У истоков F1. Изучаем автодром Сильверстоун в Великобритании

  • 7 июля 2016
  • Просмотров 2201


В эти выходные состоится один из самых ожидаемых этапов чемпионата мира. Расположенная в самом сердце Британии трасса Сильверстоун примет самый престижный вид автоспортивных гонок. Обзор трека, уже ставшего легендарным, в нашем сегодняшнем материале.

В 1948 году Королевский автомобильный клуб Британии (RAC) подыскивал место для проведения национального гран-при. Так как большинство довоенных автодромов пришли в негодность, было решено найти новую площадку. Сильно ограниченному в средствах клубу особо выбирать не приходилось, и выбор пал на один из заброшенных военных аэродромов недалеко от деревни Сильверстоун. По окончанию Второй мировой войны он ещё недолго использовался военно-воздушными силами Великобритании, а после полного упадка сюда пришли любители скорости на суше.

Осенью того же года, арендовав у ВВС пустующий аэродром, RAC организовал первый послевоенный гран-при Великобритании. 2 октября поглазеть на быстрейших пилотов пришло около 100 тысяч человек, а от трассы и проносящихся болидов их отделяли соломенные тюки с масляными бочками, ограждёнными лишь с помощью верёвок. Схема трассы напоминала форму песочных часов, задействовав обе взлётно-посадочные полосы, а так же часть лётного поля. Первым победителем, в трёхчасовой гонке, стал итальянский гонщик Луиджи Виллорези на автомобиле Maserati, опередивший своего соотечественника и будущего чемпиона мира Альберто Аскари.

Кто бы мог подумать, что оставленный за ненадобностью военный аэродром, на пустыре графства Нортгемптоншир, однажды станет домом и родиной Королевских гонок. Но именно так и произошло в 1950 году, когда Сильверстоун принял у себя первый в истории этап чемпионата Формулы-1. Изначальную конфигурацию трассы серьезно изменили, исключив посадочные полосы из-за соображений безопасности. Сократилась и дистанция: с 5,9 до 4,6 км. Своё имя, как триумфатор первой гонки, в историю записал Нино Фарина и его AlfaRomeo 158, которая на протяжении всего сезона не оставляла конкурентам никаких шансов. Первую гонку, в присутствии десятков тысяч зрителей, посетила королевская семья Британии, во главе с Королём Георгом VI и королевой Елизаветой.

Первый и последний раз Королевская семья Британии посетила гран-при

Гран-при Великобритании здесь проходил до 1954 года, а после поочередно принимал этап вместе с трассой в Эйнтри (с 1955 по 1963 год), и на протяжении 20 лет с автодромом Брэндс-Хэтч (с 1964 по 1986 год). С 1987 года трек в Сильверстоуне стал единолично принимать Британский этап Формулы-1. За это время конфигурация трассы претерпела незначительные изменения, акцент в основном делался на безопасности пилотов, ведь с каждым годом скорости болидов на длинных участках только росли, делала Сильверстоун самым быстрым гоночным треком.

В 1985 году чемпион мира Кеке Росберг, отец действующего пилота Формулы-1 Нико Росберга, проехал свой квалификационный круг со средней скоростью 256км/ч. Рекордное время держалось 17 лет, пока в 2002 году в Монце его не перебил Хуан Пабло Монтойя. Самым разумным способом снизить риск для гонщиков была масштабная реконструкция скоростных участков в медленные, с добавлением шикан и шпилек.

Конфигурация трассы в 1987 году


Конфигурация трассы в 1991 году

В 1991 году прошло глобальное преобразование конфигурации трассы: была полностью изменена секция Woodcote, став более медленной; приобрела свои новые очертания связка поворотов Maggotts-Becketts-Chapel; участок между поворотами Stowe и Club получил медленную секцию Vale. На сегодняшний день почти каждый поворот в Сильверстоуне имеет не только своё собственное название, но и историю, связанную с ним. В основном, это названия строительных объектов, расположенных здесь до возведения аэродрома (Abbey (Аббатство), Luffield (часовня Лаафилд) и др.), названия других гоночных треков в Британии (Aintree (Эйнтри), Brooklands (Бруклендс)), а также прямая Веллингтон, названная в честь британского бомбардировщика времен Второй мировой войны.

В 2009 году проведение гран-при Великобритании в Сильверстоуне оказалось под угрозой. Промоутер Формулы-1 Берни Экклстоун не единожды выказывал озабоченность организацией гонки, в частности это касалось состояния подъездных дорог, пропускная способность которых вынуждала всех стоять в многокилометровых пробках на подъезде к трассе. Проблему, хоть и частично, решила объездная дорога, однако оставался вопрос к устаревшей инфраструктуре автодрома. К гран-при 2011 года организаторам удалось подготовить обновлённый трек, с новой конфигурацией, новым комплексом боксов и паддоком, получившим название «Крыло» из-за сходства с крылом чайки. Он расположился между поворотами Club и Abbey, куда соответственно переехала стартовая прямая.

Длина трассы в новой конфигурации, которая на последний момент претерпела небольшие изменения, составляет 5 891 метров. В этот уикенд гонщикам предстоит проехать 52 круга, что в итоге составит 306.198км общей дистанции. Рекорд прохождения круга принадлежит Марку Уэбберу, который в гонке 2013 года за рулём болида Red Bull проехал кольцо за 1:33.401. Абсолютный рекорд в данный конфигурации (1:29.607) установил Льюис Хэмильтон  в том же 2013 году.

Местный любимец публики, который становился победителем домашнего гран-при три раза

Трасса имеет восемнадцать поворотов, десять правых и восемь левых. Как сложилось исторически, большинство из них скоростные, образующие также быстрые связки. Средняя скорость здесь по-прежнему высока и при сухой погоде составляет свыше 230 км/ч. На  максималку в 310 км/ч можно выйти на прямике старт/финиш, на прямой между 5-м и 6-м поворотами, а также на Прямой Ангар, активируя при этом крыло DRS. Точки, где происходит замер времени между болидами для включения крыла, находятся перед третьим поворотом и в вираже Maggotts-Becketts-Chapel.

Отсутствие жёстких торможений не будет приносить проблем гонщикам, как это было на прошлом этапе в Австрии, но при этом нужно внимательно следить за расходом топлива. Около 70% дистанции проходится с полностью выжатой педалью газа, поэтому командам, испытывающим в этом плане проблемы, в воскресной гонке будет не легко. Как и силовым установкам болидов, которые из-за малой отдачи кинетического мотор-генератора могут рассчитывать в основном на тепловые, от эффективности которых будет зависеть многое.

Трасса в Сильверстоуне очень техничная и требовательная к мастерству пилотов, а скоростные повороты, которые часто и быстро меняют направление, вынуждают инженеров делать больший акцент на прижимную силу болида, много работая с аэродинамическими элементами. Но все усилия могут сойти на нет, когда в расклады вмешивает капризная британская погода: частая смена скорости и направления ветра накладывают свой отпечаток на времени круга гонщика, а дождь и вовсе здесь постоянный гость.


Традиционно, в Великобританию Pirelli привозят самые жёсткие составы шин, ввиду повышенного расхода из-за абразивного асфальта и высоких нагрузок. В этом году к обычным Mediumи Hardдобавится мягкий Soft, который будет доступен пилотам в третьем сегменте квалификации. Его же все команды выбрали на уикенд больше всего. Особенно выделились в Sauber, пилоты и инженеры которой заказали аж по девять комплектов «софта». На прошлой неделе единственный поставщик покрышек опубликовал выбор всех команд комплектов шин на уикенд.


Средняя ширина трека в Сильверстоуне порядка 13 метров, что предоставляет гонщикам большое количество мест для обгонов, и гонки здесь всегда отличаются своей зрелищностью. Своё восхищение трассой и атмосферой во время уикенда высказывают буквально все гонщики в пелетоне. Есть и те, которые участвовали в гонках на более старых конфигурациях. Одним из них является двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. «Гран-при Великобритании является одним из самых ярких событий года для каждого пилота. Схема трека является невероятным вызовом для всех. Это одно из немногих мест, где водители чувствуют, будто их спустили с поводка, потому что здесь  реально почувствовать аэродинамическое сцепление с дорогой. Мои победы в Сильверстоуне были очень особенными. Оба раза это были захватывающие гонки, и я никогда не забуду приём, который получил от толпы, когда вышел на подиум. Это было фантастически, и этой щедростью толпа делится со всеми водителями, а не только с британцами, что дает такой гонке особую атмосферу», –  цитирует пилота McLaren официальный сайт чемпионата.

Удивительный факт, но для большинства команд этого сезона гонку в Сильверстоуне можно считать домашней! Базы шести команд из одиннадцати расположены в радиусе 40 км от трека (Force India, Mercedes, Manor, Haas, Red Bull и Renault). В городе Гроу, в 65-ти км от Сильверстоуна, базируется коллектив Williams. А западнее Лондона, в городе Уокинг базируется команда McLaren и её исследовательский центр.

В этот уикенд состоится 50-й гран-при Великобритании, который стартует в рамках чемпиона мира в классе Формула-1 на трассе в Сильверстоуне. Свободные заезды в пятницу и субботу начнутся в 12:00 по Минскому времени, а квалификация и гонка в 15:00 в субботу и воскресенье соответственно. Предварительный прогноз погоды обещает дождь над трассой в пятницу и в воскресенье. 

Фото: из открытых источников

Дмитрий Мандрик
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments