Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Игры для взрослых. Купил «липовый» сертификат ТО - сядешь в тюрьму

  • 12 декабря 2015
  • Просмотров 34820


Бывает, лень проходить очередной техосмотр, и нет ни малейшего желания и, тем более, денег возиться с ремонтом автомобиля, тогда на ум приходят шальные идеи. Большинство предпочитает «честный» техосмотр и уплачивает дорожный налог, пополняя казну государства, но находятся и те, кто прибегает к услугам «нелегалов» и преступных группировок, занимающихся подделкой документов. Что же, выбрав второй вариант, водитель вряд ли рискует отделаться легким испугом – ему грозит уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы. О проблеме поддельного техосмотра, водителях, «забывших» талон ТО дома, и реальном смысле цветной разрешающей наклейки, мы узнавали у начальника управления организации гостехосмотра УП «Белтехосмотр» Карповича Евгения.

По итогам осенней декады «Гостехосмотр», которая проходила с 11 по 20 ноября 2015 года, говорить о стопроцентной образцовости водителей в столице и регионах республики пока не приходится. Как ранее сообщали в УП «Белтехосмотр», во время декады было проверено более 24 тысяч ТС. Из них 4,2 тысячи – с нарушениями сроков прохождения гостехосмотра. Несмотря на то, что количество выявленных автомобилей без ГТО уменьшилось в сравнении с мартовской декадой, многие автовладельцы по-прежнему ссылаются на плохую память или пустой кошелек.

«С просроченным талоном попадаются как водители старых, так и новых машин. Нельзя утверждать, что нарушения – это привилегия исключительно владельцев пожилых и мало респектабельных авто. К примеру, во время последней декады был задержан водитель с подозрительной отметкой в сертификате ТО. Мужчина не бедный и ездит на Lexus, тем не менее вместо того, чтобы пройти техосмотр легально, он обратился к услугам сомнительных личностей. А вот автовладельцы-пенсионеры, напротив, радуют. Находят время и деньги, чтобы и машину в порядок привести, и ТО пройти в срок», - говорит Евгений Леонидович.

Причины, по которым водитель не успел пройти ТО в положенный срок, можно пересчитать по пальцам. Из самых популярных – нет свободного времени, автомобиль в плачевном состоянии, а ремонт не по карману. Или высокие ставки госпошлины, которая в обязательном порядке уплачивается при прохождении техосмотра. А для кого-то не проходить техосмотр – дело принципа. «Для некоторых водителей -  это гражданская позиция. Мол, он сомневается, что деньги от госпошлины уходят на строительство и реконструкцию дорог, а поэтому проходить ТО и платить дорожный налог принципиально не будет», - комментирует ситуацию Карпович Евгений.

Почему водитель не рад, но обязан проходить техосмотр, если покупает автомобиль со свежей отметкой в талоне, представитель УП «Белтехосмотр» тоже поясняет: «Однажды зимой я покупал автомобиль марки Volkswagen, у которого был пройден техосмотр. Тем не менее у него была летняя резина, страшные диски, и я на свой страх и риск едва доехал до дома. Суть в том, что зачастую попадаются недобросовестные продавцы, поэтому в данном случае требование о прохождении ТО – вопрос личной безопасности. Другое дело – если автомобиль переоформляется с мужа на жену или с отца на сына, тогда нет большой необходимости в повторном ТО. Но законодательство обязывает: если меняется собственник транспортного средства, то прохождения ГТО проводится в общем порядке. Конечно, в этом случае водитель вновь платит и дорожный сбор. Хотя, на мой взгляд, привязывать уплату госпошлины к процедуре ТО однозначно неправильно. Проверка технического состояния авто и транспортный налог – это разные вещи», - рассказывает Карпович Евгений.

Однако чиновники посчитали иначе. И теперь всякий раз, когда автовладелец проходит ТО, он платит дорожный сбор. Более того, если водитель 2-3 раза за год сменил ТС, столько же раз он заплатит и налог на дороги. Несмотря на то, что техническое состояние и износ дорожного покрытия не зависят напрямую от смены владельца! Странно, не находите?

В некотором смысле можно говорить и о возрастающем интересе к нелегальному ТО. Так, за десять дней проверки специалисты предприятия выявили 21 автомобиль, владельцы которых имели при себе документ с подозрительной отметкой. Это больше, чем прошлой весной. Тогда таких случаев насчитывалось всего 4. Хотя вряд ли даже эти цифры говорят о пугающей популярности услуг на «черном» рынке.

По мнению специалиста «Белтехосмотр», люди стали реже обращаться к услугам СТО – разве что в критических ситуациях. Думается, в целях экономии и из-за самоуверенности, что своими силами ремонт обойдется в разы дешевле. Ну а если пройти техосмотр не получается легально, то, естественно, начинают всплывать истории о личностях с подозрительной репутацией, которые готовы «сделать» отметку ТО без лишней головной боли. Можно предположить, что эти услуги дешевле, чем, скажем, покрасить автомобиль и пройти техосмотр легально. Но какова цена «черной» метки на самом деле, можно только догадываться.

«По результатам административной процедуры водитель получает разрешение на участие в дорожном движении в виде наклейки, а в сертификате ТО ставится штамп. Чаще всего подделывают этот штамп в документе, в редких случаях – полностью весь документ. То есть талон настоящий, а штамп и подпись фальшивые. С развитием печатной индустрии это, наверное, стало намного проще. А вот примеров, когда пытались подделать наклейку, и вовсе нет», - говорит Карпович Евгений.

Между тем, опытный инспектор ГАИ в состоянии определить подделку по отличиям в рисунке штампа, его номеру или подписи. Ведь все штампы номерные, а подписи и штампы большинства сотрудников УП «Белтехосмотр» инспекторам хорошо знакомы «в лицо». Откровенная «липа» не пройдет в любом случае, а если инспектор сомневается в подлинности талона, под рукой всегда есть телефон – в чем незадача взять да позвонить в «Белтехосмотр» и выяснить, есть конкретный автомобиль в базе данных или нет?

Подтолкнуть к нарушению закона могут совершенно банальные причины, будь то нежелание тратить время на прохождение ТО, либо дорогостоящий ремонт, без которого вряд ли удастся пройти техосмотр, не попирая букву закона. В таких случаях перспектива воспользоваться услугами «прекрасного незнакомца» за условные единицы кажется реальным выходом из жизненной головоломки.

Но самых смелых и находчивых ожидает ряд жестких мер наказания. Если водитель, преступивший закон, считает, что в худшем случае ограничится только солидным  штрафом, то он серьезно ошибается. За подделку документов, согласно Статье 380 УК РБ, ему грозят общественные работы, или штраф, или исправительные работы сроком до 2 лет, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы сроком до 2 лет. В случае «повторности» - штраф, или арест от 3 до 6 месяцев, или ограничение свободы до 5 лет, или лишение свободы до 3 лет.

Наклейку никто не подделывает. Да и за ее отсутствие на лобовом стекле не предусмотрено никакой административной ответственности. В чем же тогда ее смысл? Это скорее визуальная подсказка для инспектора о том, что техосмотр пройден. «Автомобиль без наклейки – это повод для его остановки и проверки документов водителя», - считает представитель УП «Белтехосмотр». Правда, о том, куда направляются средства от продажи разрешения, включая цветную наклейку, нам так и не ответили – «Это коммерческая тайна».

Если наклейка есть, это вовсе не значит, что принцип законопослушности работает нормально. В этом случае могут быть и курьезные эпизоды из жизни. Например, водитель прошел техосмотр и получил допуск в виде наклейки, но бумажку так и не наклеил на лобовое стекло, а, допустим, подарил товарищу. Тот, в свою очередь, ТО не прошел, но наклейку разместил в правом нижнем углу лобового стекла - как и положено. Выходит, водитель может ездить, как говорится, на «авось», раз инспектор ГАИ лишний раз его не остановит.

Вот, пожалуйста, еще один хороший повод для того, чтобы поставить вопрос о логике наличия наклейки ребром. Пусть этот пример и касается сотни водителей, а не миллионов! Комментируя этот момент, Карпович Евгений говорит, что наличие наклейки без сертификата ТО не дает права инспектору ДПС отпустить хитроумного автовладельца подобру-поздорову. Во-первых, отсутствие сертификата при себе – это уже административное правонарушение по статье 18.18, за которое грозит предупреждение или штраф в размере до 2 б.в. А, во-вторых, хоть компьютерной базы пока нет и в помине, инспектор ДПС может и должен позвонить в «Белтехосмотр», чтобы уточнить, прошел этот автомобиль ТО или нет. Правда, ответят ему строго в рабочее время: с 8:00 до 17:00. 

Кстати, перспектива «совмещения» баз ГАИ и УП «Белтехосмотр» все-таки есть, говорит представитель предприятия. Пока же имеет место быть только «оперативная» проверка ТО, когда Управление ГАИ города звонит оператору гостехосмотра, чтобы «пробить» автомобиль по базе данных, а ему, в свою очередь, звонят инспекторы районных подразделений.

А ведь доступ ГАИ к базе гостехосмотра мог бы сыграть на руку тем же инспекторам ДПС. К примеру, «забыл» водитель сертификат ТО дома. А дозвониться до оператора невозможно – всякое случается. Что в таком случае делать инспектору ГАИ? По всей видимости, звонить со своего мобильного снова и снова. Потому что полноценный доступ к базе «Белтехосмотра» пока лишь мираж в белорусской реальности.

Что касается обычных автовладельцев, то одни связывают с ТО гарантии безопасности на дороге, другие низводят его до уровня фикции. Но если колодки заменены, а с маслом все в порядке только на бумажке, то кто несет ответственность на дороге? И может ли «прекрасный незнакомец» стать альтернативой легальным станциям техосмотра? И да – не надейтесь на то, что машина без ТО выдержит огонь и воду. Раз-другой это может «прокатить», но рано или поздно потребуется правильный сервис и легальный техосмотр. А из-за одноразовой покупки поддельного талона можно не только попасть в аварию, но и угодить за решетку.

Алина Вислоус
Автомалиновка

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments