«Все мечтают о Tesla, а её, битую, можно за $15 тысяч купить». Какие электрокары покупают белорусы

  • 8 сентября 2016
  • Просмотров 23809


В предыдущих материалах мы ностальгировали по американским машинам, узнавали, какой эксклюзив пригоняют из Европы, а также сравнивали цены новых моделей в московских салонах с прайсом белорусских дилеров. Сегодня поговорим о рынке электромобилей, очертания которого пусть неторопливо, но уже отчетливо прорисовываются в нашей реальности. И это несмотря на то, что для многих белорусов он остается все еще чем-то вроде terra incognita. О популярных моделях, европейском менталитете и перспективах развития этого вида транспорта нам рассказал Григорий Саргсян, который первым начал привозить электрокары в Беларусь, а сам передвигается на Ford Focus Electric.

Григорий Саргсян даже зимой передвигается на личном Ford Focus Electric

«Начинали с Ford Focus, но сегодня можно пригнать и Tesla»

Григорий в автомобильном бизнесе с 2004 года, занимался доставкой авто с обычным ДВС из Америки и Европы, но с 2014 года полностью перешел на сегмент электрического транспорта, в доступности и преимуществах которого сперва убедился на личном опыте. В настоящий момент его компания покупает и привозит заокеанские электромобили под заказ.

Григорий Саргсян

С Европы мы ничего не привозим, там есть один большой минус — покупатель изначально получает электромобиль без батареи, которую, как правило, нужно докупить, либо некоторые фирмы сдают ее в аренду, то есть заключают с человеком контракт на три года, обязуя вносить ежемесячный платеж, что в США не практикуется. Поэтому мы покупаем электрокары только на американских аукционах и дилерских площадках. Помню, в 2013 году после посещения салона Tesla в Нью-Йорке я настолько впечатлился, что уже тогда был морально готов заниматься бизнесом по торговле электрокарами. Но по факту начал новый проект в 2014 году, когда обнулились ввозные пошлины, и наш первый автомобиль был Ford Focus, на котором сегодня ездит девушка, — вспоминает Григорий.

В основном привозят машины с пробегом (1-2-летние), поскольку на них более разумная цена, и это самый главный фактор. Например, Nissan Leaf — новый японский электрокар у зарубежного дилера стоит 30 тысяч долларов, тогда как цена на бэушный вариант аж в 3-4 раза ниже. 

Во-вторых, с января 2016 года стала обязательной сертификация ТС, ввозимых на территорию Таможенного союза. На подержанные машины она тоже есть, но более упрощенная, а значит, ее стоимость обходится намного дешевле, чем на новый электромобиль.

Ранее у нас было популярно покупать битые экземпляры в США, и во многом это было напрямую связано с умением мастера выгодно восстановить их на родине. С электромобилями все намного сложнее, авантюра с ремонтом себя не оправдывает, поскольку стоимость битого электрокара на аукционе вместе с ремонтом обойдется либо дороже целого экземпляра, либо по нулям. Так что мы рекомендуем покупать такие машины пусть с солидным пробегом, но целые. Вот буквально на днях прикупили полуторагодовалый электрический Smart — невредимый, с пробегом 3 тысячи км и, можно сказать, абсолютно новый. Планируем его реализовать примерно за 11,5 тысяч долларов.

В целом если авто покупается на аукционе, то его стоимость складывается из аукционной цены, налога, услуг компании (1000 новых рублей или 10 млн. на старый лад), доставки (от аукциона до площадки погрузки в контейнер, затем в европейский порт, а оттуда в Минск) и растаможки. На сегодняшний день для юрлиц действует нулевая пошлина и 20% НДС от оценочной стоимости, для физлиц — приблизительно 54% этих платежей в сумме. Причем самое сложное — доказать стоимость купленного в США электрокара, которая не всегда совпадает с ценой, которая указана в международном каталоге и с которой таможенники считают НДС. Точнее — с максимальной суммы из диапазона цен на такое авто в каталоге. При заказе придется подождать — в среднем 1,5 месяца.

«Битую Tesla можно и за 15 тысяч купить»

Самые популярные модели — Nissan Leaf, Ford Focus и Chevrolet Spark EV, а также белорусы активно интересуются BMW i3, несмотря на высокий ценник в районе 24-25 тысяч долларов.

Белорусы активно интересуются BMW i3. К слову, Автомалиновка уже рассказывала об этом автомобиле


К примеру, Nissan Leaf 2014 года с запасом хода 170 км и с учетом доставки и всех платежей обойдется в 14-14,5 тысяч долларов. Или другая модель — двухлетний Ford Focus, заряда которого хватает на 160 км хода, оценивается до $15 тысяч. Стоимость Chevrolet Spark EV, который обещает пробежать на одном заряде 205 км, достигает $19 тысяч.

 Chevrolet Volt можно привезти из США за 18-19 тысяч долларов

На VW e-Golf 2015 года стоит необоснованно высокая цена — $27.500. В копеечку обойдется и популярный в Европе Kia Soul EV — порядка $28.000. «Во всем мире это хорошо продаваемая машина, но белорусы ей практически не интересуются, во многом из-за цены, выставленной на корейский электрокар. За эти деньги лучше купить Nissan или Ford, а можно сразу два электрокара», — компетентно заявляет Григорий. А за Tesla Model S 2014 года, запас хода которой варьируется от 320 до 500 км, придется выложить все 65 тысяч долларов.

Kia Soul EV еще в 2014 году можно было купить у официального дилера марки в Минске


Звонят, интересуются битой Tesla. Да, ее можно привезти хоть за 15 тысяч, без проблем. Правда, помимо того, что у нее собственные заправки и магазины, отношение к машинам тоже совершенно другое: как только «Тесла» попала в серьезную аварию, она сразу отключается от компьютера, то есть обновлений, и зарядных портов. Разница в цене есть и у Chevrolet Volt: слегка поврежденная модель с небольшим пробегом обойдется от 12 тысяч, а целый, но с более высокими цифрами на одометре электрокар будет стоить уже в пределах 17-18 тысяч.

По словам столичного дилера, заказов не так много, как бы того хотелось, а многие из них и вовсе сорвались в январе текущего года из-за повышения ставки таможенной пошлины на легковушки без ДВС до 17%. Стоит отметить, что со 2 сентября они вновь обнулились на срок до 31 августа 2017 года, но на этот счет у Григория есть свое мнение.

По сути, отменили таможенные пошлины для юрлиц, а для физлиц ничего не изменилось. Сомневаюсь, что за этот год резко возрастет количество ввезенных в Беларусь электромобилей, а если уровень их продаж останется почти на прежнем уровне, то продлевать эту меру тоже вряд ли станут. Для серьезных последствий и развития рынка электромобилей в целом должны быть и более серьезные стимулы, — считает Григорий.

В Минске на сегодняшний день действует только 3 электрозаправки. Этого количества явно недостаточно

Сегодня в Беларуси насчитывается примерно сотня электрокаров, а заправки только три в столице. К примеру, есть одна в центре города на ул. Веры Хоружей и там тариф — 37 копеек/1 кВт электроэнергии. Этого количества, конечно, недостаточно для покрытия потребности в питании электромобилей, но с такими тарифами развивать сеть электрозаправок пока нереально, — рассказывает Григорий.  — Если обратиться в ГАИ, там все равно не скажут, сколько их в реальности: ни в одной базе нет графы с пометкой, что машина электрическая. К примеру, когда мы ставили свой электромобиль на учет в МРЭО, нам в техпаспорте просто написали, что это Ford Focus. Нарисовать типичный портрет наших клиентов тоже непросто: от молодого парня до дедушки, то есть это широкий круг любителей инноваций и тех, кто считает свои деньги. В Tesla же изначально сделали ставку на людей с уровнем дохода выше среднего, которые могут купить инновацию, дорогую игрушку. Но недавно и она решила стать более доступной: презентовала Model 3, чтобы охватить более реальный и бюджетный ценовой сегмент.

Можно подзарядиться от обычной розетки

Первый вопрос, который звучит из уст жителей обычной многоэтажки: «А где я буду подзаряжаться?» Известно, что запас хода зависит от емкости аккумулятора: чем он больше, тем машина дороже. Большинство электромобилей позволяет легко передвигаться как в городе, так и за городом, но если поездка на дачу превышает 60 км в одну сторону, то совет простой — включить машину в розетку там. Ведь любой электрокар оборудован штатным зарядным устройством, которое питается от обычной бытовой розетки на 220 вольт, не давая нагрузки на всю сеть. Сравнение с электрочайником здесь как раз кстати. Причем от бытовой розетки батарея подзарядится за 6 часов, а от станции быстрой зарядки — за 20 минут. Кроме того, резонно узнать, насколько это экономично.

Столичные власти обещают в 2017-м ввести в эксплуатацию 87 мест для зарядки электрокаров

Возвращаясь на полтора года назад, вспомним, что литр бензина стоил почти доллар, а стоимость электроэнергии была на 20% ниже сегодняшней. Получается, что электромобиль был интересен и выгоден именно тогда, но даже сегодня экономия налицо. Возьмем, например, электрокар, который потребляет 13 кВт на 100 км пути. И любой бензиновый автомобиль со средним расходом 10 литров на сотню. Начинаем считать: на машине с ДВС это в деньгах 11 рублей, а на это же расстояние на электромобиле я потрачу 1 рубль 40 копеек. Соответственно, в месяц на бензиновом авто мы потратим 330 рублей, а на электрокаре — 42 рубля. Если посчитать за год и добавить в расчеты ТО для авто с ДВС, то набегает очень даже любопытная сумма, которую, считаю, лучше потратить на отдых всей семьи.

Те, кто однажды поездил на электромобиле, понимают, что это не только экономично, если не полениться и посчитать. Не только современно, если учесть все опции и комфорт от езды, но и экологично. Никаких вредных выбросов, шума. В выигрыше остались бы многие, в том числе и энергетики, если бы власти ввели льготный тариф на энергию в ночное время суток, когда реально заряжается большинство владельцев электрокаров. Но в масштабах всей Беларуси их катастрофически мало.

Менталитет у белорусов очень странный. Однажды, еще в 2005 году, когда мы пригоняли авто из Америки, ко мне пришла супружеская пара, которой я предложил практически сказочный вариант — трехлетнюю Mazda 626 за 6,5 тысяч долларов с учетом доставки, в то время как европейский аналог на нашем рынке стоил вдвое дороже. Спустя два дня они зашли к нам в офис извиниться, мол, сосед убедил их купить Audi 80 1992 года за те же деньги. И, знаете, какой был главный критерий — копеечный ремонт! Если взять мой Ford Focus, то за два года я поменял только тяги стабилизатора, по 4 доллара каждая. Если возникнут вопросы с шаровыми опорами, амортизаторами или колодками — любой, даже гаражный мастер, эту машину обслужит. В остальном — там ломаться нечему, — уверен Григорий.

Сначала преференции, потом — инновации

Например, в США государство всячески стимулирует рост числа электрокаров, создавая для их владельцев льготы, которые заключаются далеко не только в бесплатных станциях экспресс-зарядки. Например, при покупке электромобиля у дилера государство возвращает 30% налога. Или в Калифорнии на хайвеях есть выделенные полосы для такого типа авто, позволяющие не стоять подолгу в пробке. В Европе — бесплатные парковки.

Как сейчас помню, в Чикаго двадцать минут парковки в центре стоит 10 долларов для обычной машины, для электромобиля — совершенно бесплатно. Почему бы и у нас не создать нормальные условия для владельцев электрокаров? Хотя бы минимум: дайте специальный тариф на энергию для зарядки в дневное время суток. Если мы как юрлицо сегодня поставим станцию подзарядки, то стоимость электроэнергии будет баснословная — 3700 старых рублей (37 копеек) за 1 кВт, что с точки зрения бизнеса вообще нерентабельно. Пусть бы власти предоставили хотя бы минимальные льготы для ввоза таких машин на рынок, тогда появились бы и желающие продвигать этот транспорт, и клиенты, готовые на нем ездить.

**

«Негде чинить», «далеко не уедешь» — это лишь малая толика страхов большинства белорусов, которые покупают машины с ДВС, ориентируясь на копеечный ремонт и низкую стоимость обслуживания. Да, приход электромобилей в нашу страну сперва наталкивается на менталитет белорусов, но также — и на отсутствие преференций со стороны государства, в которых электрический транспорт на первых порах очень нуждается. Ведь те, в свою очередь, могли бы стать реальным и мощным стимулом для развития современных технологий, о которых в Европе не просто задумываются — а претворяют в повседневную жизнь.

Автомалиновка выражает благодарность компании «E-CARS» за помощь в подготовке материала

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments

Весна идет — пора менять резину?

Всего проголосовало: 1 729