«По одиночке мы нормальные парни, в стае - неуправляемы». Байкеры готовятся к открытию мотосезона

  • 13 апреля 2016
  • Просмотров 5719


Самый разгар весны! По улицам города расхаживают красиво одетые люди, а на дорогах разъезжают первые мотоциклисты. К сожалению, из года в год нам приходится видеть десятки ранних весенних ДТП, происходящих по однотипным сценариям. А недавно в прессе, социальных сетях, да и просто оффлайн бурно обсуждалась жуткая и отнюдь не типичная авария, произошедшая 3 апреля в Минске.

Жуткая авария с участием мотоциклиста произошла 3 апреля. В результате ДТП 2 парня погибли. Фото: ck.gov.by

В то злополучное утро на пересечении Логойского тракта и ул. Гамарника столкнулись маршрутное такси Volkswagen Crafter и мотоцикл Honda. Произошло возгорание байка и моторного отсека маршрутки, и трагедия унесла жизни 2 человек. Столичная ГАИ отреагировала на всплеск аварийности моментально и усилила контроль за мотоциклистами. А накануне открытия мотосезона начальник ГАИ Московского района и байкеры встретились, чтобы поговорить о нынешней обстановке на минских дорогах и о том, как вообще изменить ситуацию с мотоаварийностью.

Байкерам следует помнить, что за месяцы их отсутствия автомобилисты уже и подзабыли о том, что на дорогах попадаются еще и двухколесные. Это правило справедливо в каждый момент сезона – уж не настолько и высока у нас культура вождения. Но весной оно наиболее актуально, и ребятам на мотоциклах ничего не остается, как думать за всех, считать на пять шагов вперед и предвидеть ошибки других.

«Мотоцикл представляет собой опасность в первую очередь для самого водителя, а не для окружающих. Да, мы, мотоциклисты, едем немножечко быстрее потока, но только потому что сами хотим жить. Причем, если в этом случае нет какого бы то ни было «выпендрежа», то нет и никакой опасности для пешеходов или других участников движения. Не понимаю, зачем обострять отношения между водителями и теми, кто управляет байком. За примером далеко ходить не нужно: взять хотя бы меня, 40-летнего мужчину, который давно успокоился и возит детей в поликлинику на машине, и тех, кто любит просто «повыпендриваться» на дороге. Вот вам и ответ на вопрос, кто создает негативный имидж нашего мотобрата. А еще есть одно загадочное обстоятельство, изучением которого я занимаюсь с давних пор. Все мы по одиночке, как правило, довольно добропорядочные люди на дороге, но, как только собираемся в ночные стайки, сразу становимся неуправляемы. Наверное, это стадный инстинкт. Точно так же, как если один-два пешехода пошли на красный сигнал светофора, а за ними сразу ринулась вся стоящая рядом толпа», - говорит помощник мотоинструктора ДОСААФ Московского района Сергей Чугунов.

«Если мотоцикл громко «урчит», это вовсе не значит, что он едет с высокой скоростью. К примеру, в моем байке марки Aprilia стоит тихий заводской глушитель, но когда на первой передаче я разгоняюсь до 60 км/ч, то окружающим кажется, что я еду на взлет. Хотя он работает тише машины. Поэтому мне непонятно, когда говорят «летел, потому что ревел». Если говорить о ДТП на Логойском тракте, то там мотоциклист ехал, конечно, быстрее потока, но не больше 100 км/ч, иначе при столкновении с маршруткой его бы отбросило назад, а не подмяло под колеса. Если судить по фото повреждений. Плюс слепой перекресток, водитель мог бы и сбавить скорость», - рассуждает Сергей Чугунов.

Мотоциклисты считают, что в трафике преимущество в скорости у них быть должно. Конечно, тише едешь - меньше острых моментов, но не факт, что лучше и безопаснее. В этом случае мотоцикл создает помехи движению другого транспорта и становится, по сути, неподвижным объектом (относительно других ТС), который им приходится объезжать. Движение с излишне высокой скоростью в потоке транспорта также чревато. Водители машин не ожидают, что мотоцикл появится «из ниоткуда», преодолев несколько сотен метров за пару секунд. Движение со скоростью потока тоже нельзя назвать оптимальным, так как маленький мотоцикл становится невидимым на фоне остальных ТС.

А вот преимущество в скорости считается оптимальным. Мотоцикл становится виден всем участникам движения, но не движется слишком быстро – его видят и ожидают. Причем у мотоциклиста появляется возможность воспользоваться преимуществом не только в скорости, но и в маневренности своего байка.

«Сегодня я передвигаюсь на гипербайке Suzuki Hayabusa 1300. Впервые заинтересовался мотоциклами в 14-летнем возрасте. Увидел байк в деревне и решил, а почему бы не покататься. Сложно вкратце сказать, почему случаются ДТП и кто виноват больше. Здесь играют значение и поведение всех участников движения, и опыт вождения, и просто желание жить. Случается, кому-то достаточно открутить ручку газа и, как говорится, до первого столба – никакого инстинкта самосохранения. А другой любит жить и хочет вечером увидеть семью и детей. Хотя народная байкерская мудрость гласит, кто не падал, тот не ездил. Но это другое - не учел, не предвидел, не смог просчитать грядущую ошибку, что одинаково относится как к автомобилисту, так и мотоциклисту», - рассказывает представитель клуба Racing Clan Руслан Грель (Русел).

«Я прекрасно знаком с разными ситуациями, возникающими на дороге, причем с обеих сторон, как с двух-, так и с четырехколесной. Я и байкер, и водитель, и в этом плане мне проще анализировать, что происходит на дороге. Да, у водителя есть определенная неприязнь к двухколесному транспорту из-за того, что байкер может быстрее разогнаться или совершить какой-либо маневр, но в целом конфликт между ними больше надуман. На мой взгляд, мало внимания уделяется обучению молодежи мотоциклетной езде, а именно практике с элементами разъяснения дорожной ситуации. А что сейчас, «восьмерку» проехал и все», - критикует современную подготовку будущих байкеров Руслан.

«Конечно, с годами опыт приходит. Я тоже не сразу поехал. Помню, в свой первый выезд я чуть заправку не снес, не знал, как остановиться. А тех, кто так и не набрался опыта, мы видим недолго. Как в том анекдоте, приезжают молодые люди в мототусовку к старым байкерам и спрашивают, почему они с ними не здороваются, а те в свою очередь отвечают: «А зачем с вами здороваться, вы ж каждый день новые». Как правило, процент ДТП среди участников мотоклубов достаточно низкий. Это прерогатива одиночек, которые пытаются что-то доказать, а навыков нет», - подытоживает Руслан.

По всей республике за прошлый год произошло 439 ДТП с участием байкеров. Погибло 50 человек, 460 ранено. По вине мототоциклистов зафиксировано 285 аварий (38 – погибших, 294 – раненых). Кроме того, в 2015 году было задержано 67 мотоциклистов, которые управляли ТС в нетрезвом состоянии.

«Я сам бывший мотоциклист и когда-то ездил на мощном байке - Kawasaki ZZ-R1200, - вспоминает начальник ГАИ Московского района Юрий Жихарев. – Но потом появилась семья, ребенок, большая ответственность, и пришлось отказаться от экстремального увлечения насовсем. Все-таки каким бы опытным ты не был и не знал бы все возможные причины ДТП, всегда может случиться самое страшное, даже по независящим от тебя обстоятельствам. Все эмоции, которые ты получаешь от мотоциклетной езды, я получил сполна и в свое время, как говорится, свое уже откатал».

«Да и следует помнить, что мощный спортбайк – это однозначно провокатор, садишься за него, тут же подскакивает уровень тестостерона, хочется разогнаться и проверить, на что способна техника под тобой. Зная это прекрасно, я отказался от опасного хобби и больше не хочу возвращаться к нему. Особое внимание хочется обратить на то, что после зимы мотоциклисты должны быть более внимательными – все-таки опыт потерян, и прежде чем садиться за байк, нужна психологическая подготовка. Из-за того, что люди просто не готовы, и происходит яркая вспышка мотоаварий в начале сезона. Считай, за полгода навыки управления мотоциклом заметно притупились. Открывать мотосезон следует плавно, на небольших скоростях, сперва на площадке порисовать «восьмерки», а потом проехать небольшое расстояние. А если с «голодухи» после зимы, да еще и на скоростях, - все, бывать экстренной ситуации», - предупреждает Юрий Жихарев.

«В городе на спортивном мотоцикле нечего делать. Им впору ездить за кольцевой, где прямая дорога, хорошая видимость, минимальное количество перекрестков и возможность прогнозировать ситуацию. А в Минске, имея сумасшедшую динамику байка и проезжая перекресток, никто не застрахован от того, что водитель не увидел, не предвидел, и пример тому апрельская трагедия на Логойском тракте. Или, если водитель байка мчится на огромной скорости, окружающим сложно прикинуть его траекторию и свой маневр для безопасного разъезда. Кроме того, я всегда говорил, прежде чем сесть за руль мотоцикла, послушай опытных байкеров, они расскажут, подскажут, по каким причинам они падали и как это предотвратить. Есть множество нюансов, о которых нужно знать до того, как ты научился ездить и тем более сел за руль», - уверен Юрий Жихарев.

«Жесткие меры будут приниматься в отношении тех байкеров, которые нарушают не только ПДД, но и общественный порядок. К примеру, когда мотоциклист гудит и ревет на весь район, что даже детям становится страшно. Как правило, в таких случаях мы помещаем ТС на охраняемую стоянку. В точности такие же меры последуют и в отношении байкеров-спортсменов, которые поднимаются на заднее колесо, пугая сумасшедшей выходкой прохожих и водителей. Эта категория мотоциклистов нас больше всего беспокоит. И в настоящий момент рассматривается законопроект о правилах поведения мотоциклистов на дороге. Но не стоит забывать, что многие байкеры – это адекватные люди, которые участвуют в акциях, посвященных дорожной безопасности, и стремятся быть примером. С ними приятно общаться, их имидж страдает как раз от реальных возмутителей спокойствия», - резюмирует начальник ГАИ Московского района.

К слову, с начала апреля и по сегодняшний день в Московском районе зафиксировано свыше 40 нарушений ПДД двухколесными участниками движения. Среди них есть и несовершеннолетние скутеристы. Среди наиболее популярных нарушений – расположение ТС на проезжей части, превышение скорости, отсутствие прав и страховки, непройденный ТО.

**

Это далеко не последний диалог между ГАИ и байкерами Минска. Впереди нас ждут компромиссные решения по наиболее спорным моментам и, хочется верить, менее аварийный сезон, который вот-вот начнется. Хочется пожелать байкерам - никаких «откручиваний» газа, виражей до скрипа подножек об асфальт, а самое главное – адекватное прогнозирование тормозного пути и мягкая работа с тормозами. Куда важнее крутизны - сохранить себя в сохранности, мотоцикл в целости, а остальных участников движения – в состоянии душевного равновесия. Так что удачного всем сезона!

 

Фото: Дмитрий Аниськов

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments