Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Городу необходимо 30-40 электрозаправок». Когда белорусы начнут пересаживаться на электрокары?

  • 20 сентября 2016
  • Просмотров 3300


Каждый десятый покупаемый в Норвегии автомобиль работает на электричестве. В Беларуси в лучшем случае насчитывается примерно 2 десятка электромашин, то есть шанс случайно увидеть их на дороге катастрофически минимален. Мы уже писали о популярных электрических моделях среди белорусов— их оказалось очень мало. Но почему этот быстрый и прогрессивный транспорт так медленно добирается до нас? Каковы тенденции его развития в нашей стране? И будут ли у владельцев электрокаров льготы в обозримом будущем? Об этом и многом другом Автомалиновка поговорила с Дмитрием Казаком, экономическим консультантом компании, ставшей инициатором производства первой белорусской электрозаправки.

Дмитрий Казак

Начиная с 2012 года, как только на рынке появилась Tesla Model S, мы привезли под заказ около 7 электромобилей, среди которых были и Tesla, и Nissan Leaf. Но поскольку недавно вступила в силу обязательная сертификация, то ввозить электрокары в Беларусь на законных основаниях стало практически нереально. Если процедура сертификации будет проходить в упрощенном виде, при наличии льготных условий и совместно с развитием необходимой инфраструктуры, то, конечно, прирост электрокаров в стране будет прогрессировать. А при таком раскладе вполне реально ввозить 10-12 электромобилей в год, так как спрос на них в принципе есть, — рассказывает Дмитрий Казак.

С одной стороны, сертификация ТС, ввозимых на территорию Таможенного союза, которая стала обязательной с января 2016 года, служит преградой для официального ввоза электротранспорта в нашу страну. С другой, с 1 сентября текущего года временно обнулили ставку таможенной пошлины на электромобили. Правда, НДС оставили, и теперь на границе белорусов ждет доплата в размере 54% от таможенной стоимости электрокара, которому еще нет 3 лет. Либо 20% для электромобилей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для юрлиц действует нулевая пошлина и 20% НДС от оценочной стоимости автомобиля. Кроме того, данное решение не касается машин с гибридным мотором и «плагин-гибридных» автомобилей, которые рискуют стать более востребованными на фоне неразвитой инфраструктуры.

Конечно, отмена ввозной пошлины — это хорошо, но это только 20% того, что нужно сделать для развития электротранспорта. К примеру, российский рынок ощутит перемены в большей степени, потому что там инфраструктура развивается намного быстрее, чем у нас. Так, в Москве уже сегодня есть порядка 30 электрозарядок, а по всей Беларуси — всего 7-8. Сегодня у нас эксплуатируется где-то 2 десятка электромобилей. Но если белорусская Программа развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта будет реализовываться так, как там и написано, то, думаю, уже к 2020 году можно прогнозировать до 300-400 электромобилей по всей стране, — считает эксперт.

Уже к 2020 году в Беларуси может появиться до 300-400 электрокаров

Во многих странах государство стимулирует приобретение электротранспорта различными способами — от прямых субсидий до освобождения от транспортного налога, что делает такую покупку привлекательной. В Беларуси тоже есть Программа развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта, и, согласно ее оптимистичному сценарию, к 2025 году количество электромобилей в нашей стране должно увеличиться до 32 700 единиц, включая автобусы — до 1880, по пессимистичному — до 9960 (9 370 легковых электромобилей и 590 электробусов соответственно).

Для этого возле общественных зданий, на АЗС и парковках должны быть построены сотни зарядных станций. По оптимистичному сценарию зарядный электротранспорт сможет потребить 251,6 млн кВт/ч электроэнергии, по пессимистичному — 78 млн. кВт/ч. По словам эксперта, частной компании не под силу установить зарядную станцию за свой счет, это нерентабельно. Ведь стоимость одной такой станции колеблется от 15 до 40 тысяч евро.

Первая белорусская электрозаправка. Ее стоимость — примерно 1000 евро

Если говорить о подзарядке электрокаров в гараже собственного частного дома, то чем не вариант устройство зарядки электромобилей белорусского производства, которое представили еще в рамках выставки Energy Expo-2015. Оно подзаряжает аккумулятор электрокара переменным током до 100% за шесть часов. «При силе тока в 32 А электрокар полностью подзарядится за 4 часа», — уточняет Дмитрий Казак.

Напомним, белорусская электрозаправка подключается к сети трехфазного питания и не нуждается в обслуживании во время эксплуатации. В настоящий момент рабочий экспонат белорусской подзарядки проходит техническую аттестацию, а его стоимость колеблется в пределах 1000 евро — все зависит от комплектации (например, сразу для двух электромобилей) и типа зарядки.

Да, зарядить «Теслу» не получится. Производитель допускает такую возможность только при наличии трехфазной розетки на 380 вольт. И не секрет, что американская компания Tesla Motors развивает собственную сеть электрозаряжающих станций Supercharger, которые подзарядят аккумулятор примерно на 80 процентов всего за 30 минут. «У Tesla все свое, как у корпорации Apple. Это единственный седан, которому нет равных в мире машин. Правда, в скором времени начнется выпуск электрической Porsche Panamera, и, как обещают производители, появится конкуренция», — отмечает Дмитрий Казак.

Подзарядить Tesla можно лишь при наличии трехфазной розетки на 380 вольт

Но вот остальные электрокары с разъемами Type 1 и Type 2 подзарядить можно — без проблем. Первый позволяет заряжать такие автомобили, как Chevrolet Volt, Citroen C-Zero, Ford Focus EV, Nissan Leaf, Opel Ampera и другие. А второй подойдет, например, для Audi A3 e-Tron, BMW i3, BMW i8, Mercedes B-Class E, Porsche Panamera PHEV или Volvo V60 PHEV.

Зарядное устройство может устанавливаться в гаражах частных коттеджей, на парковках общественных зданий в городе. Как вариант, также и на офисных парковках или стоянках вблизи ресторанов и гостиниц. Такое устройство можно оборудовать и на парковках обычных многоэтажек, но только на уровне законодательства со всеми вытекающими отсюда условиями для владельцев таких машин (например, как специальные места на парковке для инвалидов).

Ни один белорусский дилер не рискует сегодня продавать электромобиль официально. Они неохотно говорят о перспективах электрического транспорта в нашей стране и уж тем более не берутся называть на него конкретные цены. К примеру, в «ДрайвМоторс» (Nissan Leaf с пробегом 160 км) ограничились лаконичным ответом: «К сожалению, Nissan Leaf не поступает на наш рынок, эту машину можно купить только в Европе. Есть машины, которые перестали поставляться, например, как Nissan Micra и Nissan Juke, а «Ниссан Лиф» не поставлялся вообще. Почему — такую информацию мы озвучить не можем».

Понятно, что потребительский спрос на электрокары не слишком высокий, а людей останавливают неразвитость инфраструктуры, отсутствие сервисных центров обслуживания и высокие цены. Но с последним фактором можно поспорить, учитывая реальные тенденции последних лет.

С каждым годом электромобили дешевеют. Производители выпускают все более доступные для большинства электрокары, даже Tesla выпустила Model 3 стоимостью 35 000$ в США. Уже сегодня есть китайские электрокары, которые можно купить за 12 тысяч долларов. Недавно вот были в Китае на выставке, их там полно. Но, чтобы продавать их в Минске, нужно пройти сертификацию, а это безумные затраты. Пока нет инфраструктуры, выходить на рынок и привозить китайские машины просто нерентабельно. В Эстонии, к примеру, концерн ABB, производитель электростанций промышленного типа, взял под свой контроль столицу и поставил там 50 электрозаправок, в результате чего продажи электромобилей тут же стали расти в геометрической прогрессии. Это пример ближайшей к нам соседки во многом показателен: если в городе на паркингах и возле офисов будет хотя бы 30-40 зарядок, то и человек купит себе такую машину. В Норвегии вообще каждый 10 покупаемый автомобиль — это электрокар, — рассуждает Дмитрий Казак.

Tesla Model 3 в США стоит 35 000$. Запас хода на одном заряде составляет около 346 км (215 миль)

По словам эксперта, развитая инфраструктура плюс доступная цена при отсутствии привычного для машин с ДВС обслуживания сделают этот вид транспорта вполне реальным ТС для белорусов. Чуть ли не вечный двигатель и батарейки, которым производитель дает срок гарантии 8-10 лет. Как отмечает консультант, в среднем стоимость батареи составляет 10 тысяч долларов, а еще через пять-шесть лет она и вовсе упадет до 500-600 евро максимум.

Ни один белорусский дилер сегодня не рискует привозить электрокары в Беларусь официально

Во многих цивилизованных европейских странах работают госпрограммы по развитию электротранспорта, включая как гранты на покупку электрокара от 10 до 50% от стоимости авто в разных странах, так и отмену транспортного налога. Ни одна частная компании на сегодняшний день не в состоянии финансировать установку электрозарядных станций за свой счет или выгодно привезти электрокар в условиях сертификации. Стимулировать покупку электрических ТС нужно на уровне законодательства, — уверен эксперт.

Стимулами же, по мнению авторов белорусской Программы, могут быть льготное кредитование, государственное субсидирование, отмена таможенных пошлин и сборов, транспортного налога, льготный тариф на электроэнергию. Предлагается также предоставлять льготный кредит в размере ставки рефинансирования + 1 %, субсидию в 7 тыс. долларов, иначе покупка электромобиля будет невыгодной.

Развитие электротранспорта можно стимулировать посредством экономических механизмов. Например, ввести льготный тариф на электроэнергию для владельца электрокара. Но как его сделать? Разве что ввести льготный тариф на электроэнергию ночью. И если электромобили будут заряжаться в ночное время суток, то энергетики ещё и спасибо скажут, особенно после запуска БелАЭС. Ведь она будет работать 24 часа в сутки: ночью производство приостанавливается, а энергию девать некуда. Поэтому самый умный выход — «что-то» ночью подзаряжать — например, электромобили.

Белорусская АЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2х1194) МВт. 

Мы стараемся развивать электротранспорт, и производство первой отечественной электрозаправки компанией «Энергопромис» по нашей инициативе тоже можно считать попыткой приблизить будущее. Сегодня электромобили покупают успешные люди ради прогресса. По той же причине, по которой они приобретают последние модели телевизоров, ноутбуков, телефонов. Сейчас в большей степени людьми движет мода на технологии, а когда появится инфраструктура, электрокары станут покупать в целях экономии на топливе и обслуживании. Если человек в год проезжает на электрокаре 30-40 тысяч км, то с учетом всех затрат он сэкономит около 3-4 тысяч долларов. Чем дороже машина, тем экономия больше, — объясняет Дмитрий Казак.

Человек настолько технически образован, что напугать его может только отсутствие инфраструктуры. Думаю, лет через 7-8, а, может, и раньше, 30-50 % транспорта во всем мире будет электрическим. В цивилизованных странах — стопроцентно, анализируя уже сегодняшний опыт Норвегии. В Австралии уже даже строят город, в который запретят въезд бензиновых и дизельных машин. Беларусь тоже подтянется, но попозже. В перспективе в машинах с ДВС не будет как экономического смысла, так и пользы для экологии, а за этим стоит наше будущее, — резюмирует экономический консультант.

Согласно прогнозам, через 7-8 лет 30-50% транспорта во всем мире будет электрическим

**

Электромобили развиваются семимильными шагами. Но для большинства белорусов и практически всех дилеров это вопрос риска, связанного с неразвитостью инфраструктуры. На сегодня никто электрокарами не занимается, все хотят идти по протоптанному пути. Да и временной отменной пошлины всех на электрокары дружно не пересадишь, не ответив на вопросы, где подзаряжаться и будут ли реальные льготы для владельцев экологичного транспорта. Но эксперты смотрят в будущее с большим оптимизмом, кратко отмечая: «Начнет развиваться инфраструктура — народ и сам пересядет на электромобили».

Автомалиновка выражает благодарность компании «ШикАвто» за помощь в подготовке материала

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments