Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Доставайте доллары. Мы и так берем!» Продавцы на рынках не спешат отказываться от расчета в валюте

  • 13 сентября 2016
  • Просмотров 1006

Известно, что в рамках политики дедолларизации запрещено рассчитываться в долларах и евро на заправках, а также совершать торговые сделки. Но на рынках на эти запреты смотрят сквозь пальцы, в чем мы убедились в декабре прошлого года, когда пытались купить запчасть в Малиновке. Тогда на открытом бэушном рынке все как один тянулись к «зеленым» бумажкам, продавая фары, бампера или решетки. А вот торговый центр, напротив, стал исключением. Там цены звучали только в белорусских рублях, а продавцы отнекивались, мол, так не положено. Что же происходит с оплатой на столичных рынках сегодня и чем удивят продавцы, торгующие железом, — читайте в нашем репортаже.

По традиции берем условный Mitsubishi Space Star 1999 года с 1,3-литровым бензиновым мотором и пытаемся купить для него радиатор и гидроусилитель руля. Сперва прицениваемся, а затем пытаемся рассчитаться с продавцом иностранной валютой.

Начинаем рейд с торговых центров в Ждановичах и Малиновке. Помнится, во время прошлого эксперимента предприниматели ТЦ наотрез отказывались брать валюту, ссылаясь на президентский Указ от 09.02.2015 под номером 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций». Но спустя 9 месяцев, видно, некоторые из них дают слабину, боясь упустить покупателя, который, глядишь, передумает по дороге в обменник.

«Насос стоит в районе 70 баксов, радиатор обойдется от 60 до 100 баксов. Самый дешевый — это китайский производитель, что-то получше — уже 80 долларов», — сообщает ипэшник ТЦ «АВТОГРАД». Но как только продавец понимает, что мы планируем ретироваться, имея в карманах валюту, мужчина обнадеживает: ««Доставайте доллары. Мы и так берем». Справедливости ради — другой предприниматель из соседнего павильона закон не игнорирует и ориентирует нас по ценам только в белорусских рублях.

«Самый оптимальный по цене и качеству радиатор китайской фирмы Stellox стоит 1 млн. 250 тысяч. Если хотите совсем-совсем китайский, то это Patron, но он ходить однозначно не будет. Если итальянский — тогда радиатор можно забрать только завтра, и он будет стоить 1 млн. 650 тысяч. Дешевого насоса, к сожалению, нет. В наличии только один — немецкий Motorherz стоимостью 3 млн. 300 тысяч рублей. Как вариант, попробуйте поспрашивать еще на бэушке», — советует мужчина, а что касается оплаты в долларах, то уверенно отправляет нас в автоцентр Hyundai, где точно есть обменник.

Их коллега из торгового павильона АвтоМОЛЛа «Кольцо» «так не берет» и даже на 30 секунд отлучается от прилавка, чтобы показать, где в ТЦ отыскать обменник. Другой просто называет цены в рублях: за новый радиатор фирмы AVA просят 1 млн. 700 тысяч, причем с гарантией на полгода и железным аргументом. «Есть понятие б/у, а есть понятие здравого смысла. Ладно бы машине было 5-7 лет. А вот насос лучше поискать на бэушке», — рекомендует мужчина.

На другом ряду новый насос гидроусилителя все-таки отыскался: ориентировочно 60 долларов, а оригинальный «будет стоить вообще бешеных денег». Порядка 180 долларов, как говорит продавец. Радиатор обойдется в 45-50 долларов. То есть цены называют только в долларах, так что складывается ощущение, как будто находишься не в АвтоМОЛЛе «Кольцо», а на бэушке», где давно стало привычным прицениваться в иностранной валюте.

К примеру, мужчину, торгующего радиаторами в Ждановичах, мы слегка застали врасплох — оказывается, к нему давненько не захаживали владельцы Mitsubishi Space Star. Пришлось пару минут подождать, пока тот полистает каталог и сделает важный звонок другу, после чего наконец определится.

«Новый радиатор стоит 70 долларов или 140 новых рублей. Бэушный обойдется минимум в 50 долларов, но у нас его нет», — невозмутимо отмечает представитель «бэушного» рынка. Мужчина готов с ходу сбросить 5 долларов и обещает, что, если нужно, то новенькая запчасть прибудет прямо сейчас либо завтра утром — как будет угодно.

Зачем вам подержанный радиатор? Сколько лет вашей машине? Правильно, 17 лет, и вам продадут точно такой же старый радиатор, толка в котором мало. По опыту знаю, потом люди приходят и говорят, мол, в жизни больше с бэушкой не свяжусь. На новый же дается гарантия. Я уже больше 20 лет работаю в этой сфере и скажу вам так: если бывший в работе радиатор постоит какой месяц без антифриза, то его уплотнительные резинки усыхают так, что на холостом ходу они еще работают, но при малейшем давлении больше не восстанавливаются, — настойчиво отговаривает от бэушной запчасти продавец вторичного рынка.

Парадокс, а ведь новых радиаторов в открытых павильонах, по идее, быть не должно. Как и расчета в иностранной валюте. «Так вы долларами рассчитайтесь! Нормальными деньгами, если незаметно, то всегда можно, — вкратце объясняет мужчина. Да и предсказания ипэшника, как ни странно, не сбылись.


На другом ряду прозвучали совершенно другие цифры: 80 рублей вместо 50 долларов за бэушный радиатор и 60 рублей — за насос. Причем там продавец уже нарочито отметил: «Конечно, белорусских рублей».

На открытом рынке в Малиновке ситуация поинтереснее. Торговля там идет настолько бойко, что продавцы развлекаются как могут: кто-то штудирует прессу, другие убивают время за настольными играми, отвлекаясь лишь на редких покупателей, а третьи попросту дремлют у собственных павильонов.

На открытом рынке в Малиновке торговля идет настолько бойко, что даже время в карты поиграть находится..


И неспроста, ведь аншлагов даже в час-пик субботней торговли здесь не наблюдается. Куда ни глянь, несколько покупателей, а вокруг множество коренастых мужчин без маек, которые греются в последних лучах сентябрьского солнца. Но нужно отдать им должное: продавцы охотно показывают и рассказывают про товар, стоит только подойти и начать задавать вопросы.

Кто-то берет в долларах, кто-то — нет. За это же грозит большущий штраф с конфискацией и всеми делами. Сам бы я точно не взял. Кому нужны эти проблемы? Вон рядом обменник — сходил, поменял на белки и купил запчасть, не вижу никаких проблем, — рассуждает продавец самым решительным образом. Но, увы, такая честная позиция не находит реального подтверждения среди его коллег в ходе дальнейшей проверки.

В одном из павильонов называют $40 за радиатор и $25 за гидроусилитель: «дешевле не найти», «больше ни у кого не спрашивайте» и «можно и в долларах» — похоже, меня пытаются удержать всеми силами. Даже с помощью рук.

Возможно, думаешь, там и вправду было дешевле. Так как, прогуливаясь от ряда к ряду, цифры на ценниках кардинально меняются, причем как в сторону увеличения, так и уменьшения. В одном ряду за бэушный радиатор просят 30, а в другом — и вовсе 70 долларов.

Как так? А в соседнем павильоне новый радиатор стоил 65 долларов, — сокрушаемся мы, услышав завышенный ценник.

Однажды я поставил себе новый радиатор, год поездил, а потом он перестал охлаждать. Могу 60 долларов сделать. Меньше — никак, — оправдывается мужчина в годах, называя не самые бюджетные цены на рынке. — Гидроусилитель отдам за 40 долларов, минимум — за 35.

Можно платить и так, и так — без разницы, — говорит напоследок продавец с бэушного рынка. С одной стороны, у них и покупателей больше, и размер выручки посолиднее, чем у коллег с закрытого авторынка. Но с другой — разница в ценах на аренду торговых мест тоже имеется.

Стоимость аренды торгового павильона в АвтоМОЛЛе «Кольцо» составляет 15-20 евро за метр квадратный (в зависимости от сектора) на первом этаже и 10 евро — на втором этаже. Факт, что разбежка в ценах на первом этаже напрямую зависит от выгодного месторасположения. Не секрет и то, что сектор б/у запчастей более популярен, поэтому стоимость аренды торговой площадки там достигает 24,3 евро. У коллег из ТЦ «АВТОГРАД» в сравнении с ипэшниками бэушного рынка такой разбежки в ценах нет. Первые платят $20 за квадратный метр на первом этаже и $19 — на втором. Вторые тратят на аренду 20$ за квадратный метр.

Мало кто из продавцов отказывается брать оплату в «зеленой» валюте, да и складывается ощущение, что никто вообще не страшится последствий, окажись перед ним не журналист, а реальный сотрудник налоговой. Правда, когда дело доходит до оплаты, угрюмые мужчины виртуозно переходят на шепот, а их взгляд начинает осторожно блуждать по сторонам.

Ведь каждый из них знает и помнит, что за незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства грозит солидный штраф — от 50 до 100 б.в., для ИП и юрлиц — от 100 до 200 б.в. При повторном совершении сделки — соответственно до 200 и 300 базовых величин.

Но, кажется, бумажка с предупреждением о запрете рассчитываться в иностранной валюте висит в павильонах скорее для галочки. Администрация следит за соблюдением условий договора аренды, а жесточайшие проверки — это по части налоговой.

**

Понятно, что торговцы гоняются за прибылью, покупатели ищут, где подешевле. Но на крытых рынках цены чаще звучат в рублях, хотя исключения из правила на сей раз были. Так же, как и на вторичном рынке: большинство продавцов охотно соглашались принять в расчет вездесущий доллар, но находились единицы, которые вежливо посылали нас в обменник. В общем, процесс дедолларизации на рынке явно затянется на годы: доллары принимают охотнее, чего не скажешь о деноминированных белорусских рублях, которые там «нормальными деньгами» вообще не считают.

 

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments