24 часа Ле-Мана. Драматический финал для Toyota, и подарок судьбы для Porsche

  • 22 июня 2016
  • Просмотров 3329

В эти выходные весь автоспортивный мир был сфокусирован на двух событиях: гран-при Европы Формулы-1, проходящем в Баку, а также легендарном марафоне 24 часа Ле-Мана. Самая знаменитая и старейшая автомобильная гонка, которая проходила 84-й раз, входит в тройку самых престижных гонок на планете, наряду с гран-при Монако (Формула-1) и Инди 500 (500 миль Индианаполиса, Индикар).

Сегодня марафон является частью чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC (World Endurance Championship) и в этом году принимает его третий этап, за который, кстати, зачисляется вдвое больше очков. Гонка проходит на кольце Сарта, что в нескольких километрах от города Ле-Ман во Франции. Главной особенностью трассы является частичное использование дорог общего пользования, лишь малая часть дистанции приходится на автодром. Протяжённость кольца составляет 13.650 метров, при этом трасса очень скоростная и в основном состоит из длинных прямых, соединённых несколькими шиканами.

За победу в гонке борются около двухсот гонщиков профессионалов и любителей, в четырёх классах автомобилей: LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE AM.

LMP1 – класс лемановских прототипов, самый престижный и главный претендент на победу, в котором представлены как заводские так и частные команды. Абсолютная свобода для производителей экспериментировать в разработках и технологиях, неограниченная никакими бюджетами, лишь техническими особенностями. Разрешено использовать любую компоновку двигателя, а также различные типы двигателей: бензиновые либо дизельные, атмосферные либо турбированные. Последние годы набирают популярность и гибридные силовые установки (победители пяти последних марафонов использовали именно гибридные двигатели). Суммарная мощность электродвигателя и ДВС могут достигать 1000 л.с.

Основными претендентами на победу в этом году являлись прототипы Porsche 919 Hybrid. Победители двух последних Ле-Манов в этот раз заявили лишь две машины. Прошлогодние триумфаторы Нико Хюлькенберг, Эрл Бамбер и Ник Тенди, из-за участия первого в гран-при Европы, защитить титул не смогли. Штутгартский концерн представляли экипажи Марка Уэббера (вместе с Тимо Бернхардом и Брендоном Хартли), а также лидеры чемпионата WEC Марк Либм, Нил Джани и Роман Дюма. Главным соперниками для Porsche являются, уже ставшие легендарными, прототипы Audi, которые за последние 16 лет побеждали в 13-ти марафонах! Их также представляют два экипажа: Лукас ди Грасси, Лоик Дюваль и Оливер Джарвис, а также Андре Лоттерер, Марсель Фесслер и Бенуа Трелюйе. Первая тройка одержала победу на последнем этапе, 6-ти часовой гонке в Спа.

Представители заводской команды Toyota на фоне грозных соперников выглядели уж очень блекло. Второе место в Сильверстоуне экипажа Стефана Сарразена, Камуи Кобаяши и Майка Конвея являлось лишь результатом осечек лидеров, а бывшие пилоты Формулы-1 Энтони Дэвидсон, Казуки Накаджима и Себастьен Буэми  на второй машине Toyota TS050 Hybrid финишировали в хвосте пелетона на первых этапах чемпионата. Последние в этом составе второй раз пытались покорить знаменитый марафон, и в этом году были близки к победе как никогда.

Старт 84-го «Ле-Мана» был осложнён дождём, и первые 50 минут гонки пилоты провели за машиной безопасности. Когда трасса подсохла, автомобили ринулись в бой. А их в этом году было представлено рекордное количество — 60 экипажей! По истечению первых пяти часов пелетон возглавляли 5-ть экипажей заводских команд, которых разделял всего 1 круг. Небольшой отрыв по лемановским меркам. Автомобиль Audi R18 с бортовым номером 7 потерял 20 минут в боксах, устраняя проблемы с турбиной, и отстал от лидирующей группы. Там в свою очередь экипажи Toyota, Porsche и Audi постоянно сменяли друг друга, проводя либо медленные, но длинные отрезки, либо быстрые и короткие.

На ночной отрезок гонки экипаж №6 команды Toyota Gazoo Racing вышел в лидеры, но отрыв от преследователей из Porsche Team составлял не более полуминуты. Вторая тройка японского концерна отставала от лидера на 1 круг, а ближайшая машина Audi из-за продолжительного пит-стопа проигрывала 2 круга. Самая сложная и утомительная часть марафона всегда готовит для участников множество сложностей. Больше всего на себе их испытал экипаж Марка Уэббера.

Из-за перегрева двигателя и проблем с водяным насосом, Porsche 919 Hybridс порядковым номером 1 провела два долгих отрезка в боксах и потеряла все шансы на призовые места в гонке. На экваторе Ле-Мана они проигрывали идущему первым экипажу Сарразен/Кобаяши/Конвей больше 38-ми кругов. А острая борьба в призовой тройке не прекращалась до самого финиша марафона. Защищать звание действующего победителя Ле-Мана, в борьбе с двумя машинами Toyota, предстояло тройке Либм/Джани/Дюма. По истечении двадцати часов их разделяло всего 19-ть секунд! Стало понятно, что победа достанется команде, которая выберет правильную тактику на последний отрезок, ну и, конечно, все верили в надёжность техники.

За два часа до финиша из борьбы выбыла машина №6. Из-за технических проблем Стефан Сараззен провёл девять минут в боксах, но даже при этом третья позиция осталась за ними, ведь экипаж Audi Дюваль/ди Грасси/Джарвис отставали более чем на пол часа. В это время машина №5 мчалась к первой победе японского концерна на леманском марафоне. Кульминация наступила за считанные минуты до клетчатого флага.

Усталые, но при этом радостные лица механиков и руководителей Toyota в одно мгновение сменились на слёзы и безграничное разочарование. То, что произошло на последних кругах гонки, не опишешь никакими литературными эпитетами. Такого не снимают даже в кино.

Последний отрезок швейцарец Нил Джани атаковал изо всех сил, но приблизиться ближе чем на минуту не смог. «Уставший» комплект резины пришлось сменить на свежий, а это ещё один пит-стоп и потеря всех шансов на победу. Гоночный инженер Toyota по радио призывал Казуки Накаджиму атаковать меньше, ведь преследователь на Porsche отстал. Но эту команду услышал только автомобиль японского гонщика. За 7 минут до конца гонки КПП отказалась включать 5-ю передачу и темп Накаджимы стал падать. Окрылённый этой новостью по радио, Джани устремился вдогонку. Смена лидера произошла на стартовой прямой, где прототип Toyota TS050 Hybrid полностью остановился. Кошмарный финал для одних, и счастливый конец для других. Такого автоспортивный мир не забудет ещё очень долго.

В итоге экипаж Накаджима/Дэвидсон/Буэми даже не смог завершить финальный круг, и не прошёл классификацию по правилам Ле-Мана. При таком раскладе, вторая машина Toyota под управление Сарразен/Кобаяши/Конвей переместилась на вторую строчку, а тройка Дюваль/ди Грасси/Джарвис на Audi стали третьими.

В младшем классе прототипов LMP2 на победу претендовали 23 машины. Огромная конкуренция связана с большим количеством ограничений, в частности на стоимость основных узлов автомобилей. Разрешается использовать турбированные двигатели объёмом до 3,2 литров, либо атмосферных — до 5 литров.

Победу в этом классе праздновала команда Signatech Alpine и её пилоты Густаво Менесес, Николя Лапьер и Стефан Ришельми. Подиум дополнили две российские команды. G-Drive Racing с интернациональным составом Роман Русинов, Уилл Стивенс и Рене Раст приехали к финишу вторыми, проиграв победителям 2 минуты 40 секунд. Российские пилоты Виталий Петров, Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар из команды SMP Racing стали третьими.

LM GTE Pro — спортивные автомобили, построенные на базе серийных спорткаров GT (Гран Туризмо). Префикс «Pro» означает, что в этом классе могут участвовать только пилоты-профессионалы. Разрешено использовать безнаддувные моторы объёмом до 5,5 литров, либо турбированные двигатели — до 4 литров. Этот год был ознаменован возвращением американской команды при заводской поддержке Ford, которая представила новейшие автомобили Ford GT. 60 лет назад именно эта машина была разработана для марафонских гонок и приехала в Ле-Ман, чтобы прервать доминирование Ferrari. Уже легендарный Ford GT40 побеждал здесь с 66-го по 69-й годы.

По иронии судьбы Ford и Ferrari вели борьбу за победу и в этом году. Лидирующий всю ночную сессию экипаж Risi Competizione Джанкарло Физикеллы, Тони Виландера и Маттео Малучелли на Ferrari 488 GTE упустили победу из-за ошибки одного из пилотов за три часа до финиша. В итоге победа досталась фордовскому экипажу в составе Дирка Мюллера, Себастьена Бурдэ и Джоя Хенда. Тройку на подиуме дополнил ещё один автомобиль Ford и гонщики Райан Бриско, Ричард Уэстбрук и Скотт Диксон.


LM GTE AM –
класс для пилотов-любителей, что и означает аббревиатура «Аm». Технические требования к машинам такие, как и в предыдущем классе, однако к старту допускаются только прошлогодние и более старые машины. В нём доминировали автомобили Ferrari. Победил американский экипаж Билл Суидлер, Таундсенд Белл и Джефф Сигал из команды Scuderia Corsa. Вторыми стали Франсуа Перродо, Эммануэль Коллар и Руи Агуаш на Ferrari 458 Italia. Замкнул тройку призёров автомобиль Porsche 911 RSR под управлением Халида Аль-Кубайси, Давида Ханссона и Патрика Лонга.

Дмитрий Мандрик
Автомалиновка

Фото: из открытых источников

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments