"Это было совсем не то, чего мы ждали". Дакар 2016. Финал

  • 18 января 2016
  • Просмотров 5218

16 января в аргентинском городе Росарио финишировал 37-й по счету, знаменитый ралли-марафон Дакар. Позади 15 изнурительных дней испытаний и 9500 км дистанции, которая в этом году больше походила на удлинённую гонку по классическому ралли. Однако это вовсе не сделало её менее опасной и сложной для прохождения –  по ходу гонки с дистанции сошли почти 40% из всех стартовавших участников. Из них и два экипажа «МАЗ-СПОРТавто».  

После схода на 8-м этапе экипажа Сергея Вязовича из-за проблем с двигателем, представлять интересы нашей страны в самом престижном ралли-рейде остались автомобили под управлением Александра Василевского и, сопровождавшего его на «быстрой техничке», Владимира Василевского. Заключительные этапы Дакара организаторы проложили через пустыню Фьямбала, знакомую многим участникам по предыдущим годам своими дюнами и зыбучими песками (феш-фешем). Бездорожье и работа с навигацией являются сильной стороной Александра Василевского и команда возлагала большие надежды на вторую часть марафона. Задача, как и прежде, оставалась не из лёгких – войти в 10-ку лучших грузовиков, несмотря на большое отставание после восьмого этапа.

Однако техника решила иначе. Проблемы начались 12 января во время прохождения спецучастка 9-го этапа в окрестностях Белена, где в те дни столбик термометра на бивуаке поднимался до 40 градусов, а во время прохождения маршрута датчики в автомобилях фиксировали температуру свыше 50-ти градусов. Работающий в экстремальных режимах двигатель на автомобиле 512 Александра Василевского перегревался и вынуждал сбрасывать обороты, а на дистанции 11-го этапа и вовсе приказал долго жить. Очень обидный сход за несколько этапов до финиша, который стал для Александра первым за пять лет выступления на Дакаре. Экипаж Владимира Василевского в одиночку продолжил медленно, но верно двигаться к финишу, особо не испытывая серьёзных технических проблем.

Аномальная жара «косила» не только технику. Первые песчаные этапы на нынешнем Дакаре стали самыми массовыми на сходы. Вертолеты поддержки и медицинской службы едва успевали справляться с эвакуацией гонщиков, решивших не испытывать судьбу и принявших решение сойти. Стоит также отдать должное местным жителям и волонтёрам, которые активно помогали с доставкой воды на контрольные точки, а также приходили на помощь к остановившимся гонщикам.

Девятый и десятый этапы стали во многом определяющими в борьбе за победу на Дакаре-2016 в зачёте грузовиков. Голландец Жерар де Рой на Iveco, проведя чисто два этапа, создал хороший задел перед ближайшими преследователями и до финиша в Росарио не подпускал близко действующего чемпиона Айрата Мардеева из команды КАМАЗ. На фоне последних лет, выступление российской дружины можно считать неудачным. Лишь два экипажа финишировали в первой десятке. По словам руководителя команды семикратного чемпиона Дакара, Владимира Чагина, автомобиль был не готов к данной конфигурации трассы. КАМАЗы хорошо себя чувствуют на бездорожье и в дюнах, а не на длинных прямиках.

Это можно сказать и о наших МАЗах. Первая часть марафона, с её скоростными спецучастками и постоянными ограничениями скорости в проезжающих населенных пунктах, оказала пагубное влияние на дизельные двигатели Тутаевского моторного завода, которые впоследствии вышли из строя. Как итог – два схода. Двигатель, установленный на автомобиль Владимира Василевского, оказался более надёжным. МАЗ №541 оснащён новой силовой установкой Caterpiller,  усовершенствованной чешской компанией PowerTech Systems. Мощность мотора составляет 930 л.с., а крутящий момент – 4200 Н·м. Возможно, этот двигатель будет использоваться командой и в будущем.

Единственный финишировавший экипаж  белоруской команды закончил Дакар на 25-й строчке, с отставанием от победителя чуть более 18-ти часов. Трудно сказать, плохой это результат или хороший, учитывая роль, которая была отведена для Владимира Василевского в этом году. На протяжении всех этапов «быстрая техничка» страховала наши боевые экипажи и в любой момент могла оказать необходимую помощь. А с этой задачей она справлялась отлично. В общем зачёте грузовиков места распределились следующим образом:

Не менее драматично проходили сражения за золотого бедуина, главную награду на Дакаре, в классе автомобилей. До первых этапов в песках водители команды Peugeot занимали весь виртуальный подиум. Преследовавшим их пилотам MINI оставалось лишь ждать, когда соперники начнут ошибаться, но при этом и самим нельзя было терять концентрацию. Авария на 8-м этапе стала роковой для Себастьяна Лёба, после продолжающихся сложностей на девятом этапе, француз откатился в общем зачёте за пределы первой десяятки. Пески Фьямбалы оказались недружелюбными для девятикратного чемпиона мира по ралли и борьба за победу в дебютном Дакаре для него закончилась.

Десятый этап стал последним для его напарника по команде, испанца Карлоса Сайнса. Эль Матадора преследовала череда неприятностей, начиная от проколов, заканчивая поломкой первичного вала. Спецучасток удалось завершить, однако вечером директор Peugeot Sport Бруно Фамен подтвердил сход Сайнса. Знаменитому испанскому гонщику четвертый год подряд не удаётся закончить марафон.

Лидерство в классе перешло Стефану Петеранселю, который до финиша смог удержать на расстоянии последнего победителя ралли-рейда Нассера Аль-Аттия.  «Мистер Дакар» одержал рекордную двенадцатую победу на Дакаре, шесть из которых пришлись на мотоциклетный зачёт. «Это невероятно. Давление было очень высоким, но мы справились. Пересекая финишную черту, я испытал облегчение после трёх чрезвычайно стрессовых дней. Думать о будущем слишком рано. Что могу сказать точно — одинаковое количество побед на мотоцикле и машине было моей последней большой целью в карьере. Теперь я её достиг и не думаю, что ещё многое может меня мотивировать», — приводит слова Петеранселя официальный сайт гонки. Автомобили Peugeot последний раз побеждали на Дакаре в далеком 1990-м году, под управлением легендарного Яри Ватанена.

Вплоть до последнего этапа интрига сохранялась лишь в борьбе за 3-е место, где опытного южноафриканца Джиниэла де Вильерса прессинговал новичок в данных соревнованиях, ещё один представитель классического ралли, фин Микко Хирвонен. На финише скандинав проиграл Вильерсу  две с половиной минуты. Россиянин Владимир Васильев на автомобиле TOYOTA Hilux стал восьмым. Польский гонщик Якуб Пржигонски со штурманом Андреем Рудницким  из Беларуси, закончили марафон на 17-м месте. Топ-10 в общем зачёте:

В зачёте водителей квадроциклов доминирование братьев Патронелли из Аргентины не вызывало сомнений. Маркос и Алехандро то и дело обменивались победами на спецучастках и в итоге привезли южноафриканцу Брайану Барагванату, занявшему третье место, 1 час 42 минуты. В двух с половиной минутах от подиума финишировал представитель России Сергей Карякин.


Впервые золотой бедуин отправится на зеленый континент. Со второй попытки 28-летний австралиец Тоби Прайс стал победителем Дакара-2016 в зачёте мотоциклов. Одержав пять побед на спецучастках, Прайс создал для себя комфортное преимущество и всё, что было необходимо на последних этапах, это не допускать критических ошибок. Но он продолжал атаковать, не позволяя приблизиться соперникам ближе, чем на 40 минут. Лучший результат в карьере показал словацкий гонщик Стефан Свитко, став вторым. Третье место на подиуме досталось чилийцу Пабло Кинтанилья. Мотоциклы KTM не знают поражений уже 15 лет. 

Удивительное мужество и стойкость духа продемонстрировал Паулу Гонсалвеш. По ходу 8-го этапа португалец не смог удержать свой мотоцикл после прыжка на кочке и допустил падение.  

Невероятно, но после такого жёсткого падения гонщик продолжил путь и показал второе время дня! А вот мотоциклу пришлось несладко. Следующие несколько дней Гонсалвеш боролся с механическими неполадками. В надежде догнать лидеров, ему приходилось много атаковать, что подразумевает собой определённый риск. На 118-м км 11-го этапа ошибка привела к очередному падению, которое закончилось не так благополучно, как предыдущее. Португальца эвакуировал медицинский вертолет, и десятый Дакар для него был завершён.

***

Гонка моторов. Гонка тормозов.

Ещё перед днём отдыха, все как один, заговорили о немного необычном формате маршрута, предлагаемого организаторами в этом году. Вместо привычного бездорожья, дюн, сложных этапов с точки зрения навигации, организаторы проложили маршрут по ровным участкам, где извилистые дороги и много зон ограничения скорости. «Это было совсем не то, чего мы ждали. Здесь дороги больше напоминали те, что обычно бывают на чемпионатах мира по ралли. Для меня это ненастоящий "Дакар". И я знаю, что многие со мной согласны. Горы, перепады высот, большие скорости... "Дакар" здесь только в названии», - приводит слова лидера грузового зачёта Жерара де Роя Motorsport. Конечно, очень глупо предполагать, что акцент при выборе маршрута был сделан на определенных участников, которым WRC-шные этапы подходят больше. Но как оставить без внимания доминирование Peugeot в первые дни марафона, и невероятную прыть грузовиков MAN на длинных скоростных прямых?

К организации также остаётся много вопросов. «Дакар» - это в первую испытания на прочность гонщиков и техники. А что мы наблюдали? Отмены, сокращения этапов. Конечно, это не реалити-шоу по выживанию с Беар Гриллсом, но ведь сложностей никто не отменял. Кто их испытывал меньше, так это штурманы, которые большую часть марафона оставались не у дел. Участникам повидались всевозможные погодные условия (начиналось всё с проливных дождей, а через неделю гонщиков добивала аномальная жара), различные виды покрытий, сложные горные этапы. Так что в целом, Дакар-2016 можно считать удавшимся.

Хорошую конкуренцию главному ралли-марафону может составить «Шелковый путь», который состоится в середине июля 2016 года, и пройдёт через три страны – Россию, Казахстан и Китай.

Фото: dakar.com

Дмитрий Мандрик
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments