"Машины без наклейки ТО останавливают в первую очередь". ГАИ проверила техосмотр

  • 20 ноября 2015
  • Просмотров 32667

Дискуссии и споры вокруг темы прохождения ТО и уплаты госпошлины на участие в дорожном движении не утихают и по сей день. Одних водителей совсем не радует обязательство платить дорожный налог, который вытаскивает из карманов автовладельцев весомые суммы. Другие - задаются вопросом, зачем повторно проходить ТО и снова платить дорожный сбор, если покупаешь «бэушный» авто со свежей отметкой в талоне. А для третьих - перспектива «совмещения» баз ГАИ и УП «Белтехосмотр» начинает казаться не такой уж и недосягаемой. О том, как обстоят дела с техосмотром у минских водителей и что их волнует сегодня, кто наперекор штрафам и проверкам ГАИ продолжает ездить без пройденного ТО, читайте в репортаже «Автомалиновки».

На днях Госавтоинспекция Московского района поверила сертификаты ТО у столичных водителей – как-никак на кону завершение осенней декады «Гостехосмотр», которая проходила с 11 по 20 ноября 2015 года. Можно сказать, что сегодняшняя тенденция в области своевременной технической проверки авто не сильно изменилась по сравнению с прошлым годом: в среднем каждый пятый водитель попадается без отметки в сертификате.

По словам госавтоинспектора ОГАИ Московского района Владимира Задоровского, самые популярные объяснения, касающиеся не пройденного вовремя техосмотра, по сути своей неприхотливы.

Кто-то жалуется на нехватку свободного времени, другой кивает на плачевное состояние автомобиля и дорогостоящий ремонт. А у третьего просто нет медицинской справки - без нее также отметку не получишь. С января прошлого года появилось еще одно «оправдание» - высокая госпошлина, которая в обязательном порядке уплачивается при прохождении техосмотра.

Естественно, нельзя отрицать тот факт, что введение дорожного налога серьезно сказалось на автолюбителях, которые предпочли обойтись без ТО. Водители «легковушек» при прохождении техосмотра обязаны уплатить сумму в размере от 3 до 10 базовых величин - в зависимости от массы и года выпуска автомобиля.

Банально, многие ездят на «авось» и, проведя нехитрые арифметические исчисления, предпочитают платить штрафы пару раз в год, чем разово вносить приличную сумму в более чем 1 млн. рублей. Однако штрафы за отсутствие ТО серьезно подросли и к тому же обрели «повторность» - это пять базовых или 900 тыс. белорусских рублей (за первое нарушение в течение года – от 1 до 3 б.в.).

Так что эти уловки перестают работать в реальности, поскольку дешевле уплатить налог, чем «экономить» на штрафах. А это, в свою очередь, сдерживает рост тех, кто игнорирует техосмотр, ссылаясь на астрономические суммы налога, по сравнению с теми, кто все-таки проходит ТО и делает это своевременно.

Тем не менее суммы госпошлины продолжают бить по карману большинства белорусов, которые платят дорожный налог через «не хочу». Спроси любого - самое первое нарекание уверенно полетит в сторону пресловутой госпошлины.

В Министерстве финансов РБ в очередной раз подтверждают, что средства от госпошлины являются составной частью дорожного фонда (с этого года) и уходят по целевому назначению: на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт местных автомобильных дорог. Если в 2014 году деньги перечислялись напрямую, то с 2015 года они направляются в местные бюджеты в виде субвенций. Что касается механизма распределения субвенций между Минском и бюджетами областей, то в 2014 году они распределялись на основе протяженности автомобильных дорог, а в 2015 году их распределение зависит от протяженности дорог, приведенных к стандартной ширине покрытия (7 м), а также от количества транспортных средств, зарегистрированных в конкретной области. Но в целом распределение расходов фонда вменяется Министерству транспорта и коммуникаций РБ.

Согласно постановлению Совета Министров Р.Б. от 24 февраля 2015 г. № 125, Брестская область получила 194 863 млн. рублей (17%); Витебская область – 158 397,5 млн. рублей (13,9%); Гомельская область – 173 211,6 млн. рублей (15,2%); Гродненская область – 178 909,4 млн. рублей (15,7%); Минская область – 297 422,5 млн. рублей (26%); Могилевская область – 123 071,4 млн. рублей (10,8%); г. Минск – 13 674,6 млн. руб. (1,2%)

И если водитель еще может оправдаться перед инспектором дороговизной запчастей, необходимых для устранения технических неполадок. То популярное объяснение в духе «забыл сертификат», как нам казалось, уже перестанет быть в обиходе белорусских автовладельцев. В УП «Белтехосмотр» нам пояснили, что электронная база предприятия уже доступна Госавтоинспекции.

Однако во время совместного с ГАИ рейда мы не увидели ожидаемого подтверждения этих слов - никаких карманных гаджетов с подсистемой «Белтехосмотр» у сотрудников районного подразделения ГАИ не оказалось в помине. Определенный доступ к базе предприятия открыт разве что УГАИ ГУВД Мингорисполкома – но вот что это значит на самом деле, читаем ниже.

Комментируя этот вопрос, заместитель начальника ОГАИ Московского РУВД г. Минска майор милиции Мосенза Валерий объяснил нам, что ни о каком прямом доступе к базе УП «Белтехосмотр» в данном случае речи не идет. Дело в том, что подобная информация о конкретном ТС, как и прежде, может быть получена через официальный запрос в УП «Белтехосмотр». "В оперативных случаях инспектор районного подразделения может обратиться в Управление ГАИ города, которые, в свою очередь, с недавнего времени имеют экстренную связь с оператором гостехосмотра," - пояснил майор милиции.  То есть перед нами живой пример «оперативной» проверки ТО – видно, без посредников и звонков проверить автомобиль на факт прохождения ТО пока не получится.

А ведь доступ ГАИ к базе гостехосмотра имеет большое значение, в особенности при разрешении спорных моментов. К примеру, таких, когда водитель, скажем, забыл сертификат ТО дома. Отсутствие документа при себе – это уже административное правонарушение по статье 18.18, за которое грозит предупреждение или штраф в размере до 2 б.в.


А если, к примеру, сотрудник ГАИ выяснит, что сертификат не просто забыли, а вообще не прошли техосмотр – в таком случае формируется еще и второе правонарушение со штрафом уже на сумму до 3 б.в. Только вот реальное положение дел пока идет в разрез с обещанием о модернизации информационной системы ГАИ, в которой как раз и должна была появиться подсистема «Техосмотр».

Что касается разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении, которое исполнено в виде наклейки, то она не является обязательным требованием. Это скорее визуальная подсказка для инспектора о том, что техосмотр пройден. Конечно, сотрудник ГАИ остановит в первую очередь автомобиль без наклейки, чем если оная бумажка будет красоваться на лобовом стекле в правом нижнем углу.

Но если такая наклейка есть, то далеко не факт, что и ТО пройдено однозначно. «Бывают случаи, когда останавливаешь автомобиль с наклейкой, а водитель ездит без ТО. Выясняется, что в ДТП было разбито лобовое стекло. Владелец приобретает взамен «бэушное» стекло с уже разрешающей наклейкой текущего года. Нечасто, но водители этим пользуются – не спешат пройти техосмотр», - рассказывают о хитрых приемах водителей Задоровский Владимир. Увы, такова реальность. Там, где нужно платить, желание избежать денежных затрат возрастает во сто крат.

Выходим на дорогу – и сразу первый «штрафник». ВАЗ-2108 1985 года, пробежавшей, по словам владельца, чуть менее 10 тысяч км – но с богатым прошлым и без характерной наклейки, а заодно и без сертификата о своевременном ТО. Скажем откровенно, увидеть дорогую сердцу и глазу «восьмерку» в современном Минске – большая редкость.

Мужчина рассказывает, что сразу после покупки советский автомобиль томился в гараже аж с апреля этого года. А ездить он стал буквально на днях, и уже не впервой попадается на глаза Госавтоинспекции. Не проще ли, наконец, пройти ТО и перестать бояться проверок?

Водитель считает иначе: «Машина с апреля хранилась в гараже, восстанавливалась и только с недавнего времени на ходу. Сейчас вот ехал как раз ремонтировать авто – остались нюансы по электропроводке и неисправный ручник. Пока пройти техосмотр не могу, а на станцию поеду лишь тогда,когда все доделаю и появится свободное время». То есть, автолегенда СССР рискует еще поездить по дорогам столицы и не факт, что с отметкой в сертификате ТО.

И добавляет: «Машину ремонтирую сам, без помощи многочисленных СТО – им я не доверяю, достаточно посмотреть, как они проверяют подвеску. А насчет суммы налога могу сказать одно: пока платить сносно, при том, что автомобиль был приобретен примерно за 400 долларов. Правда, есть подозрение, что в следующем году деноминация повлияет на размеры госпошлины».

Складывается ощущение, что водитель все-таки доведет машинку до ума, и она еще покажет себя во всей красе. «Даже больше, чем иномарка», - уверяет инспектор. И делится наблюдениями, что подобные раритеты стали встречаться на дорогах от случая к случаю. Видимо, нам сегодня и вправду крупно повезло.

Второй автомобилист едет без характерной наклейки – и это повод остановить его. Мы почти уверены, что у водителя Chevrolet Cruze окажется просроченный сертификат ТО. На деле же все оказалось не так: наклейка хранится в надежном месте, но не на лобовом стекле.

И молодой парень объясняет почему: «Очень большая вероятность того, что в такую погоду камень попадет на лобовое стекло, и мне придется менять его. А снимать потом наклейку и сложно, и неохота. Недавно проходил техосмотр, сумма госпошлины составила 2,5 млн. рублей. Конечно, необходимость платить этот налог вызывает у меня негативную реакцию. Будь я уверен, что эти деньги идут, к примеру, на содержание и ремонт столичных дорог, тогда другое дело, и мое отношение к обязательной уплате дорожного сбора было бы куда лояльней».

По дорогам столицы ездят автомобили и в очень плачевном состоянии. Подтверждение тому очередной остановленный нами водитель и потенциальный «штрафник». Внешний вид микроавтобуса словно говорит: «Отремонтируй меня, пожалуйста!».

Многочисленные очаги ржавчины, усеянные по всей нижней кузовной части, а вдобавок проводка, буквально вываленная наружу, впечатляют как нас, так и сотрудника из отдела гостехнадзора. «Техосмотр просрочен всего на 10 дней. Приболел, только сейчас занимаюсь ремонтом, зато трос и колодки новые», - оправдывается водитель и в доказательство своих серьезных намерений демонстрирует нам недавно купленный бампер.


С таким-то состоянием микроавтобуса вовсе неудивительно, что владельца Mercedes-Benz на время отстранили от работы: и машину в порядок привести, а заодно и ТО пройти. Но, видимо, мужчина задумался о проблеме лишь после решения со стороны начальства - у самого водителя до сей поры так и не доходили руки всерьез заняться починкой автомобиля. Надеемся, что сегодняшняя встреча с ГАИ станет для мужчины еще одним стимулом закончить с ремонтом поскорее и, наконец, пройти долгожданный осмотр.

Вдобавок суммы госпошлины великоваты, с этим не поспоришь, признается водитель, да и ремонт автомобиля принуждает залезть в кошелек поглубже и рискует обернуться дорогостоящим мероприятием.

А вот для пенсионеров ставки госпошлины снижены вдвое. Для получения льготы им необходимо иметь при себе пенсионное удостоверение и медицинскую справку. По сути, нет справки – нет и сниженной ставки госпошлины.

Но интересоваться здоровьем пенсионера – это нормально, считает владелица Toyota Corolla. Ее мнение на сей счет более чем категорично. «Нет справки – нет причин садиться за руль. С плохим здоровьем можно запросто умереть во время движения. А вот размеры госпошлины мне не очень нравятся. Если исходить из размеров пенсии, то ставки не в меру завышены», - уверенно заявляет женщина-пенсионерка.

Напоследок народный любимец VolkswagenPassat B3 и образцовый водитель – с отметкой в сертификате ТО. «Раньше деньги на реконструкцию дорог были заложены в стоимость топлива. А теперь налог уплачивается отдельно, и сумма в более 1 млн. рублей для меня существенная. А дороги ведь лучше не становятся, - сокрушается водитель старенького «Пассата».


Машина покупалась два года назад, без пройденного ТО, а в настоящее время продается – в последнее время водитель мечтательно засматривается на минивены. И хоть ТО у настоящего владельца пройдено относительно недавно, будущему хозяину Passat все равно не избежать уплаты госпошлины и повторного прохождения ТО в нашей белорусской реальности.

Что же, а пока мы с водителем разводим руками, УП «Белтехосмотр», в свою очередь, ссылается к главе 4 Постановления Совета Министров РБ № 630. Там написано, что при смене собственника транспортного средства прохождения ГТО проводится в общем порядке. За исключением случаев замены номерных знаков, цвета авто или адреса собственника, когда отметка в документе о прохождении ГТО переносится бесплатно.

Обратили внимание мы и на покрышки столичных автолюбителей. Кто-то «переобулся», кто-то еще нет. Правда, не стоит забывать, что с 1 декабря колеса на летней резине могут стать дополнительной причиной, по которой водители не смогут пройти техосмотр.

Как показала проверка, на просроченное ТО влияет множество причин, будь то ремонт, рискующий влететь в копеечку, или несоизмеримые с доходом водителей размеры госпошлины. Однако оспаривать его необходимость не берется никто. Безопасность превыше всего, и держится она отнюдь не на честном слове автовладельца. Другой вопрос – во сколько обходится нам эта безопасность и где проходят границы здравого смысла, к примеру, касательно нюансов переоформления авто. Ну а пока добропорядочных водителей на дорогах все-таки больше – и этот факт не может не радовать.

 

Фото: Дмитрий Аниськов

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments