Автодром имени Жиля Вильнёва. Изучаем знаменитый трек Гран-при Канады

  • 8 июня 2016
  • Просмотров 2686


Гран-при, который длился чуть более 4-х часов. 5 появлений машины безопасности, многочисленные сходы и аварии. Победитель, который по ходу гонки был на пит-лейне 6 раз, при этом откатывался на 21-ю позицию. Таким оказался невероятный по накалу страстей этап на автодроме имени Жиля Вильнёва в 2011 году. Судьба гонки решилась на последнем круге, когда, казалось бы, потерявший все надежды после двух аварий, Дженсон Батон вырвал победу у действующего чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Сегодня мы расскажем об этом уникальном треке, его истории, конфигурации и рекордсменах.

Гран-при Канады, несмотря на то, что проводился с начала 60-х, был включен в календарь чемпионата мира Формулы-1 лишь в 1967 году и впервые прошел на трассе Моспорт-Парк, расположенной в провинции Онтарио. Чередуясь с треком в Мон-Тремблан, они принимали североамериканский этап «Королевских гонок» ещё несколько лет, пока Формула-1 не нашла себе новый дом в Монреале, где на искусственном острове Нотр-Дам была построена одноимённая трасса Circuit Île Notre-Dame. Но так вышло, что первым предназначением острова являлся вовсе не гоночный трек. В 1965 году началось строительство двух островов, позже получившись названия Нотр-Дам и Св. Елены (Île Sainte-Hélaine), которые должны были стать центром проведения международной выставки Экспо-67. Очень кстати пришлись 15 миллион тонн породы, вырытых при строительстве тоннелей для Монреальского метро.

После завершения одной из самых успешных и посещаемых всемирных выставок, остров Нотр-Дам в течение нескольких летних сезонов выступал в качестве сбора международных павильонов, более известных как «Человек и его Мир». Посещаемость со временем стала снижаться, и спустя 4 года остров пришлось закрыть. Однако ему всё же нашли применение, и для Олимпиады-76 в Монреале, остров полностью перестроили. Рядом был создан гребной канал для соревнований по гребле на байдарках и каноэ.

После завершения Олимпиады остров не долгое время пустовал. Канадский гран-при нуждался в новом автодроме, ведь трасса Моспорт-Парк устарела и не отличалась особой безопасностью. Для этапа чемпионата мира 1978 года в кратчайшие сроки был спроектирован и построен новый трек, автором которого стал  инженер Роджер Пирт (Roger Peart). Схема трассы оказалась настолько удачной, что за всё время существования претерпела лишь незначительные изменения, а трек поистине стали называть одним из самых красивых в календаре.

Расположенный в глубине парка, он лишь на несколько дней в году становится самым шумным местом в Монреале, а большую часть года служит местным жителям местом для отдыха, где они свободно могут пробежаться трусцой, либо проехать на велосипеде вдоль наполненного растительностью острова.

Наряду с гонкой в Монце, трек в Монреале является одним из самых скоростных этапов в чемпионате. На четырёх отрезках гонщики разгоняют свои болиды свыше 300 км/ч, а узкие и извилистые участки требуют от спортсменов максимальной концентрации на таких скоростях. Не удивительно, что нагрузка на тормозную систему здесь очень высокая. Все четыре ускорения заканчиваются жесткими торможениями, поэтому для команд основной проблемой на канадской трассе является перегрев тормозных дисков, а пилотам необходимо постоянно следить за износом задних шин. При этом замедления после длинных прямых позволяют вдоволь зарядить кинетический мотор-генератор, а длительные разгоны — тепловой. Это положительно сказывается на общей КПД силовой установки, ведь в Канаде пилотам как нигде приходится экономить топливо. По понятным причинам автодром в Монреале является лидером по потреблению топлива — около 60% круга гонщики проходят с полностью выжатой педалью газа.

Длина трассы составляет 4.361м и включает в себя 6 левых и 8 правых поворотов. К первому повороту гонщики подходят уже через 260 метров после старта, при этом отрезок вовсе нельзя назвать стартовой прямой из-за правого смещения. Первый левый поворот и сразу же правая шпилька, названная в честь Айртона Сенны (Virage Senna). Один из немногих поворотов в Монреале, получивший название вместо цифрового обозначения. Технически сложная серия из двух поворотов, с перекладкой и сильным смещением боковых перегрузок для пилотов. При этом является одним из самых удобных для обгона участков трека. Далее следует самый медленный сектор трассы, где команды с более слабыми двигателями за счет шасси могут отыграть хоть какое-то преимущество у Mercedes и их клиентов. Скоростная шпилька 3-го и 4-го поворотов, затем многими любимый затяжной пятый поворот и снова «эска» перед первой прямой.

Впервые на круге используется восьмая передача, и пилоты загоняются до 300 км/ч. Связка поворотов 8 и 9 проходится на скорости 110 км/ч, после чего вновь педаль в пол и ускорение до трёхсот. Второй сектор трассы заканчивается изгибом трассы влево, но так и не получившим название. Здесь, в 2007 году, произошла одна из самых серьёзных и страшных аварий в Формуле-1 за последнее десятилетие.

Польский гонщик Роберт Кубица (Robert Kubica) после контакта с Ярло Трулли (Jarno Trulli) вылетел с трассы. Его болид подпрыгнул на травяной кочке и на скорости около 300 км/ч, по касательной, врезался сначала в одно бетонное ограждение, а затем по инерции в противоположное.

BMW P86/7 был практически уничтожен, но сам Кубица каким-то невообразимым чудом серьезно не пострадал, перенеся лишь лёгкую контузию и вывих лодыжки. Дух пилота сломан не был. Через год Роберт вернулся в Монреаль и одержал здесь свою первую и единственную победу в Формуле-1.

Третий сектор трассы открывает самый медленный поворот, который пилоты проходят на второй передаче и замедляются до 60 км/ч. Шпилька носит название «Épingle», в переводе с французского и обозначающая — шпилька. После неё следует очередной разгон и самая длинная прямая на трассе протяженностью 1.190 м, именуемая «Казино» (Droit du Casino). На всей её длине действует первая зона DRS. С открытым крылом пилотам удаётся разогнаться здесь свыше 330 км/ч, что позволяет значительно сократить отставание от впереди идущих гонщиков, и даёт возможность для атаки перед последним поворотом на трассе, на выходе из которого расположена знаменитая «Стена чемпионов». Во время гран-при 1999 года о её стены свои болиды разбили Михаэль Шумахер, Дэймон Хилл и Жак Вильнёв, все они обладали званиями чемпионов мира в классе Формула-1.

Знаменитая стена чемпионов с ироничной надписью на французком «Добро пожаловать в Квебек»

Шпилька перед главной прямой не зря носит такое название. Чтобы иметь преимущество перед остальными пилотами, лидерам приходится атаковать в связке 13-го и 14-го поворотов: слишком много усилий и вы окажитесь в стене; слишком мало – и вы потеряете драгоценное время на прямой. На прямой, которая вторую зону активации крыла DRS, с помощью которого в первых поворотах и проходит большинство обгонов на трассе в Монреале.

Первый гран-при Канады, состоявшийся здесь в 1978 году, выиграл местный герой и любимчик Энцо Феррари, канадский гонщик Жиль Вильнёв (Gilles Villeneuve), отец будущего чемпиона мира 1997 года Жака Вильнёва. Жиль, будучи преданным гонщиком Scuderia Ferrari, погиб во время квалификации гран-при Бельгии 1982 года на трассе Золдер (Circuit Zolder). В том же году автодром в Монреале стал носить его имя, с тех пор именуясь Circuit Gilles Villeneuve.

Энцо Феррари и Жиль Вильнёв

В этом году в Канаде бесспорными фаворитами являются пилоты Mercedes. Несмотря на серьёзное отставание от «Серебряных стрел», их преследователи связывают большие надежды с предстоящим этапом. Единственный клиент Renault в пелетоне, австрийская команда Red Bull, уже опробовала обновленный двигатель в Монако, однако проверить его эффективность на узких улицах Монте-Карло не удалось. Ожидается, что и Red Bull, и заводская команда Renault Sport F1 получат обновленные модификации двигателей для всех четырёх пилотов (напомним, в Монако такие двигатели получили только Даниэль Риккардо и Кевин Магнуссен). Также некоторые обновление готовят и в Маранелло.


По прошествии шести этапов от Ferrari как никогда ждут побед, а давление на пилотов и команду продолжит расти, если гран-при Канады и в этот раз для «красных» пройдёт без победы. К слову, последнюю победу для Ferrari на трассе имени Жиля Вильнёва одержал Михаэль Шумахер в далеком 2004 году. Он же является и рекордсменом по количеству побед здесь. На этом треке «красный барон» одерживал викторию 7 раз. Рекорд круга в данной конфигурации трассы принадлежит Рубенсу Баррикелло. Время 1:13.622 в гонке было поставлено бразильцем в том же 2004 году.

Сразу после завершения предыдущего гран-при, Pirelli объявили комплекты резины, выбранные инженерами и пилотами на предстоящий этап в Канаде. Предлагаемые составы полностью повторяли имеющиеся в распоряжении команд шины в Монако. Это привычные Soft и Supersoft, а также дебютировавший в этом году, самый мягкий состав компаундов — Ultrasoft. Один из жестких составов пилоты будут обязаны использовать в гонке. Примечательно, что две команды вовсе не выбрали "суперсофт", ограничевшись лишь "софтом" и "ультрасофтом", и скорее всего будут использовать "софт" на длинных отрезках в воскресенье, прибегая к тактике одного тип-стопа, что достаточно редко для гонки в Монреале.

Гонка на автодроме имени Жиля Вильнёва всегда была одной из самых зрелищных в календаре чемпионата мира. Скоростные участки с множеством обгонов, которые гонщики совершают вплотную к отбойникам, а также непредсказуемая канадская погода, делают уик-энд в Монреале украшением сезона. Очередной праздник автоспорта состоится в Канаде уже в эти выходные. Из-за разницы во времени, зрители европейской части света будут наблюдать за ходом квалификации и гонки в вечернее время. По традиции, они пройдут в субботу и в воскресенье в 20:00 и 21:00 час соответственно по Минскому времени.

 

Дмитрий Мандрик
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments