в дрифт и сразу поставить чёткие требования. Так у тебя не будет ни одного пилота. Начинали мы в 2011 году с болтовых каркасов. В 2012 году по-прежнему оставались болтовые, но все уже знали, что в следующем году их не будет. Та же ситуация и с ремнями. То есть постепенно готовили пилотов к изменениям. С 2016 года уже нельзя было использовать комбинезон и шлем для картинга, только автомобильные. С каждым годом дорабатываются вопросы безопасности, но с одним условием: чтобы это все органично происходило, и пилотам не было так "больно".

В следующем году тоже планируются какие-то изменения, но в основном рекомендательного характера. В настоящий момент наши технические требования к автомобилям достаточно серьезные и это доказывают периодически случающиеся «крэши», встречи с бетоном, в результате которых с пилотами всё остается в порядке. Мне, конечно, хотелось бы ввести обязательную систему пожаротушения. У многих пилотов она есть. Сейчас у нас это в качестве рекомендации, скорее всего и останется таковой. Соберемся с пилотами и обсудим этот момент. Ведь каждый должен понимать, что это важная вещь.

Технический комитет федерации в лице Дениса Ревяко работает над этим и отвечает за нашу дисциплину, поэтому с этим тоже все в порядке. Мы проделали достаточно большую работу за эти годы, и проблем никаких нет.

— Для дрифта наши пилоты выбирают в основном автомобили марки BMW и Nissan. Что можешь сказать по этому поводу?

— Это правильно. Я против экспериментов. Выглядит это, быть может, и забавно, но на такой эксперимент ты тратишь много денег и времени. Как правило, ничего нормального из этого не выходит. Потому что тебе приходится учиться на своих ошибках, все время на одни и те же грабли наступать. Есть уже испробованная во всем мире шасси. Мировой опыт, начиная от подвески кузова, моторов, уже готовых комплектов свапа и так далее. Не нужно изобретать колесо, другой вопрос, если ты хочешь что-то лучшее, то купи не BMW E30, а E92, например.

Некоторые пилоты уже понимают, что их нынешние автомобили устаревают и нужно переходить на следующий кузов, потому что это опять же вопрос зрителей и спонсоров. Многое зависит ещё и от того, как будет выглядеть твоя дрифт-машина. Ведь красивый автомобиль привлекает гораздо больше внимания, чем какой-то корч.

Все зависит от подхода пилотов. Изначально используется заднеприводный автомобиль. У нас много BMW, потому что они дешевые и найти на них запчасти не проблема. Даже многие машины Nissan с двигателями от Toyota комплектуются коробками от дизельной BMW. Так как раньше вся коробка стоила 30$, а теперь, когда её массово начали устанавливать в дрифте, цена выросла до 100-120$. Но для дрифтинга это всё равно копейки, их в запасе иногда по две лежит. И таких нюансов много. Ремонтопригодность, цены на запчасти и что немаловажно — наличие всего этого. Потому что иногда у тебя что-то случается, и ты остаешься без запчасти. Приходится быстро искать замену, а если не успеваешь, то ставишь крест на этапе.

— Почему в текущем сезоне стали использовать новую судейскую сетку Double Elimination?

— Судейскую сетку c двойным выбыванием (англ. Double Elimination) в прошлом году впервые начали использовать в RDS (Russian Drift Series), хотя у нас сама сетка была инициирована Евгением Ружейниковым. В минувшем году перед белорусским этапом EEDC состоялась конференция, и как раз там Женя рассказывал о новой сетке. Я тогда ещё только присматривался к нововведению. По неизвестным мне причинам россияне в этом году от нее отказались.

Были, конечно, и скептики, которые кричали, что много колес будет уходить, это дорого, но при всем этом есть отличный аргумент – у тебя есть шанс на победу, а если у тебя нет колес – ты просто не едешь. В обычной сетке, если ты один раз проиграл, то возможности дальнейшего участия нет. Да и не один из наших пилотов в этом году не отказался от новой схемы судейства, все ехали. Я считаю, что будет лучше, если ты где-то меньше потренируешься, но сохранишь комплект резины на ещё один заезд. Тот же Валик Бородавко, например, в середине сезона говорил, что за текущий год проехал больше парных заездов, чем за два до этого. Или же Дима Нагула в Бресте, сначала проиграл в своём заезде, а затем сумел прийти в финал и даже выиграл 1 раз у Аркадия Цареградцева. А если бы не эта сетка, то мы бы его не увидели, и не было бы тех крутых заездов, которые он потом показывал. Поэтому сетка отличная. Ни один человек мне во время сезона не пожаловался, все только рады.

Естественно, прежде чем принять данную сетку судейства, мы должны были её опробовать в деле. Мы как организаторы не имеем права экспериментировать на чемпионате. Исходя из этого, в прошлом году устроили автофестиваль G-Fest, который и провели по этой сетке. По итогу заездов стало понятно, что ничего страшного в этом нет. Также мы решили перенести квалификацию на другой день. И это правильно. Пилоты в первый день ориентируются конкретно на то, чтобы пройти квалификацию, а на следующий — мы видим парные тренировки и парные заезды. Это даёт возможность сосредоточиться на чем-то одном и полностью выложиться. И в этом сезоне качество заездов выросло прямо в разы – это мое мнение как судьи, организатора, и вообще как человека, который в этом разбирается.

В первую очередь это хорошо для слабых пилотов и новичков, так как у них больше шансов выйти вперед. Да, кто-то может квалификацию не пройти, но это уже другой вопрос. Нужны постоянные тренировки. Если случается какая-то поломка, то есть время её исправить. Например, Андрей Пискарев в Бресте на первый заезд не выехал, но всё равно через несколько заездов прошёл дальше. Поэтому в следующем году — только сетка DE. Она себя полностью оправдывает.

— Много ли приходит новичков? Мы каждый год видим пару человек.

— Если честно, я даже и не ожидал этих нескольких человек в этом году, так как экономическая ситуация нынче не самая хорошая. А дрифт, как в принципе и весь автоспорт — это дорого. Тем не менее пилоты готовятся, появляются более дешевые решения в постройке автомобилей. Упала стоимость шин, что тоже немаловажно. В следующем году также планируются прибавление. Вернутся и некоторые прежние спортсмены, взявшие себе перерыв.

В то же время наш чемпионат привлекает к себе внимание иностранных пилотов. Хотя иностранцами я их и назвать не могу. Это наши друзья из Украины и России. Несколько очень сильных пилотов на следующий сезон готовят себе машины для нашего чемпионата. Не буду называть фамилии, они сами, как придет время, о себе заявят. И это показывает, что мы выбрали правильный вектор и есть динамика развития.

— Можешь выделить кого-то из новичков? Может кто-то сумел стать прорывом сезона-2016?

— Из новичков – Денис Клищевский и Роман Матюкевич — это пилоты, которые с каждым этапом все больше совершенствуются. Первый год никогда не бывают крутым, потому что им потом нужно все ещё обдумать, понять свои ошибки, и уже следующий сезон пройдёт гораздо проще. Они смогут по-другому ехать. Не у всех пилотов, конечно, получается, иногда не по их собственной вине, а из-за того, что подводят машины, но у нас техническая дисциплина и от этого никуда не денешься.

Прорыв сезона – это не совсем новичок, это Валик Бородавко. Он перестал бояться и начал правильно и близко ездить, рисковать. Я всегда пытаюсь донести до людей, что нужно стараться ехать близко, не бояться контакта, ничего страшного в этом нет.

— Есть ли в Беларуси места для тренировок, где можно было бы отточить мастерство или просто набраться опыта?

— На сегодняшний день единственное место – это Липки. В свое время я делал тренировки в Логойске, они были бесплатные, но пилоты не приезжали. Это было для них дорого, надо было привезти машину, шины и так далее. А в Липках сейчас катается много «стритовых» ребят. Кто-то из них в определённый момент всё равно пойдёт дальше. Здорово, что началась такая практика. Мы их поддерживаем.

Кроме того, у нас в течение сезона достаточно частые ивенты (каждые 2-3 недели). На тренировки целый день выделятся, так что там тоже можно отточить мастерство и получить какие-то навыки.

— Насколько успешным был уходящий сезон: удалось ли реализовать все поставленные задачи? Какие планы на будущий год?

— На сезон были поставлены определенные задачи. Мы понимали, что в каких-то моментах, в том числе и коммерческих, он не будет выдающимся. Речь шла о поддержке чемпионата, привлечении новых пилотов, а также необходимости сделать абсолютно иную телевизионную трансляцию, другого качественного уровня, чтобы было приятно посмотреть.

Это был определенный бюджет, но мы понимали, что нужно это сделать. С поставленными задачами справились. Много вопросов систематизировали для себя в смысле организации. Задача минимум выполнена, сезоном мы довольны, готовимся к следующему.

В следующем году планируем провести белорусский чемпионат и этап EEDC. Судьба EEDC у меня в голове под вопросом, потому что пропала востребованность такого рода чемпионатов. Когда начали сильно развиваться локальные чемпионаты, то пилотам нет необходимости ездить далеко. И эта заинтересованность упала. Но все равно раз-два в год мы будем делать крупные мероприятия, с привлечением крутых пилотов. Правда, с названием пока не определились.

Вообще я горжусь своей командой. Иногда я жесткий, иногда добрый. Во время гонок я чаще жесткий, но они знают, что есть задачи и их необходимо выполнять. И если что-то не так, они должны меня заранее предупредить. Все классно, все молодцы. И то, что мы делаем вместе — показывает достойный результат!

Автор: Татьяна Вертейко

Фото: Евгении Воробей и автора

Автомалиновка

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Быстро продать автомобиль это..

Всего проголосовало: 2 889