Недолго музыка играла, недолго Uber таксовал. Транспортники наказали партнеров сервиса

  • 10 марта 2016
  • Просмотров 11875

Помнится, еще в начале февраля изучить условия работы Uber поручил мэр Минска Андрей Шорец. Одновременно с ним Транспортная инспекция также пообещала проверить работу сервиса - в унисон претензиям минских таксистов, которых приход бюджетного UberX не сильно обрадовал. Надо сказать, «разбор полетов» не заставил себя долго ждать. Уже в конце прошлого месяца один из столичных перевозчиков, работающих под крылом иностранного сервиса, в одночасье лишился лицензии и сейчас легально дорабатывает последние 15 рабочих дней.

Правда, карательные меры приняты в отношении конкретных фирм - к законности мобильной платформы у транспортников, похоже, нареканий нет. Единственный вопрос, возникающий в головах госконтроля, - почему перевозчики Uber нарушают закон и продолжают упорствовать, а, например, Яндекс.Такси может и работает безукоризненно с юридической точки зрения?

Известно, что недавно  проверялись перевозчики, работающие на платформе Uber. Пока реальная угроза нависла лишь над двумя партнерами сервиса. Среди них ЧТУП «Молберг», у водителей которого отсутствовали заказ-наряд на фрахтование транспортного средства, желтые номера и не был пройден техосмотр (с той частотой, как того требует законодательство в отношении легковушек, работающих в сфере коммерческих перевозок, - дважды в год). Партнер Uber намерен опротестовывать решение Транспортной инспекции и пока не комментирует сложившуюся против него ситуацию.

У второй компании (ООО «Белеврорент Флит Солюшнз») похожие нарушения, но они попались чуть позже, так что о неминуемом и скором наказании дело тоже не постоит. Только о каком – пока не уточняется. Хотя в компании «Белеврорент», главном партнере Uber в Минске, больше осведомлены в этом вопросе. «На основании документов и протоколов, оформленных на текущий момент в Транспортной инспекции по Минскому району, можно судить о том, что вопрос о лишении лицензии этой компании в принципе не стоит. Речь идет об административном правонарушении в отношении одного водителя, которому грозит штраф в размере 0,5 б.в.» - сообщил нам директор компании «Белеврорент» Дмитрий Неверкевич.

- В Минтрансе уже принято решение о полном прекращении действия специального разрешения (лицензии) в отношении ЧТУП «Молберга». Они не смогут вновь получить лицензию в течение года. Документы о мерах наказания второй компании (прим. ООО «Белеврорент Флит Солюшнз») пока еще рассматриваются в профильном предприятии, - рассказал Автомалиновке начальник управления контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции Минтранса Иван Алисейко.

- Мы не можем говорить о претензиях к Uber как сервису. Транспортная инспекция контролирует соблюдение законодательства всеми перевозчиками, и среди них есть и те, которые работают через это мобильное приложение. Причем все автомобили массой менее 5 тонн, которые осуществляют коммерческие перевозки пассажиров, обязаны ездить с желтыми номерами и проходить техосмотр дважды в год. Сложно сказать, почему партнеры Uber нарушают правила, предусмотренные законодательством Беларуси.

Иван Алисейко подчеркивает: не важно, такси это или аренда авто с водителем, все, кто совершает коммерческие перевозки пассажиров, должны подчиняться этим правилам. Даже маршрутки ездят с желтыми номерами. 

- Взять хотя бы, для примера, недавно пришедший к нам сервис Яндекс. Такси. Такой же принцип работы и похожие возможности, что и у Uber, только претензий к ним нет: они работают с обычными машинами такси.

К слову, в качестве партнера Яндекс. Такси выступила служба 135 «Столица», с которой сотрудничает более 100 предприятий-перевозчиков и ИП. Все ездят с желтыми номерами и дважды в год проходят техосмотр. В общем, никто и никому не запрещает работать – главное внимай букве закона. 

Сотрудники Транспортной инспекции говорят, что во время рейдов столкнулись с реальной проблемой: выделить машины Uber из общего потока, чтобы остановить их для проверки, очень тяжело. Никаких наклеек и желтых номеров. Есть подозрение, что такая «невидимость» может быть на руку компаниям, сотрудничающим с Uber. Однако отсутствие атрибутики, присущей машинам в такси, партнеры «Убер» объясняют не иначе как тем, что они работают как аренда автомобиля с водителем на короткое время. И именно с этой позиции стоит отталкиваться, рассматривая законодательство, которое регулирует деятельность Uber в Минске.

Желтые номера, прохождение ТО раз в полгода, сложная система заказ-нарядов для водителей – частные перевозчики, зарабатывающие на софте Uber, видят в этом преграды для полноценной работы в Минске. В частности, Белеврорент» с июля 2015 года имеет лицензию на осуществление нерегулярных перевозок пассажиров. А раз так, то по закону такие компании не обязаны покупать таксометры, фонарь и оформлять машины соответствующим образом, за исключением замены номеров. В то же время, в отличие от обычных такси, они обязаны заключать с каждым клиентом договор фрахтования и заказ-наряд - то есть вписывать в стандартный договор паспортные данные клиента и скреплять договор подписями.

Представители сервиса непреклонны и в который раз подчеркивают, что таксометры водителям не требуются, так как оплата производится не наличными. А услуга аренда авто с водителем, коим они себя позиционируют, освобождает их от некоторых требований законодательства, в частности от техосмотра и уплаты дорожного сбора раз в 6 месяцев, равно как и наличия желтых номеров.

В Минске выделить машину Uber из общего потока невозможно

- Сервис работает абсолютно легально. Вопросы касательно регулярности прохождения техосмотра и наличия желтых номеров мы не единожды озвучивали в диалогах с Транспортной инспекцией. Мы уже отправили им несколько запросов с просьбой пояснить позицию регулятора в письменной форме. Однако пока не получили ни одного ответа. С нашей точки зрения и в рамках действующего законодательства некоторые требования закона (желтые номера, прохождение ТО раз в полгода) не могут быть применены к Uber в полном объеме. На данный момент мы продолжаем работать в прежних условиях. Как только мы получим конкретный ответ из ведомства, то либо будем видоизменяться, либо сервис будет работать в таком же формате, что и сейчас. В общем, ждем реакции, - резюмирует Дмитрий Неверкевич

Вот уже несколько месяцев Uber в Минске находится в эпицентре информационных войн – такова картина со стороны. Подытоживая, можно сказать, что никто не запрещает Ube работать в Беларуси на законных условиях. Удивляет только, почему такой нездоровый интерес возникает именно к нему. Ведь, помимо нашумевшего сервиса, есть и другие новомодные службы, у которых заказы также принимаются только через мобильное приложение. Например, Taxi NEXT, EasyTaxi или IQ Taxi. Собственно, о них мы уже рассказывали.

Достоверно только одно: разногласия, возникающие на стыке законности сервиса в Беларуси, между партнерами Uber и Транспортной инспекцией налицо. Но раз сам сервис ждет реакции, то и нам ничего не остается, как следить за развитием событий.

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments