Автодром Сахир. Сказочный оазис в самом сердце пустыни

  • 28 марта 2016
  • Просмотров 4384

Через несколько дней стартует второй этап чемпионата мира в классе Формула-1 2016 года, гран-при Бахрейна, островного королевства в Персидском заливе. Международный автодром Сахир 12-й раз в истории принимает самых быстрых пилотов планеты.

Всерьез  задумавшись о популяризации и развитии туризма в своём государстве,  правительство и члены королевской семьи маленького островного государства Бахрейн в начале 2000-х стали вести переговоры с промоутером Формулы-1 Берни Экклстоуном о проведении первого в истории гран-при на территории Ближнего Востока. И уже в сентябре 2002 года был подписан многолетний контракт на включение Королевства Бахрейн в элитный список стран, которым удостоена честь принимать этапы чемпионата мира самой престижной автогоночной серии. Проектирование и строительство было поручено немецкому архитектору и разработчику гоночных трасс Формулы-1 Герману Тильке и его компании Tilke Engineering.

Сегодня один из ведущих архитекторов и разработчиков гоночных трасс Формулы-1 Герман Тильке

Заручившись поддержкой наследного принца Бахрейна Салмана бин Хамад аль-Халифы и имея в своём распоряжении внушительное финансирование от государственных инвестиционных компаний, Тильке планировал осуществить строительство за два года. Дабы включить этап в сезон 2004 года, сроки пришлось сократить на шесть месяцев. Для этого были задействованы более трёх тысяч человек, которые трудились над возведением огромного спортивного комплекса круглосуточно. 17 марта 2004 года, за две недели до дебютного гран-при, состоялось официальное открытие Международного автодрома Бахрейна. Он стал одним из новых автодромов в странах Азии, на которых начали проходить гонки Формулы-1 — Сепанг (Малайзия), Шанхай (Китай), Истанбул Парк (Турция), Международный автодром Кореи (Республика Корея).

Наследный принц Бахрейна Салман бин Хамад аль-Халифа (слева) и промоутер Ф-1 Берни Экклстоун (справа))

На строительство первого в истории автомобильного трека на Ближнем Востоке, получившего название Сахир, в честь одноимённой пустыни на которой расположен, было потрачено более 150 млн. долларов. Сумма не покажется невероятной, если учесть расположение трассы и то, с каким размахом, свойственным арабским шейхам, проходило строительство.

По единодушному мнению команд участниц, гонщиков и зрителей, посещающих автодром в первые годы его эксплуатации, он превосходил все построенные и существующие на тот момент треки. Его по праву считали самой красивой и современной трассой. Для реализации проекта было использовано более 12 тысяч тонн камня, треть из которого составлял гранит, специально привезённый из Уэльса. Гранитная крошка, благодаря своим превосходным адгезивными свойствами, является идеальным компонентом дорожного покрытия трассы Сахир. Тщательнейшим образом подходили к созданию инфраструктуры трассы, которая создавалась с нуля в пустыне.

Автодром может принять 45 000 гостей, в том числе 10 500 на главной трибуне. Немного, но это 3% населения маленького островного государства, которое вдвое меньше Минского района. VIP-места, рестораны и административные офисы находятся в роскошной восьмиэтажной башне с террасой на крыше, которая расположена на территории трассы,  в конце длинной стартовой прямой. Для команд-участников построен потрясающий паддок, а также 18 специализированных зданий для обслуживающего персонала. Центр управления гонкой имеет в своем распоряжении самое современное оборудование, которые фиксируют каждый момент соревнования. В общей сложности за гоночный уикенд этот сказочный оазис посещает более 100 тысяч человек.

Вид на порт Манамы, столицы Бахрейна

Автодром расположен в самом сердце пустыни, в 30 км. к юго-западу от столицы Бахрейна, города Манама. Изначально, трек имеет 5 различных конфигураций, однако для этапов Формулы-1 используется самая «быстрая». Её длина составляет 5412 метров, которые включают в себя 15 поворотов -  6 левых и 9 правых. Несмотря на то, что трасса имеет 4 длинных прямых участка, средняя скорость прохождения круга на ней составляет порядка 200 км/ч, не претендующие на звание самого скоростного трека. Все прямые заканчивают медленными поворотами, которым предшествуют жёсткие торможения. В этих местах трассы чаще и происходят самые жаркие противостояния с многочисленными обгонами. 

Также, эти торможения дают возможность кинетическому рекуператору гибридной силовой установки накопить энергию. Первый поворот обеспечивает самую максимальную загрузку, при замедлении болида с 330 км/ч до 60 км/ч. Связка второго и третьего поворотов, и снова разгон до 300-х с полным газом и торможением перед четвёртым поворотом. Вкупе, примерно четверть энергии рекуперируется на торможениях от первого до четвёртого поворота. Также активно задействован и тепловой рекуператор, обеспечивающий батарею энергией на прямиках, и получая её обратно при выходе из зоны торможения, для моментального раскручивания турбокомпрессора на предельные обороты.

Помимо тормозов, в Бахрейне командам и инженерам приходится бороться с еще одной серьезной проблемой – охлаждением двигателя и турбины. Все этапы чемпионата мира на трассе Сахир проходили в начале сезона, но не смотря на это уже к весне температура воздуха в этой  тропической стране прогревается до 40˚С. Дополнительные фильтры для предотвращения попадания песка в систему также повышают шанс перегрева двигателя. Учитывая сложности, которые могут возникнуть в работе чувствительной к перепадам температур гибридной силовой установки, организаторы гран-при Бахрейна с 2014 года стали проводить ночной этап, установив по периметру трассы 495 осветительных мачт. Как и в случаи с гран-при Сингапура и Абу-Даби, вид на ночной трек Сахир открывается потрясающий!

Ещё одной особенностью трассы является её непосредственное месторасположение.  Находясь в центре пустыни серьёзную угрозу представляют ветра, которые приносят на дорожное полотно мелкую песчаную пыль, способную негативно повлиять на сцепление болида с трассой. Но и с этой проблемой организаторы справляются весьма оригинальным способом. Вокруг автодрома распыляется определённый клеевой состав, который препятствует распространению песка по треку. Звучит кончено весьма необычно, но стоит вспомнить как у нас перед парадами разгоняют облака, то идея с клеем выглядит вполне обыденной и естественной.  

С точки зрения безопасности международный автодром Сахир является самым лояльным к ошибкам пилотов: благодаря широким обочинам и песчаным ловушкам, а также отсутствию опасных рельсов безопасности, возможные вылеты пилотов с трассы исключают серьезные травмы. В том плане проектное бюро Тильке всегда придерживается курса, который ставит безопасность пилота на первое место.

Пожалуй, самая запоминающаяся авария последних лет на трассе Сахир

В первом повороте после длинной прямой старт-финиш Пастор Мальдонадо «поддел» Серхио Переса, после чего болид последнего проделал несколько акробатических кульбитов в воздухе и благополучно приземлился на колеса.

К счастью, гонщики не пострадали

В Бахрейне очень гордятся тем, что именно в их стране прошел первый в истории гран-при Формулы-1 на территории Ближнего Востока. Также там чтят чемпионов и победителей всех этапов, проведённых на сказочной трассе Сахир. А первую победу на ней одержал Михаэль Шумахер, который вместе со своим напарником по команде Рубенсом Баррикелло отметили победный дубль. В этот же уикенд "Красный Барон" установил рекорд трека в квалификации, который держится по сей день и составляет 1:30.252. Рекорд трассы в гонке принадлежит Педро дела Росе, который в 2005 году проехал свой 43-й круг за 1:31.447, причём удивительно, что в тот уикенд испанец заменял травмированного Хуан Пабло Монтойю и участвовал лишь в одной гонке. Что до победителей, то больше всего побед в Бахрейне одержал Фернандо Алонсо.

Трехкратный чемпион трассы Сахир Фернандо Алонсо

Трижды он побеждал здесь - в 2005, 2006, 2010. Причем последняя его виктория состоялась на новой, более длинной конфигурации трассы. За счёт девяти дополнительных поворотов средняя скорость прохождения круга ещё больше снизилась и теперь данную конфигурацию использую лишь в серии гонок на выносливость. А годом позже гран-при Бахрейна пришлось отложить, из-за политических волнений в стране. Даже проведение этапа в 2012 году было под вопросом, однако организаторам удалось убедить команды и пилотов принять участие в гонке. Несмотря на заверения служб безопасности о полном контроле ситуации, многие журналисты не осмелились приехать и освещать гонку в 2012 году.

Массовые волнения и выступления на религиозной почве вынудили FIA отменить этап в 2010 году

К определённого рода «невезунчикам» по выступлению здесь можно отнести Кими Райкконена. В десяти гонках, в которых фин принимал участие, он семь раз поднимался на подиум, и при этом ни разу не стал победителем. 4 раза Кими становился вторым и 3 раза – третьим! Быть может Ferrari SF16-H позволит «Айсмену» впервые победить в Бахрейне? Что ж, потенциал у машины есть, и если Райкконену не удастся одержать долгожданную победу в это воскресенье, то кроме как себя винить будет некого.

В Бахрейне «Айсмен» готов сражаться и быть первым, а не третьим

Новый шинный регламент несомненно внесёт определённую долю непредсказуемости в  распределение мест и на стартовой решетке, и на пьедестале почета (гран-при Австралии 2016 это наглядно продемонстрировал). По традиции, в Бахрейн Pirelliпривозят два комплекта сликов – Медиум и Софт. Асфальт здесь не сильно абразивный и позволяет гонщикам использовать более мягкий состав шин. Однако в этом году в Сахире будет использоваться ещё и Супер-софт, а его долговечность в гонке можно будет оценить уже 3 апреля. Итальянская компания привозит с собой также и дождевые шины, вместе с промежуточными, однако вероятность дождя в Бахрейна настолько мала, что топливо, затраченное на логистику и доставку этих шин, можно было смело раздать всем пилотам и отменить этот бредовый лимит по топливу!

Выбор пилотами комплектов сликов на гран-при Бахрейна 2016

Гран-при Бахрейна по праву считают одним из самых красивых и запоминающихся этапов чемпионата мира, как для пилотов, так и для зрителей, которым удалось побывать на этом празднике спорта и роскоши. Если вы когда-нибудь планируете посетить один из этапов Формулы-1, включите в свой список Королевство Бахрейн, чтобы насладиться чарующей магией Арабской Ночи. Наряду с Абу-Даби  и Сингапуром такое путешествие наверняка запомниться больше, чем шопинг в Милане.

Дмитрий Мандрик
Автомалиновка

Фото: из открытых источников

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments