«Негатива больше, чем позитива». Как транспортная инспекция караулит иностранцев «под рамками»

  • 10 февраля 2016
  • Просмотров 18625


Несмотря на то, что Beltoll пошел уже третий год, на платных трассах Беларуси по-прежнему протекает бурная жизнь. Ее главные участники – иностранцы, а также белорусские и зарубежные большегрузы массой свыше 3,5 тонн. И они подкидывают транспортникам проблемы ежедневно. Правда, ее масштабы сегодня выглядят намного скромнее, нежели в 2013 году. Если на старте фиксировалось до 3 тысяч нарушений за сутки, то теперь - в среднем 35-50. О том, как патрулируют платные дороги и с какими нюансами приходится иметь дело Транспортной инспекции, читайте в репортаже Автомалиновки.

Патрульный Volkswagen Transporter подбирает нас возле метро «Могилевская» и увозит в сторону трассы М1-Е30 в направлении Борисов-Орша-Москва. Наш энтузиазм слегка угасает, как только один из инспекторов озвучивает прогноз: «Воскресенье – «слабый» день для поиска нарушителей, да и грузопоток сегодня не такой интенсивный, нежели в будни». Но внимание уже приковано к интерьеру автомобиля. Перед нами не иначе как «офис на колесах», а внутри - инспекторы в форме и современное оснащение.

В глаза сразу же бросается электронная начинка специально оборудованного микроавтобуса. Первый компьютер расположен на передней приборной панели, а второй – сзади, в салоне. Пока один инспектор рулит, его коллега посвящает нас в премудрости обнаружения нарушителей.

Два компьютера в салоне Volkswagen контролируют нарушителей


Инспекторы действуют по шаблону. Первый способ – информация поступает из операторского центра BelToll и отображается на мониторе ноутбука. Инспектор показывает: «Как только на мониторе появится красная строка - значит, зафиксировано нарушение. Вот, например, эстонец, сейчас направляется в сторону Марьиной горки. За ним числится одно нарушение. Авто с эстонскими номерами уже остановили и оформляют другие сотрудники. После того, как водитель внесет плату в увеличенном размере, его удалят из базы должников и строчка станет прозрачной».

- Если в поле зрения системы попадает автомобиль-должник, то мы выходим на дорогу с диском и биноклем, чтобы заранее увидеть нарушителя в потоке и остановить его без резкого торможения.

Еще один способ работает во время движения, когда аппаратура (антенна), установленная на крыше Volkswagen Transporter, связывается с бортовым устройством проезжающей мимо машины и тоже выводит данные на монитор. А если «коробочки» нет или она неисправна? Тогда это причина остановить авто и проверить правильность использования бортового устройства.

- Давайте сканируем «немца», - внезапно предлагает Артем, сотрудник Транспортной инспекции, и мы соглашаемся проверить теорию в действии. – У нас два варианта: внести регзнак авто вручную или словить на антенну его бортовое устройство.

Выбираем второй вариант. Машина оказалось «чистой», а вот русский немец за рулем BMW не слишком доброжелателен. Большого желания попадать в объективы камер и общаться с незнакомцами у него нет. В прошлом году мужчина уже заплатил по увеличенной стоимости, больше не хочется - ни платить, ни иметь дело с транспортной службой.

Иностранцы – первые в списке подозреваемых. Если дело касается платных дорог Беларуси. Их автомобили отслеживают на трассах в первую очередь, а в случае отказа платить - снимают с рейса и отправляют на охраняемые стоянки. Заплатить в увеличенном размере можно и на месте, но только через банковский терминал, принимающий карточки международных платежных систем. Наличкой – только в ближайшем банковском отделении.

В редких случаях используется блокиратор. Если водитель отказывается и платить, и ехать на штрафстоянку.

Базовое оснащение «Фольксвагена», который собирают поляки, - блокираторы, оградительные конусы, светотехника

Еще одна «чистая» фура с чешскими номерами везет яблоки из Хорватии через Боснию и Герцеговину в Россию. Водитель большегруза обаятельно улыбается, невзирая на то, что его остановили без особых на то причин.

Правда, потом инспектор отметит: «Законопослушные иностранцы обычно приветливы. А вы попробуйте остановить нарушителя и сказать ему, что он должен заплатить, скажем, 100 евро, – он бы расстроился, мягко говоря. В нашей работе негатива больше, чем позитива. Люди не всегда сдерживают эмоции». Так сотрудники Транспортной инспекции Артем и Денис вкратце описывают будни на платной дороге.

- Если водитель не остановится, его догоняют, включают звуковую сигнализацию и проблесковые маячки. Но мы всегда соблюдаем спокойный и безопасный скоростной режим.

В рамках ППД и в ситуации преследования нарушителя разрешается «полихачить». Ускользающий из виду транспорт провоцирует двухлитровый турбодизель ускориться. В иных случаях, без нужды – гонки на трассе устраивать категорически запрещено. «Если надо - обгоняем, включаем «бегущую строку» на заднем борту машины: Внимание! Стоп! Останавливаем нарушителя, оформляем и распечатываем комплект нужных документов: акт, приложения, квитанции», - отмечают инспекторы.

Благо, в салоне есть даже принтер

Инспектор может отслеживать нарушителей и вне автомобиля. Для этого имеется компактный ручной прибор, который «читает» бортовые устройства. Он «видит» на расстоянии более сотни метров. Но, как правило, чаще всего машины сканируют в движении с помощью антенны. А «ОМР» используют на автостоянках или возле АЗС с большим количеством авторанспорта. Так удобнее.

Volkswagen Transporter T5 патрулирует трассы круглосуточно. В Минской области насчитывается всего 8 таких «микробусов». Экипаж работает посменно. А машина 2013 года уже успела наездить свыше 200 тысяч км. Говорят, ее срок эксплуатации – 4-5 лет. Расход топлива в среднем 10 литров на 100 км.

По нашей просьбе инспекторы остановили наугад еще одну иностранную машину, которой оказался легковой Iveco, зарегистрированный в Словакии. Машина тоже «чистая» и везет запчасти в Москву.

Спрашиваем у водителя: «Есть ли претензии к белорусским платным дорогам?». «Нет, дороги хорошие, такие же, как и в Словакии. Только у нас водитель легковушки покупает годовой абонемент за 50 евро, а если грузоподъемность выше 3,5 тонн, то на лобовое стекло прикрепляется коробочка, как и в Беларуси», - отвечает мужчина и демонстрирует нам словацкое бортовое устройство.

У нас же за асфальт платят только коммерческий транспорт и автомобили, которые наносят дорогам наибольший ущерб, то есть с массой более 3,5 тонн, а также иностранцы. За исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории Таможенного союза (России, Беларуси, Армении, Кыргызстана и Казахстана), с технически допустимой массой не более 3,5 тонн. А недавним Указом Президента РБ от 10 августа 2015 года №349 к ним присоединились и водители ТС, зарегистрированные на территории Донецкой и Луганской областей Украины (освобождены с 1 июня 2014 г.).

Видим иностранный транспорт, обгоняем его, но аппаратура считывает информацию: проезд оплачен, а, значит, тревога ложная. На монитор вместе с номером машины компьютер выдает и номера контрактов, заключенных фирмами–грузоперевозчиками с оператором ЕТС–Системы - ИООО «Капш Телематик Сервисиз».

Заезжаем на стоянку вблизи АЗС. Там припаркована фура бельгийской фирмы DAF.

«Уже 25 лет работаю в сфере грузоперевозок. Сейчас перевожу мебель из России в Минск. Но чаще всего езжу по немецким и белорусским дорогам, а последние 10 лет мой маршрут – Англия-Беларусь. Мне есть с чем сравнить», - рассказывает перевозчик из Лиды.

«Считаю, что платить за дороги нужно, только куда идут эти средства? Качество платных дорог оставляет желать лучшего. Вот сейчас снег растаял – и тут же повыходили ремонтники, на скорую руку латают дороги и проводят точечный ямочный ремонт. Там лужа, а они в нее асфальт кладут – и такое встречается сплошь и рядом», - говорит начистоту мужчина.

Проезд по платной дороге для легкового автомобиля без бортового устройства чреват оплатой 100 евро (в случае неполной оплаты — 50 евро), для грузового — 260 евро (и 130 соответственно). Но «штрафы» в тысячи евро тоже не сказки.

Конфискация транспорта для должников по Beltoll – это не «страшилка» на ночь для резидентов нашей страны, а реальность. Правда, это почти чрезвычайная мера. Либо «письма счастья» не находят адресата, либо перевозчик сознательно уклоняется от внесения платы за пользование платными дорогами. И если до водителя не достучаться, а нарушения формируются, как снежный ком, приходится задерживать транспорт и помещать на охраняемую стоянку до внесения платы в увеличенном размере.

Выходит, водитель может наездить под рамками баснословное количество раз до того, как придет квитанция и он узнает, что его поездки были недешевыми.

Юрий Супранович

- Это не совсем так. В случаях неоднократного проезда под порталами действует «принцип двух часов», - напоминает заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Юрий Супранович. – То есть нарушение формируется каждые два часа. После проезда под первой рамкой автомобиль может двигаться два часа под другими порталами и фиксироваться это не будет. Но как только эти два часа истекут и транспортное средство снова проедет под рамкой, будет зарегистрировано следующее нарушение.

Интересно, а будет  ли платить белорус, который поехал в Россию за новой легковушкой, а затем проехал под рамками без знаков регистрации? "Если автомобиль приобретен, например, в России и едет в Беларусь без регистрационных номерных знаков, он может передвигаться по платным дорогам Беларуси в течение 10 дней без бортового устройства, а значит, без взимания платы за проезд", - уточняет Юрий Супранович и ссылается к Указу Президента РБ от 10 августа 2015 года № 349 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь».

Там написано, что физические лица, использующие легковые автомобили с технической допустимой общей массой не более 3,5 тонн, которые не зарегистрированы на территории государств ЕвразЭС и ввезены на таможенную территорию либо приобретены в странах ЕвразЭС и ввезены в Беларусь в течение 10 дней со дня их выпуска таможенными органами, либо со дня их приобретения (пункт вступил в силу c 14 августа 2015 г.), освобождаются от платы за проезд.

Что ж, выходит, по платным дорогам к новым «легковушкам» из РФ вопросов нет. У сотрудников ГАИ также не должно возникнуть вопросов ( прим. в соответствии с постановлением №1849 Совета министров РБ от 31 декабря 2002 г.). А в случае приобретения нового автомобиля в отечественном автосалоне, норма предусматривает наличие временных знаков регистрации (Указ № 349 с 14 февраля 2016 г), но таковых пока нет – разработка их форм пока еще ведется в МВД Беларуси.

Рейд показал: у абсолютного большинства автомобилей бортовые устройства есть. Если брать в расчет грузовой транспорт, то чаще других нарушают водители из РФ, Украины и стран Прибалтики. А если легковушки, то здесь традиционно лидируют украинцы и Прибалтика. Причины нарушений могут быть разные.

В настоящий момент протяженность платных дорог в Беларуси составляет 1513 км.

Например, купил и установил устройство после того, как проехал под рамкой, или установил неправильное количество осей, или по незнанию, как в первый год эксплуатации Beltoll. Но таких – единицы в масштабах всей страны. Самое главное, к чему апеллируют транспортники: нарушил – оплати повышенную стоимость, не хочешь или не можешь – на штрафстоянку до разбирательств. А тенденция такова: белорус уже давно усвоил железное правило - скупой платит дважды, а иностранец остепенился после первого штрафа.

 

Фото: Дмитрий Аниськов

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments