Red Bull Ring — сказочный альпийский автодром. Обзор трассы F1 в Штирии

  • 30 июня 2016
  • Просмотров 2319


Спустя месяц после гонки в Монако, Формула-1 возвращается в европейскую часть континента. Федеральная земля Штирия вновь принимает самых быстрых гонщиков планеты. В этот уикенд состоится 29-й в истории гран-при Австрии, на обновленном автодроме Red Bull Ring. О его особенностях и истории в нашем традиционном обзоре.

Трасса, о которой сегодня поговорим, впервые принимала гран-при Австрии в далёком 1970 году, вернувшись в календарь Формулы-1 спустя 6 лет после отмены этапа на кольце аэродрома близь города Цельтвег, федеральной земли Штирия. Здесь прошла одна единственная гонка, вошедшая в зачёт чемпионата мира, победу в которой одержал Лоренцо Бандини, выступавший за Ferrariвсю свою автоспортивную карьеру. Его жизнь оборвалась за рулём болида Ferrari 312/67 на гран-при Монако 1967 года, после страшной аварии в порту Монте-Карло, а победа в Австрии стала единственной в карьере итальянского гонщика. Ухабистая трасса в Цельтвеге не щадила подвески автомобилей, была слишком узкой и признана опасной для гонок, поэтому Международная автомобильная организации исключила австрийский этап из календаря до предоставления властями более современного автодрома.

Растущий интерес к Королевским гонкам в Австрии был вызван успехами местного гонщика Йохена Риндта (Jochen Rindt), прогрессирующего с каждым годом. Это в значительной мере повлияло на поиск необходимых средств для строительства нового трека. В 1969 году, недалеко от Цельтвега, была построена скоростная трасса, получившая название Остеррайхринг (нем. Österreichring — Австрийское кольцо).


Расположенная в живописнейшем регионе Штирии, долине реки Мур, трасса стала настоящим украшением Формулы-1, а её технически сложные и скоростные повороты, требующие от пилотов исключительного мастерства, заслужили уважение самых именитых гонщиков.

Победив в последних четырёх гонках сезона 70-го года, Йохен Риндт был основным претендентом на победу на первом домашнем гран-при, но к сожалению местных болельщиков из-за проблем с двигателем сошел в первой половине дистанции, уступив победу легендарному бельгийцу Жаки Иксу. Спустя несколько недель восходящая звезда австрийского автоспорта и лидер чемпионата мира погиб во время субботней практики в Монце. Риндту хватило завоёванных очков, чтобы по окончанию сезона стать чемпионом мира, первым и, к счастью, последним, кто удостоился этого звания посмертно.

Первая конфигурация трека существовала по 87-й год и отличалась своими скоростными поворотами, а также очень высокой средней скоростью на круге, уступая по этому показателю лишь Сильверстоуну. Больше всего побед здесь одержал Ален Прост (1983, 1985-1986), а  местному любимцу публики Нике Лауде лишь однажды покорился домашний гран-при в чемпионском 1984-м году. После многочисленных аварий на узкой стартовой прямой, трасса Остеррайхринг была признана небезопасной и проведение гонки в Австрии вновь было прекращено. На 10 лет деревни в округе погрузились в тишину.

В 1996 году была проведена масштабная реконструкция автодрома, спонсированная австрийским мобильным оператором А1 Telekom. Работы по модернизации трека были поручены безызвестному на тот момент немецкому архитектору Герману Тильке, став для него первым крупным проектом. Конфигурация трассы была сокращена с 5.900 до 4.300 метров, лишившись своих знаменитых скоростных поворотов взамен медленных и крутых виражей. Помимо этого сменилось и название. В 1997 году состоялся первый гран-при Австрии на обновленном треке A1-Ring, а первым победителем в драматической гонке стал пилот Williams Жак Вильнёв. Победа в Шпильберге на шаг приблизила канадца к своему единственному титулу в Формуле-1, а также по итогу года принесла победу легендарной британской команде в кубке конструкторов. С тех пор коллектив из Гроу не побеждает уже 18 лет.

Этап на кольце A1-Ring просуществовал семь лет, отметившись несколькими скандальными гонками. В 2002 году по приказу из боксов лидирующий долгое время  Рубенс Баррикелло на финише пропустил вперед партнёра по команде Михаэля Шумахера, дабы тот заработал максимальное количество очков для чемпионского титула. 

Гонка закончилась скандалом и внесением в правила пункта, запрещающего отдавать прямые приказы гонщикам проиграть гонку. А за отсутствием такого до этапа, никто не понёс дисциплинарного наказания, отделавшись лишь крупным денежным штрафом для команды за благородный поступок Михаэля на подиуме.   

Красующиеся на болидах тех лет наклейки табачных брендов стали одной из причин, по которой Формула-1 вновь покинула Австрию. Закон о запрете рекламы табачной продукции шел вразрез с бюджетом Больших призов, не малую часть которого составляли контракты с табачными гигантами. Контракт с ответственной за продвижение F1 компаний был расторгнут, а после конфликтов с экологами было принято решение и вовсе не проводить в Шпильберге автомобильных соревнований международного уровня. Ситуацию изменил австрийский бизнесмен Дитрих Матешиц (Dietrich Mateschitz), компания которого выкупила трек и провела полную реконструкцию инфраструктуры: от перестройки боксов, трибун и зон безопасности, до смены дорожного полотна. Конфигурация трассы не претерпела изменений. Это были всё те же  4.326 метров дистанции с 7-ю правыми и 2-я левыми поворотами. Именоваться трек стал иначе, и получил название Red Bull Ring, в честь австрийского производителя энергетических напитков, спасшего судьбу автодрома.

Одна из самых коротких трасс в чемпионате (третья после Монако и Интерлагоса) опережает при этом более длинные благодаря скоростным поворотам, часть из которых проходит на спусках. В отличие от таких же быстрых треков как в Канаде и в недавно прошедшем Баку, нагрузка на тормоза здесь сравнительно невысокая. Щадящий режим работы тормозов означает, что добиться эффективности от кинетического мотор-генератора ждать не стоит. Сильные торможения проходят лишь на двух участках трека: перед первым поворотом, и наиболее жёсткое, в конце самой длинной прямой между первым и вторым поворотами. Около 63% круга проходится гонщиками с полностью выжатой педалью газа, где и вступает в свою работу тепловой генератор. Большую нагрузку испытывает турбокомпрессор силовой установки, который трудится с максимальной нагрузкой. Причиной тому служит географическое положение трассы, расположенной на высоте 660 метров над уровнем моря. Воздух здесь более разреженный, поэтому двигателям внутреннего сгорания приходится нелегко.

Рекорд круга принадлежит Михаэлю Шумахеру, который в 2003 году показал время  1.08,337

На трёх участках трека пилоты разгоняются свыше 300 км/ч, на двух из них предусмотрены зоны активации заднего антикрыла. Первая зона DRSдействует на прямой старт-финиш, с точкой детекции после восьмого поворота. Открыть крыло второй раз гонщики могут на обратной прямой между 2-м и 3-м поворотами, приблизившись к сопернику ближе чем на 1 секунду на длинной прямой.

Сочетание быстрых и затяжных поворотов, вместе со скоростными прямыми, вынуждает инженеров искать оптимальные настройки подвески. Идеально выбранный баланс прижимной силы может дать преимущество командам, традиционно сильным по шасси. Свою долю в результат привнесёт и шинный регламент этого года.

В отличие от двух последних гран-при Австрии, в этом году командам будет доступен новый и самый мягкий состав шин. Больше всего «ультрасофта» выбрали в Ferrari и Renault, жертвуя самым жёстким «софтом», в очередной раз делая ставку на агрессивную тактику. Как и годом ранее, в это воскресенье лидеры, скорее всего, пойдут на один пит-стоп, если гонку не замедлит появление машины безопасности. Последняя, кстати, выезжала на трек только один раз после возвращения этапа в календарь. В 2015-м на первом круге, после своей ошибки, Кими Райкконен впечатал себя и Фернандо Алонсо в ограждение, чудом избежав серьезных травм.

Традиционно быстрыми в Австрии являются болиды Williams. Валттери Боттас и Фелипе Масса обменялись третьими местами в 2014 и в 2015 годах соответственно. Бразильцу к тому же в 14-м удалось взять первый за четыре года поул. С нетерпением ждут домашний гран-при в Red Bull. После обновления двигателей Renault в Монако и Монреале, Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен связывают большие надежды на хорошее выступление в Шпильберге. Борьба за большие очки обещает быть интересной, ведь фаворитов из Mercedes никто не сбрасывает со счетов, а главные преследователи на Ferrari просто обязаны выжать из обновленной турбины максимум.


«В Австрии я всегда выступал хорошо и в этот раз неплохо будет показать ещё один сильный результат. Эта гонка одна из моих любимых, здесь приятно находиться и я всегда наслаждаюсь здешней атмосферой. Трасса полна сменами рельефа и имею достаточно сложные повороты, ошибки на которых могут стоить вам времени на прямых. Это также короткий круг, так что отставания между гонщиками всегда мало, что делает борьбу за поул очень жёсткой. Мы достигли большого прогресса в развитии болида, поэтому должны быть конкуренты в этот уикенд»
, — поделился своими впечатлениям о  предстоящем этапе Серхио Перес, завоевавший два подиума на трёх последних этапах.

«В Шпильберге не так много поворотов, но изменение высот делает этот трек особенным, а за рулем Red Bull это чувствуется еще больше, поскольку это наш домашний гран-при. Это может не самая идеальная трасса для нашего автомобиля с точки зрения производительности, но находится здесь всегда приятно. В прошлом году я провел хорошую гонку – квалифицировался седьмым, а в конечном итоге финишировал восьмым, что само по себе очень неплохо», — приводит слова молодого гонщика «красных быков» Макса Ферстаппена официальный сайт чемпионата.


Помимо того, что трассу Red Bull Ring называют самой живописной в календаре, отлично вписанной в альпийские пейзажи Штирии, благодаря своим скоростным шпилькам и перепадам высот этап в Австрии всегда дарит зрителям зрелищные гонки. 

С нетерпением ждём выходных, в преддверии которых состоится традиционная встреча с болельщиками и пресс-конференция в четверг, а также свободные заезды в пятницу и субботу. Квалификация гран-при Австрии и гонка начнутся в 15:00 по Минскому времени в субботу и воскресенье соответственно. 

Дмитрий Мандрик
Автомалиновка

Фото: из открытых источников

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments