Все только руками. Будни водителя-колясочника за рулем собственного автомобиля

  • 26 января 2016
  • Просмотров 8306


Будни водителя-колясочника сложные и непредсказуемые: то место на парковке со специальной отметкой займут, или на АЗС нет ни номера телефона, ни кнопки вызова оператора - выкручивайся, как хочешь. В частности, проблема заправки автомобиля всегда оставалась на острие для людей, передвигающихся в инвалидных колясках. Как сегодня колясочнику за рулем привлечь внимание оператора АЗС, чтобы тот помог инвалиду заправиться, а также как оставаться полноценным автомобилистом, не имея возможности ходить, «Автомалиновка» проверяла вместе с одним из таких водителей.

Ровно 16 лет назад Александр Махортов попал в ДТП, после чего оказался в инвалидной коляске. Первый год после страшной аварии молодой человек приходил в себя. Когда тебе всего 17 лет и перед тобой открываются большие перспективы в жизни, а врачи говорят: «Парень, ты будешь сидеть в коляске», - испытание не для слабонервных.

Тот самый переломный момент случился в 2000-м году. «Ехал по трассе на стареньком мотоцикле Jawa 360 70-х годов, причем в нетрезвом состоянии, - молодой и горячий был. В результате не справился с управлением и вылетел в кювет. А там – один-одинешенький пенек. Так вот, мое тело вылетело из седла и приземлилось именно на этот пенек, а сверху меня накрыло 140-килограммовым байком», - рассказывает Александр. Засим последовал неутешительный диагноз – травматическая болезнь спинного мозга и, как следствие, паралич нижних конечностей.

«Примерно год-полтора я депрессировал и восстанавливался после операции. Пока все срослось, пока я морально привык к своему новому статусу, а затем познакомился с активистами, с которыми впоследствии у нас завязалась дружба. Тогда врачи обрадовались, что я вообще остался жив. А мой лечащий врач, который снимал металлическую конструкцию с позвоночника, сказал мне: «Саша, не занимайся ерундой. Не трать время впустую. Конечно, занятия спортом и ЛФК – это все нужно, но ты никогда не будешь ходить. Поэтому устраивайся на работу, обзаводись семьей и смирись с тем, что ты будешь жить в коляске. И я все сделал именно так – у меня за плечами уже третий по счету брак», - вспоминает события 16-летней давности Александр.

А еще у мужчины имеются бизнес и хобби, отчего нет и причин подолгу хандрить. Есть место как спорту – так называемый баскетбол на колясках, так и делам в собственной фирме. Открытое им в 2007 году (зарегистрировано в 2011 году) предприятие изготавливает под заказ вспомогательные технические средства для реабилитации (коляски, тренажеры), а также переоборудует автомашины на ручное управление.

Газ, тормоз, передачи, сцепление – все только руками. Установка ручного управления стоит примерно 300 долларов. И это недорого, говорит Александр. Правда, некоторые водители своего рода Кулибины, и вроде бы они сделают и дешевле, но потом рычаги отламываются на полном ходу. К тому же, их переделки не всегда регистрируют в ГАИ. «Учитывая большой модельный ряд иномарок, задача мастера-профессионала подогнать устройство под определенного человека и конкретный автомобиль без изменения его заводской конструкции», - поясняет мужчина.

Кроме того, Александр – заядлый автомобилист и с получением инвалидности не отказался от преимуществ четырехколесной жизни. Тем более что так передвигаться по городу инвалиду проще и быстрее всего. Чуть более года назад он купил Audi A6 1999 года, о которой давно мечтал, и оборудовал ручным управлением.

«До покупки "Ауди" у меня был Ford Mondeo, но машина находилась в плачевном состоянии, поэтому решил продать ее. Выбирал между Audi A6, Passat B5 и Mercedes E-Class. Остановился на первом варианте, так как у «Ауди» была более привлекательная внешность, комфортный салон, богатая комплектация и вместительный багажник. А поскольку я езжу на авто целыми сутками, то не вижу смысла ездить на машине, которая тебе не по душе. Лучше на ремонт и обслуживание потратиться больше, но ездить и получать удовольствие», - объясняет свой выбор мужчина.

«В 2000-х годах, заезжая на АЗС на старенькой «Волге», приходилось раскладывать кресло и заправляться самому. На автозаправках не было ни телефонов, ни кнопок вызова оператора. И это был настоящий кошмар. Но теперь город стал более комфортным для водителя в инвалидной коляске. Я могу без проблем поехать в гипермаркет, кинотеатр или Мингорисполком. Вспоминается недавний случай: приехал в налоговую, а там много ступенек, но женщина-специалист сама спустилась ко мне с компьютером, потом распечатала документы, и я расписался в них, сидя в машине», - рассказывает Александр.

ОО «РАИК» (Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников) отмечает, что все АЗС на территории Беларуси, построенные после марта 2011 года, «должны быть снабжены устройством вызова оператора для помощи в заправке автотранспортного средства». Основание – пункт 6.2 Положения «О порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования», Постановление Совмина № 1326 от 10 сентября 2008 года.

И действительно, такие кнопки стали появляться повсеместно в Беларуси, правда, с одним серьезным огрехом – они располагались так, что, сидя в автомобиле, до них невозможно было достать рукой ни при каких условиях! Например, одна из «удобных» кнопок с расположенным рядом характерным знаком «инвалид» на АЗС №58 в ноябре 2012 года.

Александр говорит, что такие кнопки попадались ему на глаза и спустя 3 года, но где именно, никак уж и не вспомнить. Что же, решаем объехать несколько новых АЗС в Минске, в том числе и за городом, чтобы проверить, устанавливают ли такие кнопки «для галочки» и по сей день.

Так, на старых АЗС «Белоруснефть» виднеются желтые листовки. Информационный стенд, на котором написан телефонный номер автозаправочной станции для того, чтобы водитель-инвалид (в том числе иностранец) мог попросить о помощи, - авторская разработка представителей ОО «РАИК», реализованная в Беларуси при поддержке ГПО «Белоруснефть».

А, к примеру, на вновь открытой автозаправке №50 в Масюковщине уже есть специальная кнопка, только теперь вполне приспособленная к реальности.

Александр без труда дотягивается до нее рукой, и буквально в течение 30 секунд из теплого кафетерия навстречу к нам выскакивает бодрый и обходительный оператор.

Стоявший за нами водитель, похоже, начинает нервничать, но, завидев значок инвалида в коляске на заднем стекле, успокаивается и ожидает, пока оператор заправит авто дизтопливом и примет оплату на месте.

Похожие кнопки встречаются и на остальных новых АЗС концерна. И даже обычная удочка не пригодилась – чтобы достать до кнопки в некоторых случаях приходилось идти на хитрые уловки и «рыбачить»


«Я много путешествую по Беларуси и практически никогда не мог полноценно воспользоваться кнопкой вызова оператора. И ладно бы только до кнопки не дотянуться рукой, но в этом случае даже номер телефона отсутствовал. Ситуация в Минске меня немного удивила. Думаю, одно из двух - или Белоруснефть прислушалось к нашим замечаниям, и кнопки стали делать по уму, или же это особенности работы подрядной организации города, которая реконструирует АЗС»,
- удивляется и одновременно комментирует нынешнюю ситуацию в столице председатель «РАИК» Евгений Шевко.

«Есть также задумка внедрить подобные наклейки с номерами и на объектах придорожного сервиса. Чтобы человек, который не может выйти из машины, смог бы позвонить работнику кафе или мотеля, появись у него потребность выпить чашечку чая или остановиться на ночлег. Надеюсь, у нас появится спонсорская поддержка и эта идея тоже воплотится в жизнь, не знаю только, насколько быстро. К примеру, целых два года у нас было потрачено на внесение изменений в Постановление Совмина о предоставлении инвалидам пропуска без очереди на границе», - добавляет председатель «РАИК».

По его словам, на других АЗС, помимо «Белоруснефть», пока нет ни листовок, ни кнопок. Как говорится, делай, что хочешь. На дорогах привилегий для инвалидов за рулем тоже практически нет, разве что места для парковки. Да и те иногда возьмут да и займут здоровые автовладельцы.

«Буквально сегодня хотел припарковаться на специально отведенном для инвалидов месте на парковке в ТЦ «Корона», но его занял парень на  Lexus. И хотя там было несколько свободных парковочных мест, водитель в ответ на мое замечание только покивал головой и убежал», - рассказывает Александр.

Неприятные моменты случаются, но в целом быть инвалидом и при этом водить автомобиль очень даже реально. И на вопрос: «А можно ли обойтись без машины совсем?» Александр отвечает просто: «А у меня выхода нет. Обслуживаю и ремонтирую ее сам. Если сломалась, тогда вызываю такси. Дома сидеть скучно».

Многие из его знакомых в похожей ситуации сидят по квартирам. А другие, наоборот, передвигаются всеми доступными им способами. Для некоторых из них свобода передвижения на четырех колесах - это сказочное богатство, которое необходимо, чтобы и на работу доехать, и девушку в кино свозить. Главное ведь психологически не сломаться, а, находясь за рулем, не попадать в досадные ситуации – и оператора АЗС суметь вызвать, и место с характерным знаком на парковке найти.

 

Фото: Дмитрий Аниськов

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments