«Помогу купить машину!» Как в Беларуси работает услуга подбора авто за деньги?

  • 28 июня 2016
  • Просмотров 56950


Как представляет себе белорусский обыватель идеальную покупку авто? Очень много машин, все небитые и не крашеные, с прозрачной сервисной историей, а продавцы — все как один честнейшие люди! Только реально ли это? На том же авторынке есть немало хитрых перекупщиков, с которыми ухо стоит держать остро. Когда речь идет не о свеженьких иномарках и человек встает перед выбором премиальной «бэушки», может понадобиться помощь экспертов. И такие, к счастью, с недавних пор на нашем рынке услуг имеются. В чем заключается суть услуги «Помощь в выборе авто», сколько она стоит и на что ориентирован сегодняшний покупатель, нам рассказал заместитель директора ЧТУП «Доев-Эксперт» Дмитрий Никитин.

От «перекупов» до официальной услуги по выбору авто

В соседних государствах услуги по выбору машин предлагаются уже с десяток лет, этим никого не удивишь в той же Москве или Питере. В Беларуси подобные компании появились сравнительно недавно, заняв пустующую нишу в сфере автобизнеса. Правда, подобный вид услуг, только неофициально, ранее оказывали небезызвестные «перекупы».

— Изначально данная услуга существовала у нас в извращенной форме, этим занимались «перекупы». Их философия тогда ничем не отличалась от сегодняшней: купить подешевле — продать подороже. Но, помимо этого, была и такая вспомогательная функция, как помощь в поиске и выборе автомобиля через знакомых и друзей. В некоторых случаях «перекупы» находили продавца, вступали с ним в легкий сговор, тот завышал цену, а потом выгода в продаже делилась между ними. Негативная сторона такого сотрудничества для покупателя заключалась не только в том, что могли завысить цену или подсунуть «убитый» экземпляр, — зачастую перекуп не владел технической информацией. Его больше интересовал отполированный до привлекательного блеска внешний вид автомобиля, — рассказывает предысторию развития услуги Дмитрий Никитин.

— Конечно, осмотром и диагностикой занимались и занимаются по сей день многие СТО. Другое дело — это не всегда удобно для покупателя, которому нужно выбрать автосервис в ближайшем районе или в подходящее время. Потом ненадолго появились ИП, на скорую перебравшиеся в другие ниши автобизнеса. Наша компания, которая в числе первых стала оказывать услуги по выбору машин в более цивилизованной и комплексной форме, заработала в 2012 году.

Автоэксперты, которые занимаются подбором и диагностикой машин, — это наемные работники, оформленные в качестве ИП. Как правило, сотрудники автосервисов или с опытом работы на СТО. Причем желательно со стажем от 3 лет и выше. Сам Дмитрий Никитин около 6 лет отработал на СТО, получив необходимые знания об особенностях и слабых местах многих моделей авто. Хотя обучение и подготовку сотрудников в любом случае никто не отменял. Их численность варьируется от 2 до 7 человек в зависимости от сезонности.

Разовая проверка, эксперт на день, полный подбор авто

Оказывая помощь в подборе и покупке автомобиля с пробегом, компания предлагает три варианта работы. Первый из них — разовая проверка. Клиент ищет и выбирает автомобили самостоятельно. Заинтересовавшись конкретным экземпляром, он вызывает специалиста компании. Его задача — проконсультировать покупателя и провести комплексную диагностику автомобиля. Также здесь подразумевается тест-драйв и торг с продавцом. Выбирая эту форму услуги, стоит рассчитывать на осмотр только одной машины. Не всегда удается найти подходящий вариант с первой попытки, тогда можно повторять разовую проверку сколько угодно раз. Ее стоимость — 750 тысяч рублей.

Вариант — эксперт на день — рекомендуется в тех случаях, когда человек планирует осмотреть не менее 4 автомобилей. Клиент заранее выбирает понравившиеся варианты, созванивается с продавцами, чтобы весь следующий день ездить и выбирать авто вместе с экспертом. Как показывает практика, за день реально осмотреть до 10-15 экземпляров. Осмотр начинается с кузова, если специалист сразу видит, что на нем нет живого места, то проверка длится не более 5 минут. После чего покупатель вместе с экспертом едут дальше — смотреть другие варианты, экономя время. Как правило, 3 из 5 клиентов удается найти подходящий вариант. И стоимость услуги в этом случае составляет 3 миллиона рублей.

Третий вариант — подбор авто под ключ. Здесь подыскивается машина конкретно под требования клиента, включая марку, модель авто, его комплектацию, цвет, год выпуска, примерный бюджет и многое другое. Осматривается неограниченное количество машин в рамках договора, все очень индивидуально. Поиски идеального варианта могут занять сутки, а могут длиться 2.5 месяца — столько продлился самый долгий договор в нашей практике. Но в любом случае такой формат сотрудничества всегда заканчивается успешно, и, независимо от того, сколько ушло времени на поиски (от суток до нескольких месяцев), услуга оплачивается единожды — ее стоимость составляет 6 миллионов рублей. Возможна оплата в два этапа.

— При использовании разовой проверки акт технического осмотра выдается по факту выполненных работ и по желанию клиента. В случае со второй и третьей формами перед началом поиска автомобиля оформляется договор. В третьем случае там указывается более подробная информация о том, какую машину хочет клиент: марка, модель, цвет, комплектация и так далее. Также мы выдаем на руки владельцу акт осмотра автомобиля, в котором указываем все обнаруженные недостатки. Для заключения договора необходимо иметь при себе паспорт и гарантийный взнос в размере 50% стоимости наших услуг.

— Причем в договоре обязательно прописывается, что при оказании услуги «Эксперт на день» мы не несем ответственность за техническое состояние найденных клиентом автомобилей. При подборе авто под ключ, напротив, она подразумевается. Стоит отметить еще один важный момент: если найденный нашим специалистом авто соответствует заявленным требованиям, то клиент вправе без объяснений причин отказаться только от 1 предложенного варианта. В остальных случаях ожидается аргументированная критика, — говорит о нюансах эксперт.

Жители из регионов и минские «айтишники» — основные клиенты

— В первый год существования компании к нам обращались преимущественно россияне, которые переехали жить в Беларусь. Сегодня популярность услуги по сравнению с прошлым годом увеличилась в 4 раза, и в основном наши клиенты — это столичные специалисты IT-компаний, а также иногородние жители, которые отличаются прагматичным подходом при выборе авто. На сегодняшний день наибольшим спросом пользуется услуга «Эксперт на день». Как правило, человек хочет лично присутствовать при диагностике машин и осмотреть как можно больше экземпляров.

— Помню, сотрудник одной из IT-компаний выбрал разовую проверку, только чтобы проверить, как мы работаем, чисто из любопытства. В тот же день он обратился к нам на полный подбор авто. Особенно приятно, когда с клиентами завязываются дружеские отношения. К примеру, был мужчина, который не только сам покупал 2 авто через нашу компанию, но и привел к нам жену, дочку, а потом еще несколько своих знакомых.

— Белорусы подыскивают более свежие варианты до 6-7 лет и в ценовом сегменте от 5 до 8 тысяч у.е. В приоритете авто с автоматической трансмиссией, из опций — наличие кондиционера. Если раньше большинство выбранных машин были дизельными, то теперь все наоборот. Сегодня 90% клиентов ищут бензиновую машину. Новые «бюджетники» тоже пользуются спросом, но у людей пожилого возраста. Иногда человек задает очень неконкретные параметры. Однажды к нам приехала девушка с пожеланием: «Хочу  красненькую и маленькую машинку». В итоге мы нашли Opel Corsa, которая идеально подошла под этот критерий, — рассказывает о предпочтениях клиентов Дмитрий Никитин.

Как признается эксперт, в личной практике приходится сталкиваться с двумя популярными стереотипами. Первый миф — объем двигателя определяет расход топлива. Второй — маленькая машина более удобная в управлении, нежели большая, что в основном культивируют особы женского пола.

«Мы не являемся автохаусом»

В этом бизнесе очень много нюансов. Иногда в процесс подбора автомобиля вмешивается пресловутый человеческий фактор — например, продавец внезапно передумал продавать авто. Тогда приходится искать дальше. По желанию клиента можно поехать смотреть автомобиль куда угодно. Следует учесть, что он передвигается на транспорте эксперта и компания оплачивает только первые 100 км, остальные — за счет клиента. Но, говорит Дмитрий, шансы найти технически исправный автомобиль в Минске гораздо выше, чем в регионе. Это связано с тем, что количество автосервисов и доступность запчастей в столице превалируют над предложениями в том же Гомеле или Могилеве.

— Принципиально важно отметить, что мы не являемся автохаусом и не занимаемся срочным выкупом. Расчет между покупателем и продавцом осуществляется лично, а наша компания является своего рода посредником между ними. К моему удивлению и радости, большинство клиентов расплачивается в безналичной форме, и это наиболее безопасный способ расчета. Кроме того, мы всегда помогаем при оформлении в МРЭО, пусть это и за рамками действия нашего договора. И в 99% случаев клиент соглашается. Тест-драйв, торг с продавцом и персональная поддержка после покупки авто тоже наши козыри, — подчеркивает эксперт.

— Осмотр начинается с кузова. Смотрятся зазоры, швы, обнаруживаются крашеные элементы. Уточняется, почему и насколько качественно проводился кузовной ремонт. При оценке состоянии ЛКП применяется толщиномер с погрешностью порядка 1 микрона. Да, с ним намного проще и быстрее, но всегда нужно разбираться, почему красился тот или иной элемент, и при этом полагаться на опыт. А вот по фото определить, красился или бился авто, со 100%-ой гарантией невозможно. К примеру, человек решил поменять оптику по причине, не связанной с ДТП, но нашел, допустим, задний плафон только с рестайлинговой модели.

— Вспоминается самый курьезный случай, когда клиент нашел четырехлетний Volkswagen Jetta якобы из салона в состоянии «не бит, не крашен». Издали она смотрелась неплохо, но при близком знакомстве выяснилось следующее: в салоне стоял стойкий запах краски, а в багажнике предательски остались малярная лента, краска и лак. Хотя продавец клялся, что авто никогда в жизни не красился, — приводит пример Дмитрий Никитин.

Под капотом смотрится практически все. Внешний вид мотора, состояние ремней, работоспособность компрессора и кондиционера. На месте проводится компьютерная диагностика. У специалистов при себе есть лицензионные сканеры, которые считывают ошибки.

По желанию клиента проводится и торг с продавцом. В среднем удается сбросить в цене от 300 до 2 тысяч долларов. «Так, например, BMW X5 2008 года продавался за 15 тысяч у.е., но мы сторговались на рекордные почти 2 тысячи долларов. Хотя причина торга была банальна — мужчина спешил с продажей, чтобы купить новое авто из салона», — вспоминает Дмитрий.

«Авторынок — это последнее место, куда мы пойдем»

Как правило, компания по подбору авто присматривает варианты на всех виртуальных площадках, оставляя авторынок на последнюю очередь, и то только в крайнем случае. Логика простая — проще найти и купить авто у фактического владельца, нежели у перекупа, который в большинстве случаев скроет информацию про существующие недостатки. Смысл посетить местный рынок есть, только чтобы изучить его конъюнктуру, основной ценовой сегмент и общее техническое состояние машин. В других случаях преимущество за частными автовладельцами.

Справедливости ради стоит сказать, что есть перекупы, которые ездят по всей Беларуси, отыскивают дешевые машины в хорошем состоянии, приводят их в товарный вид и продают с наваром. Правда, работать, не обманывая, для них практически нереально. Как признался один из перекупов в Ждановичах, «хотя бы чуть-чуть, но обманешь клиента, ведь на кону продажа машины».

— Привозить сегодня авто из РФ, на мой взгляд¸ невыгодно. Либо машина должна быть очень дорогой, ведь в противном случае процент необоснованных рисков очень высок. Тем не менее мы хоть и необоснованно, но вплотную связаны с рынком РФ. Цены на некоторые модели и так уже достигли крайнего предела, когда машины продают вдвое дешевле их изначальной стоимости. А вот ситуация с Volkswagen и Audi из 90-х за 3-4 тысячи у.е. мне не совсем понятна — за эту же цену можно купить вариант из нынешнего столетия и по надежности ничуть не хуже.


Правда, на эти марки ажиотаж заметно упал и после того, как многие начитались про коробки DSG и моторы TSI c большим пробегом. В целом сегодняшний авторынок перенасыщен моделями в возрастном цензе от 2004 по 2013 год, пригнанными из РФ. Так же, как и практически новыми Hyundai, KIA и Polo.

— Более чем уверен, что цены на б/у автомобили падать больше не будут. Рынок бэушки, на мой взгляд, нащупал дно. По осени на рынке будет наблюдаться традиционный всплеск, но это сезонное и небольшое подорожание, на котором не стоит заострять много внимания, — делает небольшой прогноз на ближайшие месяцы Дмитрий Никитин.

Мы также обзвонили и другие фирмы, оказывающие похожие услуги. На поверку оказалось, что их сотрудники «плавают» в ценах, называя цифры от 1 миллиона (за осмотр 3 автомобилей) до 2 млн. 700 тысяч рублей, намекая на то, что при осмотре большего количества машин цены могут меняться. Частники, в свою очередь, предлагают минимальный набор услуг по выбору авто и за меньшие деньги: «Если бегать по рынкам и смотреть всё, что вам понравится, то цена составит 50 у.е. Как правило, за сутки удается посмотреть около 10 экземпляров. В услугу входят диагностика двигателя, коробки, осмотр кузова с прибором и торг с продавцом, если обнаруживаются дефекты или проблемы. Если нужно посмотреть 1 вариант, то лучше пригоняйте ко мне на СТО, тогда услуга обойдется вам в 20 у.е. Сам я профессиональный автомеханик, хорошо разбираюсь в машинах, раньше пригонял авто, а сейчас только ремонтирую и обслуживаю. Так что обращайтесь, поедем на моей машинке и все посмотрим», — рассказал один из столичных частников.

**

Можно подолгу блуждать по авторынку или листать электронные странички автообъявлений, так и не решившись купить ни одно из подержанных авто. Купить подходящий и в исправном состоянии вариант — задача не из легких. И тогда на помощь приходят компании или частные агенты, которые не только осматривают машины, проводят тест-драйвы, но и торгуются с продавцом и даже отводят за руку в МРЭО — в противовес «дяде Васе» из гаража, который хорошо если осмотрит подвеску. Есть и такой немаловажный фактор, как экономия времени. А впридачу и прямой телефон специалиста, с которым можно связаться, чтобы проконсультироваться по мельчайшим нюансам эксплуатации и обслуживания.

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments