Снежное царство. Куда вывозят снег с улиц большого города

  • 28 января 2016
  • Просмотров 7374


Ежедневно угрюмые самосвалы рыщут по городу, забирают снежные завалы, собранные с тротуаров и подмостков городских остановок, и свозят их в специальные «хранилища». Снежные свалки располагаются в самом городе, и многие жители даже не подозревают о соседстве с несметными зимними богатствами. Правда, здесь не место зимним забавам: ни на санках покататься, ни в снежки поиграть.

Сперва воображение рисовало жизнерадостные картинки в виде снежных сугробов с трехэтажный дом и беспрерывно работающих машин, но реальность на поверку оказалась куда более прозаичной и даже слегка депрессивной. Кругом замерзшие глыбы, а в такую непогодицу и вовсе слякоть и грязь. И мне приходится приближаться к снежному тайнику, с неудовольствием глядя на то, как ботинки издают неприятно хлюпающий звук и неуклюже проваливаются в грязевую кашицу.

Всего в Минске насчитывается 17 снежных отходников, и мы побывали на одном из них. К примеру, свалка «Ремавтодора Фрунзенского района» находится в лесном массиве на пересечении улиц Тимошенко и Пономаренко. Это сплошной пустырь, а вокруг него кустарниковые заросли. И вроде бы место выбрали в пределах города, рядом церквушка и паркинг, но вряд ли, говорят сотрудники предприятия, сюда занесет случайного человека.

Ежедневно сюда доставляют снег около 20 автомобилей. Каждый из них делает в среднем 10-12 рейсов за смену. Средний зимний расход топлива одного самосвала-погрузчика составляет от 43 до 47 литров на 100 км. А во времена недавних циклонов водители машин работали без перекуров, не давая спуску контролеру-приемщику. Снежные угодья здесь раскинулись на тысячу квадратных метров.

Но снежная свалка – это не просто голый пустырь, а рабочий объект. С будкой, сторожем, круглосуточным режимом работы и перерывом на обед.

«Война войной, а обед по расписанию», - отшучивается один из водителей, объясняя, почему в данный момент на горизонте не виднеется ни одного самосвала.

- А вы что же здесь снег охраняете? – в свою очередь, интересуемся мы у мужчины, оглядывающего нас пытливым взглядом, мол, кто мы и что здесь делаем.

- Я слежу за порядком на свалке, а еще регистрирую каждого водителя, - говорит сторож Анатолий и показывает журнал, в котором аккуратно записаны даты, а под каждой из них в рядок - фамилии водителей и количество рейсов за смену.

- Обычно здесь всегда спокойно, только изредка, бывает, увижу ребятишек, проявляющих любопытство к исполинским сугробам. Но, завидев меня издалека, они тут же сворачивают обратно. Да и, вспоминается, как летом однажды в окошко сторожевой будки просунулась лохматая голова бомжа. Пришлось прогнать его прочь, - рассказывает о нюансах работы пенсионер Анатолий. Его первостепенная задача – следить за хранилищем, куда не должна ступать нога незнакомца.

Работники предприятия говорят, что снег на городских свалках растает к весне, а, случается, что и не раньше второй половины июня. И это связано, прежде всего, с большими объемами. То есть в тех местах, куда не прокрадываются солнечные лучи, снег лежит и летом, правда, не такой красивый и белоснежный, как бы того хотелось, подытоживают специалисты. При этом, снег тает на свалке сам по себе, а бульдозеры только разравнивают и переворачивают снежные глыбы, чтобы они таяли побыстрее и не мешали машинам работать.

Бывает, водители бульдозеров попадали в настоящую западню и увязали в снегу

За время циклонов с женскими именами «Даниелла» и «Эмма» сюда выгрузили 46 261 кубометр снега. Цифра впечатляет! «Столько снега сюда привезли за весь прошлогодний сезон, а нынешней зимой – всего за три недели», - подчеркивает начальник участка по содержанию дорожной сети УП «Ремавтодор Фрунзенского района» Миронович Татьяна.

«Столько снега сюда навезли со всего Фрунзенского района! – добавляет сторож из вагончика. – Нынче зима снежная. А в ночь, когда бушевал циклон, на въезде на свалку стояло примерно 90 машин, и водители один за другим приносили путевой лист, отправляясь затем за новой порцией снега. В основном работают МАЗы, например, в 20-тонную машину вмещается 16 кубометров снега. Неудивительно, что снег лежит здесь еще и летом».

Теперь грузовики въезжают через ворота с интервалом в четыре-пять минут, вываливают груз и отправляются за новой добычей. Один из нас пытается взобраться на снежную горку, но сразу проваливается сапогом в грязную смесь из снега, соли и песка. Там, где снег лежит глыбами, едва можно заметить окурки и фантики. Но это станет более явно уже по весне.

Дождь тоже не в радость работникам свалки. Он вряд ли растопит снежные глыбы. «А вот вся красота насмарку, да и детей забавы лишает!» - с грустью в голосе отмечает сторож-приемщик. «Да какой им снег нужен?! Им интереснее в компьютерах да телефонах сидеть», - парирует ему водитель МАЗа.

«Первоначально месторасположение снежного полигона выбирает администрация каждого района Минска. А потом уже на выбранные участки выезжают сотрудники НИИ комплексного использования водных ресурсов, которые оценивают участок с точки зрения его отдаленности от жилых массивов, водоемов и коммуникаций, помимо электричества. Места складирования снега обязательно согласованы с экологами. Кроме того, снежная свалка не может находиться на одном месте больше пяти лет. Так, полигон Фрунзенского района функционирует уже третий год. Каковы прогнозы на следующий год, пока неизвестно», - комментирует Татьяна Миронович.

Правда, любую свалку могут закрыть не только по экологическим соображениям. «К примеру, на Гинтовта раньше возили снег, а теперь там жилая застройка», - говорит один из водителей.

После того, как снег попадает сюда с минских улиц, его утромбовывают и сбивают в кучи бульдозеры. Через некоторое время снег выравнивается, и куча заметно становится меньше. Теперь можно смело грузить сверху свежую партию. Сейчас, говорят водители, снег достигает 7-8 метров в высоту.

Но самое главное - появление новых снежных свалок и их состояние постоянно контролируется экологами. Тяжелые металлы, соль и нефтепродукты – все это наносит вред почве и грунтовым водам. Вот почему, как только растает последний сугроб, на территории полигона проводят мероприятия по восстановлению нарушенного земельного покрова.

«И каждый раз верхний слой земли на наличие вредных веществ проверяет Комитет экологии и по результатам этого мониторинга дает заключение, можно или нет использовать это место для свалки снега в следующем году», - подчеркивает Татьяна Миронович.

Если подсмотреть опыт других стран (например, той же Швеции), то там снег не вывозят, а укатывают машинами и поливают горячей водой, смешанной со щебнем. Как итог - холодный щебень просто выносит за границу дороги. А горячий – вплавляется в лед и образует шершавую поверхность.

Помнится, некоторое время назад чиновники тоже хотели воспользоваться опытом зарубежных коллег и обеспечить дорожников снегоплавильной установкой. Потенциал у нее огромный - 60 тонн снега в час! Правда, когда узнали, что за 11-часовую смену этот фантастический агрегат «съедает» аж 3 тонны дизельного топлива, желание покупать снегоуборочное ноу-хау сразу пропало.

Канадский агрегат, взятый в аренду в Польше, увы, оказался уж очень дорогим в эксплуатации

Работники районного Ремавтодора подтверждают: такие плавильни для снега пока дороги в применении и невыгодны в обслуживании. Так что в настоящий момент по старинке снегоуборочные машины собирают "урожай", а самосвалы старательно вывозят его на специальные свалки – туда, где на тысячи квадратных метров простирается тишина да грязный снег, который можно будет застать здесь даже в теплом июне.

Алина Вислоус
Автомалиновка

Фото: Дмитрий Аниськов

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments