Удержаться на плаву. Белорусские автодилеры не рискуют делать резких движений до конца года

  • 15 июля 2016
  • Просмотров 5262

Нули отброшены! Впереди новая жизнь и новые цены. Полгода на адаптацию, а дальше белорусам придется отвыкать от почетного статуса «миллионеров», бережно подсчитывая новые копейки и рубли. С 1 июля ценники были переписаны практически в каждом магазине и ларьке. Автосалоны также не стали исключением, дружно подтянувшись к реалиям, и теперь предлагают машины с приятными глазу цифрами в тысячах, а не миллионах и миллиардах.


Первая половина года прожита на оптимистичной ноте  — объем серого ввоза серьезно сократился, и в том есть объективные причины. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение рынка составило 33%. Результат не самый оптимистичный, но в этом есть и позитивный тренд, — рассказал на недавней пресс-конференции председатель БАА Сергей Михневич. — В целом падение авторынка произошло в сегменте серого ввоза. То есть автодилеры, входящие в БАА, за первое полугодие продали порядка 12 500 автомобилей из 17 тысяч зарегистрированных. Это сопоставимо с результатами продаж 2015 года. При этом доля серого ввоза за прошедшие 6 месяцев не превышает 20%».



Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич

Как было отмечено на пресс-конференции, уменьшению объемов  ввоза автомобилей из России поспособствовали и более выгодные условия покупки автомобилей у отечественных автодилеров. «Во-первых, мы сумели решить вопросы ценообразования с производителями и предложить покупателям конкурентоспособные цены. Во-вторых, многие автодилеры снизили свою маржинальную доходность. В-третьих, весомую роль сыграла популяризация финансовых инструментов продаж. Сегодня только по дилеру 40% продаж этой марки проходит в рамках лизинговых программ для физлиц. Напомню, в России белорусам не удастся взять кредит, лизинг. А у себя на Родине это возможно, — отметил председатель правления БАА. – Не забываем и про административные методы, такие, например, как выравнивание ставки утилизационного сбора для физических и юридических лиц в 2016 году.  Все вместе это и позволило ситуации стабилизироваться, поэтому сегодня нет необходимости ехать в Россию покупать автомобиль».



По словам руководителя, на экваторе лета есть все основания полагать, что рынок вышел на стабильный курс и задача автодилеров удержать его в районе 2800 регистраций новых автомобилей в месяц. «На первый взгляд рынок стабилизировался, выйдя на плато продаж. По нашим подсчетам автодилеры продают около 200-300 авто в месяц — таковы результаты за последний квартал. Но дальнейшая судьба рынка всецело зависит от макроэкономической ситуации в стране. Мы не ждем роста продаж во втором полугодии, как это бывало в прошлые годы, а ставим перед собой задачу удержать текущие результаты продаж. Это лучшее, на что мы можем надеяться», добавил Сергей Михневич. 



Второе полугодие 2016-го пройдет в спокойном устоявшемся ключе, а итоговые цифры к концу года по самым оптимистичным прогнозам не превысят 37 тысяч проданных новых автомобилей — таков официальный прогноз Белорусской автомобильной ассоциации. Что касается реальных цифр, то они перед вами:



Что касается лидеров белорусского рынка, то первые два места, как и в прошлом году, уверенно занимают Renault и Volkswagen — 22,38% и 14,80% рынка легковых авто соответственно. Далее с минимальным разрывом друг от друга следуют VAZ, Nissan и Skoda. Менее 1% доли рынка у дилеров Opel , Datsun, Volvo, Citroen и Chery.



Автоцентры из стекла и стали. Скоро по всей Беларуси..

Как видим, Renault продолжает наращивать свою долю рынка. И немаловажную роль в этом играют открывающиеся по всей стране новые автоцентры. Напомню, их в Беларуси уже восемь, а в ближайшие годы французы планируют настоящую экспансию в небольшие города с населением до 300 тыс. человек. «Для любого автомобильного бренда важно продавать автомобили не в одной точке, а постоянно расширять свое присутствие на рынке.  Еще очень важно предложить качественный и востребованный продукт, а также сбалансированное предложение по сервису. Компания Renault преследует в Беларуси долгосрочные перспективы. Мы здесь надолго, и то, как развивается бизнес в этой стране, нам нравится», — на недавнем открытии очередного автоцентра в Минске рассказал коммерческий директор Renault в регионе Евразия Тьери Брамс. 


Что касается модельного ряда, то здесь все более-менее ожидаемо. Хитом продаж среди всех моделей, как и несколькими годами ранее, является VW Polo sedan. За 5 месяцев текущего года реализовано 1593 автомобиля. Далее расположилась французская тройка от Renault: кроссовер Renault Sandero (1175), внедорожник Duster (1021) и седан Logan (724). Чуть ниже Hyundai Accent (620), Skoda Rapid (620) и Kia Rio (437).

Как видим, в «пятерку» попали практически одни бюджетные модели, а в «десятку» не вошла ни одна импортируемая модель. Единственный представитель С-классаSkoda Octavia (сборки РФ) — замыкает ТОП-10, а присутствие в десятке кроссоверов Toyota RAV4 и Renault Duster лишний раз убеждает, что белорусы активно следуют общеевропейской тенденции. Собственно, российские хиты рынка — Nissan Qashqai, X-trail и Kia Sportage — тоже входят в топ-20 популярных моделей в РБ. Чем не подтверждение того, что сегмент минивенов на белорусском рынке практически исчез — их вытеснили вышеупомянутые доступные кроссоверы (более 30% рынка). То же можно сказать и про А-класс: доля таких машин на нашем рынке мизерная. Все, кто хотел, выбрали машины В-класса (около 40% рынка).

Официальных данных по продажам иномарок белорусской сборки у БАА не оказалось. Оно и немудрено, ведь тот же дилер Geely не входит в Белорусскую автомобильную ассоциацию.

Все это не что иное, как продолжение устоявшейся тенденции последних лет: «бюджетники» месяц за месяцем продолжают увеличивать свою долю на рынке, активно вытесняя старших «собратьев». Таблицы, построенные на данных БАА, наглядно демонстрируют, что приоритеты белорусов серьезно сместились в сторону бюджетных моделей. Но не забываем, что это официальные данные.


На примере Volkswagen: 60% продаж этого бренда занимает модель Polo, далее идут Jetta и Tiguan. Их уже смело можно называть «народными». А вот Volkswagen Passat B8 не очень хорошо продается, так как модель ощутимо дороже для обычного потребителя. По словам заместителя генерального директора по сбыту Volkswagen в Беларуси Евгении Шпак, в месяц продается не больше 5 машин VW Passat B8 и, как правило, 90% проданных экземпляров отправляются к юрлицам. «Это уже хорошо упакованные машины, с топовым в линейке мотором и богатым списком дополнительных опций. Их покупают руководители крупных компаний, а вот физлица пока неохотно пересаживаются на новый «Пассат». Цена на эту модель, надо признать, довольно высокая, но мы надеемся, что в ближайшем будущем все изменится», — рассказала Шпак.


Также уже с июня этого года в Беларуси стал доступен Volkswagen Touareg российской сборки. Внедорожник нынче стоит около 46 600 у.е, что позволит, на взгляд дилера, оживить продажи этой некогда популярной модели. Напомню, в 2008 году было продано 400 "Туарегов", что для этого сегмента очень редкое явление на белорусском рынке.


Volkswagen Touareg вернулся в Беларусь

Что касается коммерческого транспорта, то в прошлом году этот сегмент прирастал не так активно. Лидером сегмента, впрочем, как и в былые годы, является марка GAZ со своей "Газелью" — продано 185 автомобилей. На втором месте — Renault  с 139 проданными грузовиками Master. Третьим по популярности стал Peugeot Partnerза пять месяцев продано 95 автомобилей. Замыкает четыре самых успешных коммерческих бренда Mercedes-Benz (94 ед).


Остальные — Citroen, Ford, Opel — в роли догоняющих. При этом в течение полугода они не смогли показать хороший темп продаж: у многих количество реализованного коммерческого транспорта не перешагнуло отметку даже в 50 единиц.


Следует отметить, что в последние 2 года существенно изменилась структура покупателя. Соотношение частные лица/юридические лица за 5 месяцев 2016 года составило порядка 80% к 20% ( два года назад эта пропорция была равна 60% и 40 %). Изменение объясняется ограничениями на закупку автомобилей у госпредприятий, а также непростой финансовой ситуацией в целом для юрлиц. Ранее именно юридические лица становились основными покупателями дорогих новых автомобилей. Пока затишье.  



Что год грядущий нам готовит? Во-первых, какие-никакие, а премьеры. У Renault к концу лета должен появиться совершенно новый кроссовер Kapture. Volkswagen готовится представить обновленный пикап Amarok, горячую версию Polo GT и совершенно новый VW Tiguan, первые экземпляры которого доберутся до белорусских дилеров бренда уже в декабре нынешнего года.

VW Polo GT c двумя полосами — это не модный приговор. По желанию клиента машину можно будет украсить даже «вышиванкой»

Правда, на машину можно будет только посмотреть — белорусские клиенты смогут получить свои новые машины не раньше весны 2017-го. Цены обещают вполне приемлемые. «Прайс на новый Tiguan не должен существенно превысить цену текущего поколения, — отметил Сергей Михневич. — При этом первое поколение будет оставаться в производстве до 2019 г. Мы его будем продавать вместе с новой моделью, и наша задача сделать эту модель более доступной для клиентов».


А вот VW Passat AllTrack в Беларуси, увы, не появится

Самый популярный бюджетный седан VW Polo sedan получит несколько новых версий. Так, в 2017 году появится модификация Polo Life, а с августа 2019 г. для клиентов станет доступен пакет Taxi. Как видим, жизнь «Поло седана» обещает быть долгой на конвейере и машину постоянно будут дорабатывать и улучшать. Что касается таких интересных версий, как, например, VW Passat AllTrack, то официально таких машин в белорусских шоу-румах мы не увидим. «Этот автомобиль определенно интересен для нас. Но политика завода-изготовителя такова: если в регионе продается меньше 50 единиц конкретной модели, она автоматически закрывается для данного рынка. К сожалению, мы не можем гарантировать заводу продажи VW Passat AllTrack больше нескольких штук в год», — пояснил председатель правления БАА.


Новинки запланированы и у белорусских дилеров Lifan и УАЗ. Из большой немецкой тройки, лишь дилер Audi планирует порадовать своих клиентов презентацией самого маленького в линейке кроссовера Q2. Ориентировочно машину покажут в ноябре и тогда же, возможно, представят и самый мощный дизельный кроссовер в мире — Audi SQ7 TDI. Также осенью белорусам обещают показать второе поколение роскошного седана Porsche Panamera. Ну а уже сегодня в Беларуси вовсю принимают заказы на флагманский седан Volvo S90 и кроссовер V90 Cross Country.


Также с осени в Беларуси должны начаться онлайн-продажи автомобилей Volkswagen. «Мы очень серьезно подходим к этому проекту, когда в интернете можно будет не просто сделать предзаказ машины с доставкой, но и выбрать всю необходимую комплектацию, а не просто цвет автомобиля», — рассказала Евгения Шпак. 


По ее словам, система будет работать аналогично тому, как действуют ставшие уже привычными интернет-магазины. «Вы заходите на сайт, выбираете интересующий вас автомобиль, его комплектацию, трансмиссию, двигатель, с вами заключается договор, вы вносите предоплату. Причем оплатить можно будет через систему ЕРИП. Оформляется заказ-доставка, и курьер привозит вам товар, то есть автомобиль, на дом», — пояснила заместитель генерального директора импортера Volkswagen. 


Ну а во-вторых, хочется верить, что пусть на каких-то полгода, но у нас в стране воцарится спокойствие и поутихнет шумиха у валютной корзины ожиданий. Кто-нибудь помнит те времена, когда доллар стоил всего два рубля и несколько копеек? Я лично советские рубли застал, но долларами, как и многие в те уходящие годы советской эпохи, не интересовался.  Эх, знал бы прикуп – жил бы в Сочи! И скоренько поменял советские фантики на зеленую стабильную валюту. Кто же тогда знал... Но так хочется пофантазировать в спокойной тихой обстановке, когда вера в хорошее будущее как никогда крепка, а новые белорусские рубли еще пахнут свежей краской и удивляют металлическим звоном в кармане. Совсем как в старые добрые времена.

Возможно, эйфория от цен и новых денег не прошла и у белорусских дилеров, потому как, судя по настроениям, резких движений до конца года делать никто не планирует. «Удержать бы то, что имеем», — вот основной лейтмотив, исходивший от представителей БАА. И автодилеров можно понять: последние два года во многих отношениях оказались для них не простыми. Не по дням, а по часам дорожал доллар, снижались объемы производства в стране, зарплаты не поспевали за растущей инфляцией, и только ленивый белорус не съездил за новым авто в Россию. «Очень многие автодилеры уменьшили свои наценки. К сожалению, пришлось это сделать. Мы понимаем, что экономические методы — самые эффективные», — с нескрываемой грустью констатировал Сергей Михневич. И с этим приходится мириться, иначе клиент уйдет, а вернуть его, как показывает практика, ой как не просто.

 

Фото: автора

Дмитрий Макаревич
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments