Не купить кота в мешке. Обходим подводные камни при покупке-продаже автомобиля

  • 15 января 2016
  • Просмотров 39249

Покупку подержанного автомобиля давно окрестили приобретением кота в мешке. Каждый продавец уверяет, что с машиной полный порядок и ее история чище слезы младенца. Затем бывший владелец передает ключи и растворяется с деньгами, оставляя вас с новым приобретением и всеми возможными проблемами. Даже покупка нового автомобиля из салона может омрачиться непредвиденными трудностями, а машины с пробегом и подавно способны нагрузить неприятностями. Как избежать всех проблем при покупке машины и на какие моменты нужно обращать внимание, «Автомалиновке» рассказал директор аукциона Autolot.by Николай Гомин.

Не ездить на новом автомобиле до постановки на учет

Сейчас это актуальный момент, многие люди пересаживаются на новые недорогие автомобили. – говорит Николай. – В автосалоне владельцу отдают пакет документов, машину, и хозяин самостоятельно едет на сверку кузовного номера. Если он попадет в ДТП на авто, не прошедшем сверку и постановку на учет, будут большие неприятности. Пример: машину отдали в шесть вечера, провести сверку в тот же день не получится, все закрыто. По пути домой автомобиль попадает в аварию. Битую машину на учет поставить невозможно, клиент получает отказ, начинается долгая бумажная волокита. Страховое возмещение, даже если машина застрахована по КАСКО, получить тоже не выйдет – на машину ведь нет техпаспорта. Отремонтировать автомобиль на фирменном СТО, а затем получить деньги со страховки, опять же, нельзя – все упирается в отсутствие техпаспорта.


Первая ошибка и серьезная ошибка при покупке машины – свободно кататься на нем до сверки и постановки на учет. Нужно сразу в автосалон вызывать эвакуатор, грузить на него купленный автомобиль и везти на сверку. И только потом можно смело садиться за руль. "С оформлением КАСКО тоже есть нюанс – в договоре некоторых компаний указано, что пока автомобиль не поставлен на учет, страховой полис не действует. Так что если машина без регистрационных номеров попадет в ДТП, будет угнана либо признана погибшей (после, например, затопления либо пожара), о возмещении забудьте. Хотя, казалось бы, вы застраховали машину прямо в автосалоне и должны быть спокойны за ее сохранность", - отмечает специалист.

Отдавать деньги после всех этапов проверок

Может оказаться, что автомобиль находится в розыске либо угоне. Бывший владелец машины уже сдал номера и, возможно, получил от вас деньги – доверчивые покупатели могут дать сумму вперед. "В техпаспорт автомобиля тут же ставят отметку на запрет снятия с учета сроком на три года. То же касается машин, которые находятся в залоге у банка. До продавца вы вряд ли достучитесь – номер телефона сменил, живет не по прописке", – рассказывает Николай Гомин.

Не покупать автомобиль по ксерокопии паспорта

Опасность кроется и в распространенной схеме продажи, когда продавец дает копию своего паспорта: «Покупатели оформляют сделку купли-продажи в каком-нибудь комиссионном магазине по ксерокопии паспорта. Объявившийся владелец машины говорит, что ничего не продавал и никакие документы не подписывал. В суде придется доказывать, что вы являетесь добросовестным покупателем, а не мошенником. Конечно, за все действия отвечает комиссионный магазин, и именно он обязан будет выплатить пострадавшей стороне компенсацию, но нервы вам потреплют хорошо. Шансы на выигрыш дела – 50:50. Если хозяин машины напишет, что его автомобиль угнали и ксерокопию паспорта похитили, то, скорее всего, победа за ним. А новому владельцу останется судиться с комиссионным магазином либо с тем, кто продал машину. Причем нужно еще доказать, что вам действительно продали автомобиль и пострадали именно вы. В Беларуси часто используют такую систему, но делать это очень нежелательно – при худшем раскладе проблем будет немало».

Сохранить копию счет-справки

Третий нюанс тоже возникает из-за доверчивости: «Налоговая инспекция может поинтересоваться стоимостью вашего автомобиля. Как подтвердить сумму, за которую вы его приобрели? Если не сможете это сделать, придется заплатить налог. Банальная история: в начале года вы продали знакомому человеку машину без переоформления, отдали ему ксерокопию паспорта и не узнавали, оформлял он ее на себя или нет. Спустя время вы решили свой продать теперешний автомобиль, и тут выясняется, что ваш знакомый не ставил машину на учет и продал ее. Из документов следует, что за год вы продали два автомобиля и должны уплатить подоходный налог».

Не отдавать сертификат техосмотра и страховое свидетельство

Пока вы не отдали сертификат техосмотра, новый владелец ограничен в передвижениях по дороге – без полного набора документов вряд ли человек будет свободно ездить, рискуя получить штраф. Отсюда меньше вероятность, что он попадет в ДТП. "Приведу простой пример. Я продал вам машину, оформил счет-справку, надо взять копию счет-справки, – объясняет еще одну проблему Николай Гомин. – Сертификат ТО и страховку я бы не стал вам, как будущему владельцу, передавать. Это будет вас стимулировать на выписку новой страховки на свое имя. Дело в том, что при аварии в договоре купли-продажи не оформлена дата ДТП. На бывшего владельца можно возложить регрессный иск, поскольку старая страховка оформлена на него."

Невозможно узнать, находится ли машина под залогом в банке

Очередной неприятный момент – залоговые машины: «Сотрудники ГАИ не фиксируют автомобили, которые находятся в залоге у банка. Все расчеты нужно производить только после того, как будет переоформлен автомобиль, и желательно через банк. В графе особых отметок техпаспорта этот момент может быть указан. Если нет, то узнать заранее вряд ли получится – вы ведь не будете звонить в каждый банк и выяснять, есть ли у них в залоге конкретный автомобиль. Банку придется через суд доказывать, что вы – недобросовестный покупатель. В противном случае банк не сможет забрать у вас машину. Неизвестно, кто с кем судиться будет: банк с человеком, на которого был оформлен кредит, либо вы с банком из-за того, что у вас забрали автомобиль. Рассрочка тоже нигде не указывается. Человек может снять машину с учета и продать ее, оставив вас с непогашенной выплатой."

В случае с лизингом все немного проще: если указано, что владелец машины – лизинговая компания, то до полной выплаты за автомобиль его на вас не переоформят. Когда написано, что владельцем являетесь вы, то все равно в ГАИ должны быть предоставлены документы о возврате предмета лизинга либо передаче его вам.

Страховой полис

Если у вас на руках счет-справка либо договор купли-продажи, можно вернуть деньги за оставшийся период страховки. Обычно люди не возвращают эту сумму, хотя она может быть около миллиона рублей – лишними не будут. Со страховкой связан еще один довод в пользу сохранения счет-справки либо договора купли-продажи. "Страховку может оформить любой человек, не обязательно владелец, – рассказывает директор Autolot.by. – Или еще пример: новый владелец врезается в Lexus, который признают погибшим. Сумма возмещения может быть большая. Не имеет значения, кто был за рулем в момент аварии. Страховка оформлена на прошлого хозяина машины, и деньги могут требовать с него."

Не покупать по доверенности

Следующая проблема возникает при довольно частой схеме – продаже машины по доверенности.

Доверенность не освобождает от ответственности – вы все равно остаетесь владельцем машины. Вообще, продажа по доверенности должна сразу насторожить: почему хозяин не хочет снимать машину с учета? Обычно это делают в случаях, когда наложен запрет на снятие с учета, то есть у автомобиля какие-то проблемы."Банальный пример из жизни: человек продал машину по доверенности; через некоторое время он видит этот автомобиль у себя возле дома с ключами внутри. Оказалось, ночью машиной сбили человека. Предстоит доказать, что вы уже и забыли об автомобиле, а не совершили на нем преступление. Люди могут не помнить, кому продали машину, контакты теряются. Второй неприятный момент с продажей по доверенности – вы будете ответчиком по регрессному иску, – говорит Николай Гомин. – И, наконец, третья проблема с доверенностью. Владелец машины разводится с женой – супруга отсудит половину его имущества, в том числе 50% от цены автомобиля, на котором вы ездите по доверенности. При таких случаях транспорт обычно продают и деньги делят поровну. Свою машину вы вряд ли уже увидите, если только не захотите заплатить половину ее стоимости. Просто так продавать машину по доверенности никто не будет. В таком автомобиле наверняка есть подводные камни, и в конечном счете вам это аукнется. Но есть один «плюс»: штрафы с фотофиксации будут приходить прошлому владельцу."

**

Специалист уверен, что основная проблема при покупке и продаже машины – излишняя доверчивость. Ей не место, когда речь заходит о деньгах, причем порой очень крупных. Необходимо все ставить под сомнение и не вестись на слова продавца «чтоб я да обманул? Обижаешь, дорогой». Только переоформление, закрытие действующей страховки, передача денег после переоформления автомобиля, копии счет-справки или договора купли продажи – это основные моменты, которые обезопасят вас при покупке либо продаже машины. Грубо говоря, основная идея – полностью исключить любое отношение к автомобилю после его продажи и получить все возможные права на него после покупки.

 

Станислав Иванейко
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments