Сила искры. Чем хороши новейшие иридиевые и платиновые свечи зажигания

  • 9 ноября 2015
  • Просмотров 21137

Зима уже близко. Температура упрямо стремится к нулю, утром лужи все чаще покрываются тонкой корочкой льда и водители спешат «переобуться». Увы, многие частенько забывают о  других не менее важных моментах в подготовке автомобиля к зимнему периоду. Например, о свечах зажигания.


В рамках занимательного автошоу Track2Track , которое на прошлой неделе проходило на дорогах Европы, две автогонщицы  - британка Ребекка Джейсон и россиянка Наталья Фрейдина  презентовали в Беларуси новейшую разработку компании Denso – свечи зажигания Iridium TT.


Журналисты, а также представители автомагазинов и СТО смогли не только пообщаться с очаровательными девушками в рамках фотосета, но и узнать много нового о свечах зажигания от представителей японской компании. Ведь Denso  - общепризнанный лидер в области производственных автокомпонентов.


Девушки, к  примеру, рассказали на каких автомобилях предпочитают передвигаться в обычной жизни. Как оказалось, автопарк красоток насчитывает по 5-6 брутальных спорткаров. Есть среди них и "немцы" и "японцы". Но "дать угла" девчонки предпочитают на Mersedes SLS AMG и BMW 335i.


Кстати, крылатый спорткар Натальи был обнаружен рядом с гостиницей «Ренесанс». А вот BMW Ребекки дожидается свою хозяйку а Великобритании.


В рамках рекламного мероприятия девушки путешествуют на других спорткарах - Nissan 350Z и Ford Mustang. Последний своим ходом добрался до Минска, где был щедро осыпан вспышками фотокамер. По словам девушек, по дороге к финишу они меняются машинами, при этом попутно открывая гоночные треки, которые в прошлом входили в календарь «Формулы-1».


Автопробег стартовал в Москве и завершился 4 ноября в Великобритании (трасса Брэндс-Хэтч). Протяженность маршрута – 3000 км и, конечно же, в испытательных спорткарах установлены новейшие свечи зажигания Iridium TT.


Правда, по словам организаторов, поездка никоим образом не претендует на испытательную роль для самих свечей зажигания от Denso – ведь их ресурс более 100 000 километров. Поэтому мероприятие носит скорее имиджевый характер и призвано донести весть о качественной продукции известной японской компании в массы автомобилистов всей Европы. Беларусь тут не исключение.


Собственно, на презентации нового продукта речь шла не только об улучшенных  характеристиках свечей Iridium TT, но и в целом о свечах зажигания, их роли в двигателе внутреннего сгорания, интервале замены и причинах износа. Специалисты Denso постарались доходчиво объяснить, почему показатели работы свечи с каждой новой тысячей километров ухудшаются.

Итак, причина перебоев в работе свечей зажигания напрямую связана с  эрозией металла электрода, который постоянно находится под воздействием искры. В процессе миллионных циклов «заряд-искра»  электрод  изменяется (плавится) и также меняются размер и сама форма искрового зазора. Увеличением зазора сказывается на интенсивности разряда: чем больше расстояние, тем хуже искрообразование и, следовательно, топливная смесь в цилиндре испытывает проблемы с воспламенением.


Кроме того, в процессе своей работы поверхности изолятора и электродов свечи покрываются слоем нагара,  который блокирует искру. Не следует забывать и тот фактор, что работа свечи проходит под воздействием высоких температур. В бюджетных вариантах защитное покрытие изолятора свечи не выдерживает и начинает насыщаться частицами отложений. В таком случае значительно снижается сопротивление свечи пробою.


Наиважнейший элемент свечи зажигания – это электрод. Любой автомобилист наверняка видел, как классические двухэлектродные свечи ( с одним центральным и одним боковым электродом), так и многоэлектродные свечи, когда один центральный электрод окружен тремя или четырьмя боковыми.


Последний вариант, как правило, дороже. Но такие свечи проработают гораздо дольше своих простых собратьев. Исследования показали, что причина долговечности кроется в том, что разряд постоянно курсирует от одного электрода к другому, тем самым снижается шанс возникновения тепловой эрозии. Также по мере возникновения нагара искра перепрыгивает на более чистый электрод, что естественным образом продлевает срок работы такой свечи.


На одноэлектродных свечах боковой электрод перекрывает загорающееся топливо и за счет этого смесь сгорает хуже и медленнее. В многоэлектродных факел воспламеняется точно по центру искры и его ничто не прикрывает.




Ознакомившись с вышесказанным, можно предположить, что многоэлектродные свечи гораздо лучше и, следовательно, дороже классического варианта. Однако это не так. Самые дорогие и лучшие по своим эксплуатационным характеристикам — это свечи с тонкими электродами, сделанными из дорогих и тугоплавких металлов. Не зря же мы видим на красочных упаковках надписи Iridium или Platinum. Стоят такие свечи соответствующе: 6 - 12$ за штуку.


Также иногда на некоторых коробках встречается слово Laser. Поспешу вас успокоить: лазерных свечей зажигания пока не придумали. И эта надпись имеет отношение скорее к технологии производства свечей, нежели к процессу зажигания. Например, при изготовлении свечей Denso используется передовая технология 360-градусной лазерной сварки.

Встречаются в продаже и так называемые плазменные свечи. Их принцип работы основан на том, что воздушнотопливная смесь  воспламеняется  внутри форкамеры  (камера сгорания постоянного объема) и  вырывается наружу мощным факелом пламени. При этом свеча самоочищается от нагара реактивной струей при каждом рабочем цикле.


Однако называть такие свечи инновационным продуктом будущего можно с большей натяжкой. По сути, электрический разряд между электродами — это и есть холодная плазма, поэтому «плазменной» можно назвать любую свечу зажигания. К тому же эффективность таких свечей, мягко говоря, вызывает сомнения. По своим характеристикам они значительно уступают одноэлектродным свечам известных производителей, а некоторые могут вызвать калильное зажигание. При этом оцениваются в 3-4 раза дороже.

Кстати, термин «калильное зажигание» некоторым автолюбителей и вовсе незнаком. Многие клюют на бренд и громкие слоганы вроде «скорость автомобиля увеличивается на 20%, а экономичность возрастает на 30%», а на другие цифры, например, как температурный диапазон работы свечи внимания не обращают.

А между тем калильное число свечей зажигания – очень важный параметр, который показывает их тепловую характеристику. Известно, что свеча может нормально работать, если её изолятор имеет температуру около 600°С. Если температура свечи будет выше и приблизится к 900 градусам, может возникнуть калильное зажигание. Проще говоря, так называют неуправляемый процесс воспламенения смеси. То есть топливо в цилиндрах двигателя может воспламениться не с помощью искры свечи зажигания, а произвольно, например, от раскаленного корпуса свечи. К слову, такой калильный принцип зажигания используется в двигателях со свечами накаливания. Но это уже отдельная история.



Как правило,  стандартные свечи делятся на горячие (калильное число 11 – 14), средние (от 17 до 19) и холодные (от 20). То есть, чем больше калильное число свечи, тем больше температура, с которой может работать свеча.


Но вернемся к электродам и их важной роли в конструкции свечи зажигания. Многочисленные испытания показали, что тонкий электрод обеспечивают увеличенную мощностью искры, а следовательно большое по объему новорожденное ядро пламени. Эффект мощной искры к тому же обладает функцией самоочищения: мощный заряд как бы облизывает кончик электрода, очищая его от нагара.

Вот только такая искра, возникшая двух на острых краях электрода, обладает очень высокой температурой и выдержать большой нагрев могут далеко не все металлы. На помощь пришли Иридий (температура плавления -  2 447°C)  и Платина (1 768°C). Понятное дело, что они удорожили продукт, но при этом сделали свечи «долгоиграющими». Говорят, для современных иридиевых свечей 30 тысяч километров - это только начало рабочего цикла.

Что же потребителю могут предложить новые свечи зажигания от Denso? Во-первых, уже из названия понятно, что электроды Iridium TT изготовлены из иридия и при этом имеют самое высокое содержание чистого тугоплавкого металла по сравнению с любой другой свечой на рынке.


Во-вторых, новая линейка свечей Iridium TT произведена по технологии «суперзажигания» с двумя встречными электродами -  самым тонким в мире центральным электродом (диаметр 0,4 мм, что на 0,2 мм меньше, чем у аналогичной продукции NGK ) и платиновым заземляющим электродом диаметром 0,7 мм. Благодаря тонким электродам удалось повысить плотность электрической искры и не создавать препятствий для распространения фронта пламени во всех направлениях. В свою очередь все это позитивно сказалось на увеличении мощности при экономии топлива.


Ну, и конечно же, высочайшие эксплуатационные характеристики. По словам представителя компании, запатентованная DENSO технология twin-tip раньше применялась только в свечах для автомобилей премиум-класса, но Iridium TT делает ее доступной для всех. Между тем "двойной наконечник" обеспечивает увеличенную энергию искры и снижение тепловых потерь, что, в свою очередь, существенно повышает срок службы этих свечей - вплоть до 120 000 километров, что больше чем у моделей таких мировых производителей, как NGK и BOSCH. Более того, российский представитель признался, что в США интервал замены увеличен до 100 тысяч миль, но в странах СНГ эксплуатационный порог снижен учитывая более низкое качество бензина.

По словам представителя компании по белорусскому региону, купить новые свечи Denso Iridium TT можно будет у пяти дистрибьюторов в Минске. "Новые свечи зажигания появятся в магазинах в ближайшие две недели. Розничная цена на данную модель составит 8-10 долларов США за штуку. Это значительно дешевле, чем у наших конкурентов из NGK. Но при этом качество нашей продукции всегда находится на неизменно высоком уровне," - добавил он.

На память журналистам презентовали комплект из четырех свечей зажигания Iridium TT, порекомендовав немедля проверить новые технологии в деле. Идея хорошая, да только в моей машине 6 цилиндров, следовательно, докупить еще две придется. Обзвонив всех дистрибьюторов выяснил, что в наличии новинка есть только в одном магазине. Цена за штуку - 202 тысячи белорусских рублей, что выше тех же рекомендованных для моей машине NGK BKR6EQUP (195 тыс за ед.). Ладно, разбежку в цене спишу на рекомендации производителя, докуплю недостающие 2 свечи и попробую проехать 100 тысяч километров! Авось получится!

 

Дмитрий Макаревич
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments