«Лучше один рубль в кармане, чем десять – в уме». Как сегодня торгуют запчастями на авторынке

  • 26 февраля 2016
  • Просмотров 27203

Уже который день подряд торговцы ТЦ «Автоград» собираются группками, устраивая мозговой штурм на тему, как им жить и работать дальше. Причина тому – баснословная арендная плата. У их коллег из АвтоМОЛЛа «Кольцо», кажется, дела обстоят поспокойнее. Хотя серьезное падение спроса на автотовары ударило по всем ипэшникам без исключений, в результате чего им приходится распродавать товар, урезать расходы, снижать аппетиты на жизнь и держатся за свой бизнес изо всех сил. Как сегодня идет торговля и что планируют делать ипэшники, чей бизнес откровенно идет на спад, читайте в нашем репортаже.

Арендная плата на рынке привязана к евро, на втором этаже АвтоМОЛЛа «Кольцо» стоимость 1 кв. метра торговой площадки составляет 10 евро, на первом (в зависимости от сектора) – от 15 до 25 евро, а на улице, в «бэушном» секторе, цены повыше – 27 евро за 1 кв.м. Помещения под магазины можно найти и в городе значительно дешевле (от 10−12$), однако уходить с рынка спешат не все. Правда, многие отмечают, что павильоны торгового центра заметно опустели, если сравнивать с прошлым годом. А вот на сколько – угрюмые мужчины не спешат рассказывать. Мол, походите - сами все и увидите. Как только освобождаются хорошие места на первом этаже, их занимают торговцы второго уровня, который сегодня выглядит совершенно безлюдным.

В зимние месяцы автотовары традиционно залеживаются на прилавках, но сегодня многие продавцы все равно в один голос твердят: покупательский спрос серьезно упал, соответственно, и их доходы конкретно снизились. И за причинами ходить далеко не нужно. Непростая экономическая ситуация в стране нанесла ощутимый удар по доходам людей и, как следствие, повлияла на прибыль торговцев запчастей. Ипэшники рассказывают:  "Сегодня белорусы ездят до первой серьезной поломки, а затем ищут дешевые китайские аналоги. На хороший брендовый заменитель денег у большинства не хватает". Наплыв покупателей-россиян тоже уменьшился, ведь у себя на родине отыскать теперь можно все еще дешевле.

"Уровень доходов упал на 30% в сравнении с прошлой зимой, - рассказал нам ипэшник Олег, который продает запчасти к ДВС и к топливной аппаратуре. – В среднем «чек» одного покупателя составляет примерно 100 тысяч рублей. Берут мелочевку. Цены на запчасти в долларах, конечно, снизились, но из-за курсовой разницы это совсем неощутимо. Я работаю на рынке больше 15 лет. Так что выживаем только за счет постоянных клиентов. Плюс нам не нужно платить за аренду. Помню, как на наших глазах позакрывались некоторые ипэшники, чьи доходы не позволили покрыть сопутствующие расходы. А это сегодня, помимо аренды, налоги, личный автотранспорт, зарплата работникам. Пройдитесь, посмотрите сами. Весь второй этаж пустой. А на первом этаже, на мой взгляд, 30-40% павильонов ищут временных хозяев."

Павильон Олега находится в личной собственности, и сегодня он в выигрыше перед коллегами, которые снимают квадратные метры в аренду. Последние, как правило, разоряются. Но вот что делать тем, кому не по карману аренда торговой площадки, цена на которую привязана к евро? Может, взять да перебраться в Интернет насовсем?

Не тут-то было, считает тот же самый ипэшник. "Недавно отменили «упрощенку». То есть теперь интернет-площадки, которые размещают на своем сайте информацию о продаже товаров интернет-магазинов, платят налоги по полной программе. Если у нас налог в размере 3%, то там, говорят, 16% плюс процент от выручки. Вот и приходится выжидать или сразу закрываться. Но куда идти? Везде заводы стоят, фирмы стоят. Реальная зарплата есть разве что в банковской и IT-сфере. А некоторые из торговцев всю жизнь продавали, скажем, бэушные покрышки и больше ничего не умеют. Идти им, по сути, некуда", - говорит предприниматель.

С 2016 года в Беларуси интернет-площадки и интернет-магазины утратили право применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Министерство по налогам и сборам посчитало, что прежняя нагрузка на предпринимателей, которые промышляли торговлей в интернет-пространстве, была слишком низкой. В то время как на плечи ипэшников, которые работают «офлайн», ложатся куда большие затраты на содержание павильона, поддержание инфраструктуры и, конечно же, оплату труда персонала.

Но больше всего предпринимателей беспокоит низкий спрос, который "упал ниже плинтуса". Те, кто остается работать стационарно, распродают товар поголовно. "Вот недавно пришел клиент в павильон и начинает в открытую торговаться. Мол, за такую-то цену я готов купить, а иначе – бывай, браток. Иду искать дешевле, - отчаянно жестикулируя рассказывает один предприниматель. - Приходится уступать и продавать по цене минимальной прибыли. А некоторые запчасти отдаю даже себе в убыток. Лучше один рубль в кармане, чем десять – в уме".

"Конечно, цену товара можно и снизить. Но для этого нужно минимизировать затраты. Или пересесть на общественный транспорт и меньше ходить по магазинам, - то ли в шутку, то ли всерьез говорят ипэшники. – И не важно, где ты работаешь: в закрытом павильоне, или на открытом авторынке. И там, и там уже нет клиента. Единственная выгода у последних так это то, что сразу люди проходят через них, отсеиваются и только потом открывают двери АвтоМОЛЛа."

"У нас спрос упал аж в три раза. За вчерашний день всего один клиент и сумма выручки – 8 долларов, - не без грусти в голосе рассказывают  Иннокентий и Василий. – Теперешний доход вдвое ниже прошлогоднего. Выживаем, как можем. Если раньше каждый из нас ездил на личном авто, а обедать мы ходили в кафе, то сейчас группируемся и на работу ездим вдвоем на одной машине, а на обед – бутерброды и ссобойки. Да, торгуемся с клиентами. Если, конечно, это приемлемо относительно нашей закупки. Иногда мы изначально ставим на товар мелкооптовый ценник и даже от него делаем скидки, несмотря на то, что зазор между ценой закупки и продажи совсем минимальный."

"Есть и другая головная боль. Например, платная автостоянка. Стоимость – 20 тысяч за каждый въезд. Представьте, если ремонтнику, допустим, нужно 4 раза съездить туда–обратно, то и заплатить придется 80 тысяч рублей. А если одна запчасть стоит 100 тысяч, то выходит, что работник просто дарит ее авторынку. Уверен, от этого фактора также зависит и низкая посещаемость рынка", - высказывает свою "боль" еще один торговец автозапчастями.

Вспоминаем и о том, что предпринимателям разрешили распродать остатки запчастей без документов еще на протяжении года - до 1 января 2017 года. Однако ипэшники, с которыми удалось поговорить, видят в обязательной сертификации свои  плюсы.

"Большинство фирм продают товары оптом и уже с сертификатами. В противном случае нужно искать те компании, которые реализуют только сертифицированную продукцию. Не вижу в этом большой проблемы. А вот что будет с дельцами с «бэушного» авторынка – хороший вопрос. Возможно, они переберутся в гаражи или станут продавать запчасти через интернет," - отмечает один из мужчин.

"С одной стороны, сертификат обедняет ассортимент товаров, а с другой – поддерживает крупные компании. Плюс если стоимость сертификата превышает ценник запчасти, то следует привезти их 50 штук, условно говоря, чтобы не потерять рентабельность бизнеса. А если мне столько не надо и на них маленький спрос? Мелкий бизнес потихоньку, но уверенно душится," - высказывает свою точку зрения коллега по рынку ипэшник Василий.

Иду по рядам. Действительно, пустующих павильонов хватает.  Правда, в администрации  АвтоМОЛЛа «Кольцо» объясняют,  что в будний день и послеобеденное время - это в порядке вещей. А второй этаж используется преимущественно под склады и офисы. Однако точка зрения ЗАО «Торговый Мир - «Кольцо» (ТМК) отличается от мнения старожилов рынка. По словам руководителя, здесь никто не обивает пороги начальства с просьбой снизить арендную плату, мол, всех все устраивает.

"Практически 95% площадок АвтоМОЛЛа «Кольцо» находится в собственности, и либо собственник сам работает в павильоне, либо сдает его в аренду другим лицам. Остальные 5% свободны, то есть могут быть проданы или сданы в аренду. Но так было и до Нового года. На них, конечно, не выстраиваются огромные очереди, но и сказать, что предприниматели активно закрываются, тоже нельзя. Павильоны второго этажа только на первый взгляд пустуют. На самом деле их оформляют как торговый павильон, а используют под склады и офисы, - рассказал начальник управления «Рыночный комплекс» Стравья Виктор. – Если говорить об имуществе ТМК, то аренда  торгового павильона на 1 этаже площадью до 12 кв.м стоит 66 евро, свыше 12 кв.м – 42 евро за кв. метр, а сектор б/у запчастей - 27 евро за 1 кв. метр."

"Количество предпринимателей не снизилось, разве что люди стали переходить из одного павильона в другой, искать, кто из собственников сдает подешевле. Нужно сказать, настроение ипэшников не очень позитивное, но владельцы площадок готовы торговаться. Кто-то готов сдавать чисто за коммунальные услуги. Особенно, если павильон расположен в проходном ряду центра, - отметила администратор Товарищества собственников АвтоМОЛЛа «Кольцо» . -  В среднем цены варьируются от 10 до 25$ за 1 кв. метр. Люди больше жалуются на отсутствие покупателей, а уже потом на стоимость аренды и коммунальные платежи. Кроме того, большую конкуренцию им составляют предприниматели, работающие через интернет. Зачастую самим покупателям проще и удобнее сделать заказ, сидя за компьютером дома."

В целом в торговых рядах блуждать тоскливо. Из всех моих собеседников, увы,  никто не рассуждал о радужном будущем частного бизнеса в долгосрочной перспективе. Поскольку перспективы эти очень туманные, дальнейшие усилия не факт, что принесут результат, на который стоит равняться. А чтобы развиваться, нужны финансы на ту же рекламу и продвижение товара – увы, лишних денег на это у предпринимателей нет. Явно видно одно: нынешний кризис вполне может добить мелкий бизнес. Ипэшникам остается сводить концы с концами или, как говорится, хватать в руки синицу, а не искать журавля в небе. Похоже, последним они сейчас и занимаются.

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments