Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Эй, убери камеру! Ты на авторынке!» Почему продавцы машин старательно избегают фотографов?

  • 15 сентября 2016
  • Просмотров 11421


Бывая на авторынках в Ждановичах и Малиновке и снимая репортажи, нам приходилось не раз сталкиваться с негативной реакцией со стороны продавцов, будь то грубое слово или авторитарное требование: «Хватит снимать! Ты на авторынке». Собственно, это и стало зацепкой и поводом для сегодняшнего разговора. Попытаться понять, где можно снимать, а где нельзя. Имеет ли право журналист фотографировать человека без его на то согласие? Да и что, собственно, грозит продавцу, если тот нецензурно обругал нашего брата или более того — распустил свои руки? В этих и некоторых других нюансах фотосъемки на территории авторынка нам помогал разбираться экспертадвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья.

Улахович Илья

Илья Николаевич, можно ли все-таки квалифицировать авторынок как общественное место? И есть ли законные основания для ограничения или запрета на фотосъемку там и в каких именно случаях?

— Безусловно, авторынок можно определить как общественное место, однако в Законе о СМИ речь идет о фотографировании в местах массовых мероприятий и массового посещения. Несмотря на то, что в белорусском законодательстве не прописано, что конкретно понимать под последним термином, именно рынки упоминаются в качестве мест массового посещения в региональных программах социально-экономического развития той или иной административно-территориальной единицы.

Выходит, что авторынок косвенно, но попадает под это определение, но отнесет ли его суд к месту массового посещения — это вопрос, хотя скорее всего он будет положительный. А значит, при осуществлении аудио-, фото- и видеозаписей в местах, открытых для массового посещения, и на массовых мероприятиях журналист не обязан получать на это разрешение (статья 34 пункт 4.7 Закона «О средствах массовой информации»). Если администрация магазинов или рынков запрещает фотосъемку под предлогом получения устного или письменного разрешения, то она ссылается к гражданско-правовым нормам. Но в данном случае Закон о СМИ конкурирует с ГК РБ, то есть может применяться независимо от того, что предусмотрено Гражданским кодексом.

Кроме того, съемка не запрещена законом, даже если на рынке есть знаки о ее запрете, поскольку они не имеют никакого правового значения. Также если запрет на съемку является внутренним правилом администрации подобного объекта, то он распространяется только на его работников, а журналист таковым, естественно, не считается. Другое дело, к примеру, если вы находитесь на территории музея, где могут затрагиваться авторские права и разрешение на съемку того или иного предмета в некоторых случаях получать необходимо.  

— Есть ли какие-нибудь ограничения или запрет на съемку в зависимости от того, кто снимает — журналист, находящийся на работе, или обычный гражданин?

— У журналиста, который пришел снимать репортаж на авторынок, при себе имеется удостоверение, что подтверждает его право присутствовать и снимать в местах массового посещения и на массовых мероприятиях в связи с выполнением его профессиональных обязанностей. Обычный гражданин тоже может фотографировать, как и журналист, но если второй руководствуется Законом о СМИ, то первый должен учитывать интересы человека на основании ст. 151 ГК РБ, согласно которой неприкосновенность его частной жизни, личная и семейная тайна, право на свободу передвижения, а также облик являются личными неимущественными правами, которые подлежат защите способами, предусмотренными ст. 11 ГК РБ.

То есть важно понимать, что согласие на фотосъемку у физических лиц получать нужно, за исключением, повторюсь, случаев, когда она проводится в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях, а также случая, предусмотренного статьей 40 Закона о СМИ.

Может ли посетитель рынка, попавший в кадр, а затем — на просторы Интернета, потребовать удалить его снимок оттуда согласно букве Закона? А если в кадр попал автомобиль, может ли владелец определить, что это именно его машина, и тоже потребовать удалить этот снимок?

— Да, может. На основании ст. 151 ГК РБ, о чем говорилось выше. Это в равной степени относится как к снимкам физических лиц, так и их автомобилей. Но в последнем случае следует идентифицировать авто по регзнакам. Если они отсутствуют или скрыты, то претензии со стороны владельца или продавца к автору фотографий будут безосновательны.

А если человек или машина случайно попали в кадр, а не стали целью фотографа, можно ли это доказать?

— Это не имеет никакого значения. Во-первых, это невозможно доказать. Во-вторых, даже случайный снимок может посягнуть на неприкосновенность частной жизни или облик человека. То есть налицо нарушение согласно статье 151 Гражданского кодекса РБ.

В нашей журналистской практике продавцы на рынке далеко не всегда реагируют на человека с камерой позитивно. В лучшем случае могут запретить снимать или потребовать покинуть территорию рынка. В худшем — обругать или даже толкнуть. Правомерно ли такое поведение продавца и какова его ответственность?

— Поведение продавца можно квалифицировать по-разному в зависимости от ситуации. Если имеют место быть нецензурная брань, оскорбительное приставание и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, тогда стоит обратиться к ст. 17.1 КоАП «Мелкое хулиганство». В данном случае предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 2 до 30 б.в. или административный арест.

Если речь идет об умышленном причинении телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты трудоспособности, то ему достается административный арест или штраф, который определяется в размере от 10 до 30 б.в.

Даже если продавец оскорбляет фотографа или просто запрещает ему снимать, есть нарушение с его стороны, и наказание тоже неминуемо. В первом случае (оскорбление) влечет наложение штрафа в размере до 20 б.в.

Во втором — стоит вспомнить про статью 198. уже Уголовного кодекса РБ — воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, за которое предусмотрен штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

Если физлицо умышленно использует фотографию чужого автомобиля для подачи объявления (с заниженной стоимостью, на запчасти), при этом точно указывая его тех. характеристики, мобильный номер автовладельца, которому желает навредить. Каково нарушение?

— Такое поведение может расцениваться как хулиганство или мелкое хулиганство в зависимости от последствий такой "шутки". Здесь предусмотрена административная, уголовная или гражданско-правовая ответственность, что определяется, исходя из конкретного случая.

Как считаете, почему продавцы или перекупщики негативно реагирует на появление человека с камерой? Ведь репортажи о ситуации на рынке, наоборот, служат для них бесплатной рекламой.

— Стоит отметить, что территория конкретного продавца ограничена лишь местом его «прописки», то есть кусочка оплаченной стоянки, и он не в праве кому-либо запрещать фотографировать на остальной территории авторынка. Не секрет, что фотография представляет опасность доказательственного характера для лиц, нарушающих законодательство. То есть снимок, сделанный в определенное время в определенном месте, является доказательством нахождения в это время и в этом месте определенного человека и может указывать на направленность его действий. Например, на незаконную предпринимательскую деятельность. Напомню, подоходный налог составляет 13% от стоимости проданной машины и выплачивается в случае, если в год продается от 2 и больше машин в соответствии с Налоговым кодексом РБ. Можно предположить, что некоторые продавцы препятствуют съемке как раз по этой причине. Поверьте, они не считают, что вы рекламируете их товар, скорее — помогаете быстрее попасть в налоговую.

Да и продавцы не только негативно относятся к фотографам, но проявляют враждебность даже к потенциальным покупателям, если те задают много вопросов. Сам неоднократно сталкивался с такими примерами. По сути, будь вы журналист или обычный гражданин, у вас нет запрета на фотографирование в подобных местах. Только если конкретный человек (посетитель или продавец) не скажет, что не желает попадать в кадр. Искренне не понимаю, почему о таком запрете вообще идет речь, когда рынок от этого только выигрывает: никаких нарушений фотосъемка не предполагает — раз, бесплатная реклама и пиар для продавцов — два. Остается надеяться, что понимание этого со временем к ним придет.

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments