За халявой в Россию. «Часто выстреливают «двойники». Даже за новые авто нельзя поручиться»

  • 23 марта 2016
  • Просмотров 26358

Если сейчас смотреть на ценник машин в валюте, то рынок РФ считается одним из самых дешевых в мире. И хотя большинство белорусов вложились в «движимое имущество» ещё раньше, во время известного витка девальвации в конце 2014 года, риск быть обманутым сам по себе никуда не пропал. И ладно, если всплывет завышение реального года выпуска или скрученный пробег. А если афера окажется куда серьезнее и под красивой оберткой раскроется ворованная иномарка с перебитыми номерами, находящаяся в розыске или с «левым» техпаспортом?

По информации ГАИ, всего за 2015 год было поставлено на учет 104 696 автомобилей, как привезенных из-за границы, так и купленных в Беларуси. За этот же период среди зарегистрированных в Минске машин обнаружено 216 «проблемных» автомобилей. Из них 52 - находящиеся в розыске, 137 - с перебитыми номерами, 27 - с поддельным техпаспортом. Кстати, в 2015 году было ввезено 17 500 подержанных иномарок из РФ. А за январь-февраль этого года в Россию отправлено 1697 запросов в отношении транспортных средств, поступающих на регистрацию в Республику Беларусь.

И хоть от знаменитого «хапуна» 2014 года остались привкус разочарования да всеобщий скепсис, машины из РФ белорусы как везли, так и везут. Ведь иногда разница между ценами на один тот же автомобиль в России и Беларуси составляет несколько тысяч. И не российских рублей, а долларов и евро. Именно поэтому каждый второй белорус ехал и поедет в РФ в надежде серьезно сэкономить. Если, скажем, средний ценник BMW X5 2011 года в РФ держится на отметке 20 000 евро, а у нас он обойдётся на 6 тысяч дороже! Так почему бы не сорвать солидный куш?

Однако потом, рассказывают в ГАИ, выстреливают так называемые «машины-двойники» - автомобили, купленные у дилера с оригинальными документами и номерами. Правда, спустя некоторое время, выясняется, что точно такая же машина по поддельным бумажкам была поставлена в России и уже числится в угоне.

- В наиболее популярной схеме обмана, характерной для российского авторынка, обычно фигурируют лизинговые авто. Так, фирмы-однодневки берут несколько автомобилей у дилера в лизинг, вносят первоначальный платеж, продают их белорусам по цене, сниженной на 30% от рыночной стоимости, и просто пропадают. Спустя 2-3 месяца лизинговая компания или банк начинают бить тревогу, поскольку больше не получают платежей, и заявляют машины в розыск. А те в свою очередь всплывают на поверхность по всей Беларуси, - рассказывает главный инспектор по розыску МРО столичной ГАИ Дмитрий Ткачев.

С одной стороны, вроде бы машина не в угоне, но на нее накладываются ограничения – ни снять с учета, ни продать. До тех пор, пока кто-нибудь не погасит задолженность перед лизинговой фирмой в России. И таких историй было уйма. Особенно в период автомобильного бума в конце 2014 года, когда было продано немало машин, которые неприятно «выстреливали» при регистрации в Беларуси, создавая проблемы как ГАИ, так и собственникам.

Обнаруживают машины и в угоне, и в розыске, и с поддельным техпаспортом, но чаще всего – «двойники». Даже за новые авто нельзя поручиться – встречаются мошенники, продающие новые иномарки под видом официальных дилеров, или салоны-перекупы. Начинаешь пробивать VIN – а она есть и здесь, и в России.

- К примеру, сейчас у нас на учете стоит Land Rover, купленный у белорусского дилера. Выяснилось, что машина находится в розыске. Вероятно, где-то в России получили доступ к базе данных и скопировали номер, хотя достоверно неизвестно, была ли это машина в действительности в соседней стране. В теории, конечно, доказывают, что машина абсолютно легальная, а забрать ее могут только через суд, если обратится потерпевшая сторона. Как правило, за «двойниками» редко приезжают, - говорит Дмитрий Ткачев.

Большинство «проблемных» машин приезжает именно из России. Продажа авто с поддельным техпаспортом или измененным номером кузова внутри нашей страны составляет всего 8-9% от общего числа «левых» ТС. В половине случаев их обнаруживают на площадке сверки номеров или в момент постановки на учет в МРО, в остальных случаях – уже после регистрации.

- Как в случае с ворованными бланками где-то в России. Украли около 2 тысяч ПТС и повносили в них украденные машины с перебитыми номерами. А бланк выглядит, как настоящий, а у нас нет доступа к базе данных российских коллег. Кстати, 9 из этих украденных бланков обнаружились как раз в Минске, - рассказывает Дмитрий Ткачев.

Кроме того, по каждой «бэушке» направляется запрос по месту ее предыдущей регистрации. К слову, в январе 2015 года таких запросов насчитывалось 3624, а за аналогичный месяц 2016 года – 1418. Если по истечении трех месяцев ответ из России не пришел, запрос направляется повторно, а регистрационные документы передаются в органы Государственного комитета судебных экспертиз.

 - Процедура запроса по российским машинам появилась давно и была связана с тем, что нужно было проверить, что машина действительно приехала из России, была там растаможена и за нее внесены все необходимые платежи, - уточняет старший инспектор.

Как правило, «проблемную» машину могут оставить под сохранную расписку владельцу или отправить на штрафстоянку райотдела милиции. Там проводится проверка. Если признают, что человек не причастен к изменению номера кузова и подделке документов, то уголовное дело не возбуждается и ГАИ может зарегистрировать машину. В противном случае, если уголовное дело все-таки возбуждается, то регистрация прекращается на время расследования.

На разбирательства могут уйти месяцы и даже годы. И не факт, что гражданин, купивший авто с проблемами, получит его обратно. Оно может вернуться в Россию или другую страну к прежнему владельцу. Если, конечно, тот обратится в суд и докажет, что машина была похищена в результате преступных действий. А может и не вернуться, если реальный владелец так и не заявит о себе.

- Например, покупатель BMW X5 2012 года только при постановке на учет в ГАИ узнал, что документы, полученные от российского продавца, оказались поддельными. Также у машины оказались видоизмененные номера кузова. А еще ответ из ГИБДД подтвердил опасения – машина «всплыла» в Интерполе Германии, – приводит пример не самой удачной покупки Дмитрий Ткачев.

- Купить машину с поддельным техпаспортом можно и на белорусском авторынке. Но в России все-таки больше обманщиков. Они живут по принципу: не обманешь – не проживешь. Конечно, поехать в Россию, продумав экономическую целесообразность от этой поездки, можно, но риски оказаться обманутым по-прежнему высоки.

Казалось бы, в настоящий момент российский рубль укрепляется, но отыскать интересный вариант все еще реально. Кто-то поедет в РФ, насчитав финансовую выгоду в размере всего 100 долларов, а кто-то откажется от заманчивой перспективы, равной даже $1000.

Человеческий фактор никто не отменял - владелец, абсолютно юридически не подготовленный к покупке, сам дает себя обмануть. Например, приезжает в Россию и покупает машину, скажем, по ксерокопии паспорта владельца, а потом удивляется, что оно внезапно «всплывает» в розыске Интерпола или отправляется на экспертизу из-за подозрительных знаков.

Наименее рискованная схема приобретения «бэушки» в России - у фактического владельца. Можно и по доверенности, но милиция Беларуси не раз обращала внимание на риски оформления этих сделок: хоть это и законный путь, но есть большая вероятность нарваться на мошенников. Кроме того, обратите внимание: оформление сделки по ксерокопии паспорта недопустимо с точки зрения юридической безопасности.

«Обращайте внимание, чей паспорт вбит в договоре купли-продажи. Бывает, купил авто на эйфории, приехал в отдел регистрации, а потом, оказывается, что не та фамилия или не тот номер паспорта. И что делать – снова в Москву ехать?!» - задаются риторическим вопросом в МРО ГАИ Минска.

- Отправившись в РФ за машиной, следует обращать внимание на наличие оригинального ПТС и обязательно проверять, не находится ли машина в залоге. Самое главное – самолично присутствовать в ГАИ при выдаче СТС – там однозначно не поставят на учет залоговое или с перебитыми номерами авто. Кроме того, покупка должна основываться на договоре купли-продажи. Повторюсь, личное присутствие – вот единственная гарантия того, что риски купить «проблемное» авто в РФ если не исчезнут совсем, то хотя бы заметно уменьшатся, - резюмирует эксперт.

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments