Победить время! Кубок Time-Attack на «Смоленском кольце»

  • 21 октября 2015
  • Просмотров 14416

Мир автоспорта, к сожалению, понятен далеко не каждому. Однако не может не радовать тот факт, что в Беларуси есть достаточное количество людей неподдельно живущих этой страстью.

Тех, кто готов проводить дни и ночи в гараже, находить новые решения в доработке автомобилей, экспериментировать с техникой вождения, рисковать на трассе, просматривать записи чемпионатов по дороге на автодром вместо какой-нибудь ненавязчивой комедии. Для кого-то это всего лишь пустые слова, а кто-то ежедневно просыпается с подобными мыслями.

Попав на 4-й заключительный этап Кубка Time-Attack, который проходил на российском автодроме «Смоленское кольцо», я не только нашла подтверждение всему вышесказанному, но и по-настоящему смогла окунуться в атмосферу скорости и драйва.

* Автодром «Смоленское кольцо» – российская гоночная трасса международного уровня, предназначенная для проведения кольцевых гонок. Протяженность трассы - 3357 метра, ширина полотна 12-15 метров. В разработке конфигурации гоночной трассы принимал участие Герман Тильке – "придворный архитектор Формулы-1". Мастер максимально интересно использовал особенности ландшафта местности, в результате чего автомобильные гонки на «Смоленском кольце» стали действительно зрелищными.

На этот раз мне посчастливилось отойти от стороннего наблюдения, и вживую прочувствовать какого это - бороться со временем на одном из лучших спортивных треков. Жаль только находилась я не у штурвала, а лишь на пассажирском сиденье, но и это не помешало в полной мере насладиться впечатлениями и получить свою дозу адреналина.

Оставив бурные эмоции позади, разберемся, что такое Time-Attack, чтобы иметь более полное представление о происходивших там событиях.

Краткий экскурс в историю

Как известно, данная дисциплина родом из Японии. А началось все на небольшом треке Tsukuba в далеком 1994 году, когда японский журнал по тюнингу Rev Speed впервые организовал состязания между любителями под названием «Tsukuba Super Battle». Впоследствии этому треку было суждено стать своего рода «Меккой» для соревнований Time-Attack.

Автогонки постепенно набирали обороты и уже к началу «двухтысячных» среди ведущих японских производителей тюнинга обрели репутацию «сегодня выиграл – завтра продал». После чего соревнования были официально признаны многими мировыми автомобильными ассоциациями и федерациями как новая дисциплина со своими особыми правилами и регламентом. Так зародился новый вид автоспорта, который получил название Time-Attack (в переводе с английского языка «борьба со временем»).

В данный момент - это соревнования, которые проходят на закрытой трассе, автодроме, кольце или гоночном треке за лучшее время круга. Каждому пилоту предоставляется несколько попыток, в которых он должен показать один лучший результат. Участники здесь не пытаются обогнать соперников, здесь нет контактной борьбы, единственный противник, которого необходимо победить – это время.

Time-Attack в Беларуси

Что касается Беларуси, то в том виде, в котором мы наблюдаем наш чемпионат сейчас, Time-Attack проходит с 2011 года. Как сообщили организаторы, главной целью создания данной дисциплины в РБ была популяризация и развитие автоспорта, а также культуры вождения не только на гоночном треке, но и на дорогах общего пользования.

Если вдаваться в подробности, то Time-Attack – это и есть разновидность кольцевых автогонок. Однако основное отличие от профессиональных соревнований заключается в технических требованиях, которые предъявляются к автомобилям участников. В чемпионатах Time-Attack можно ездить и на стоковых машинах, которые используются в повседневной жизни, а пилоты здесь атакуют время подобно режиму квалификации в профессиональных кольцевых гонках.

Для участия же в кольцевых автомобильных гонках необходимо наличие каркаса безопасности, системы пожаротушения, спортивных ремней и сидений, потому как пилоты уже соревнуются между собой и возможна контактная борьба по ходу заездов. Поэтому системе безопасности здесь уделяется особое внимание. Также автомобили, подготовленные для «кольца», могут свободно участвовать и в чемпионатах Time-Attack.

То есть можно сделать вывод, что Time-Attack создавали для любителей высоких скоростей и владельцев мощных спортивных автомобилей, которые хотят реализовать их потенциал на гоночной трассе. При этом, каждый желающий может попробовать свои силы в любительских чемпионатах, имея даже обычную машину в заводской комплектации.

А теперь вернемся к завершающему этапу Кубка Time-Attack на «Смоленском кольце» и проясним ситуацию. Как и в прошлом году, в пятницу проходил трек-день по условиям автодрома. А в субботу стартовали первые заезды в классах Street-Pro и Unlimited.

В классе Street-Pro разыгралась нешуточная борьба между двумя лидерами заездов - Алексеем Гурко и Евгением Письмаровым. Первое и второе место разделяли тысячные доли секунды. В результате более быстрым оказался Алексей Гурко. На втором месте - Евгений Письмаров. А тройку лидеров замкнул Юрий Воронович.

В классе Unlimited та же ситуация повторилась с тремя призовыми местами. В итоге золото взял Михаил Павленко, на тысячные доли секунды от него отстал Владимир Горлач, которому досталось серебро. И на сотые доли секунды – российский участник кольцевых гонок Андрей Севастьянов, забравший бронзу.

В воскресенье на трассу вышли представители классов Light и Street.

В классе Light все было довольно предсказуемо. Первую ступеньку пьедестала занял Александр Севастьянов за рулём кольцевого Citroen Saxo, на втором месте оказался Роман Гранатович на кольцевом автомобиле Lada Kаlina, а тройку лидеров замкнул Алексей Чумаков на Alfa Romeo 145. На четвертом месте расположился Владимир Кузнецов, который не только значительно улучшил свой прежний результат, но и занял вторую ступеньку пьедестала по итогам года.

В классе Street все призовые места достались представителям японского автопрома. Золото забрал Артем Михасев на Honda Prelude, серебро досталось Руслану Шепелеву за рулем Honda CRX Del Sol, а бронзу получил Тимур Годлевский на автомобиле Honda Civic. Разница между 1-ым и 2-ым местом, также как и в старших классах, составила сотые доли секунды.

Более подробно ознакомиться с результатами соревнований можно здесь

Чтобы не упустить какие-то важные моменты, интересуюсь у одного из организаторов Дмитрия Бруцкого, что ему более всего запомнилось из субботних и воскресных заездов.«Уровень участников растет с каждым сезоном, поэтому уже первых 3-4 человека едут в одной секунде, что делает борьбу за подиум более напряженной. Запомнилось то, что Олег Алитойть на автомобиле Honda Prelude, который настраивался на результат, так толком и не смог быстро проехать круг, по причине вышедшего из строя двигателя. Алексей Чумаков на Alfa Romeo 145 так увлекся погоней за хорошим временем, что в одной из последних попыток вылетел и повредил всю левую сторону своего автомобиля. А двумя днями ранее, на тестовых заездах, Святослав Свиридов на своей Mazda 6 MPS перегрел тормоза и не смог остановится перед одним из поворотов, вылетел в зону безопасности, которая также несильно погасила его скорость, и столкнулся со стеной покрышек. Итогом стала поврежденная правая сторона и передняя подвеска, но в пятницу поздно вечером организаторы привезли Святославу необходимые детали и помогли с их установкой, благодаря чему пилот смог принять участие в зачетных заездах», - вспоминает Дмитрий.

В довершение всего, мне удалось более подробно пообщаться с несколькими участниками соревнований, что позволило узнать много нового.

Шепелев Руслан участвует в Time-Attack уже третий год. Выступает в классе Street на автомобиле Honda CRX Del Sol с объёмом двигателя 1,8 литра. В завершающей гонке занял второе место и первое – по итогу года.

- Руслан, как ты оказался среди участников Time-Attack? Почему именно эта дисциплина привлекла твое внимание?

- Началось все с приглашения Дмитрия Бруцкого и Славы Орлова, сначала в маневрирование, а потом в Тime-Аttack, благодаря которым я и оказался здесь. А выбрал именно Time-Аttack потому, что можно было начинать на полностью стоковом автомобиле и сначала просто учиться "крутить руль", а потом по мере роста своих навыков дорабатывать авто.

- Как прошла завершающая гонка на "Смоленском кольце"? Доволен ли ты своими результатами?

- Я занял 2 место, проиграл 0.04 секунды в последней сессии. Это спорт, что поделать. Но главное - это общий результат Кубка, в котором я первый. Этапом я доволен и результатом тоже. После аварии было страшно ехать, поэтому только в 4 сессии я смог показать быстрое время, а до этого был чуть ли не последний.

- Как в целом относишься к выездным этапам, которые проходят за пределами РБ? Насколько затратны такие поездки для бюджета белорусского автогонщика?

- В этом году еду только 3 этапа в Смоленске, так как это полноценный трек, на белорусских этапах решил не участвовать. Для меня все они являются выездными, так как не в родном городе. Бюджет такой поездки в среднем составляет 300-400$.

- Каким доработкам подверглась Honda CRX Del Sol? Что помогает улучшить результат?

- Так как машина была в стоковом состоянии, пришлось дорабатывать все, включая двигатель, коробку, тормоза и стойки. От заводской комплектации остался только кузов. Мотор стоит обычный от «Сивика», но тут на самом деле не мощность имеет решающее значение. Улучшить результат помогла хорошая резина и тормоза. А так все доработки были довольно-таки бюджетными.

- Где и как готовишь автомобиль к гонкам? Тренируешься ли в перерывах между этапами?

- Хоть я и из Могилева, но обслуживаю машину в Минске. Механик у меня один, которому я могу это доверить, это Слава Орлов, так же один из участников Time-Attack прошлых лет. Машину обслуживаю перед каждым этапом, за неделю до него. Как-то в этом году не получается тренироваться из-за недостатка времени.

- Были ли какие-то происшествия на треке? И по какой причине?

- Был у меня на предыдущем этапе инцидент, вылетел в отбойник в третьем повороте, оттого что занесло заднюю часть машины. Это произошло в начале второй сессии, но показанного в первой сессии времени мне было достаточно, чтобы выиграть этот этап. Машина получила несильные повреждения, но борьбу я продолжить не смог. А все оставшееся время мы с отцом, при поддержке девушки, приводили её в надлежащее состояние, чтобы я смог доехать домой.

- Какие планы на будущий сезон?

- В планах поехать в чемпионате RHHCC , так как конкуренция большая, результаты высокие и есть, куда расти, и к чему стремиться. А наш чемпионат уже не так интересен, так как от него я получил то, что хотел.Но, это только планы, посмотрим, как все сложится.

Годлевский Тимур в прошлогоднем любительском чемпионате занял первое место по итогам года. Судя по сияющим глазам и улыбке Тимура, было понятно, что и этой гонкой он остался доволен. В данном чемпионате участвует на автомобиле Honda Civic.

- Тимур, как ты считаешь, что необходимо поменять в стоковом автомобиле, чтобы он годился для соревнований Time-Attack? И дорабатывал ли ты свою машину?

- Можно и на стоковой, конечно, ездить. А вообще тут вопрос денег и возможностей. Что касается моего автомобиля, то доработки там минимальные. Тормоза без глобальных изменений, хорошие колодки и диски, а также хорошие тормозные шланги и жидкости, которые необходимо менять после каждой гонки. Подвеска у меня тоже недорогая «бэушная». И, конечно, соответствующие шины. А мотор сам по себе тут решающей роли не играет.

- А сама трасса автодрома «Смоленское кольцо» нравится?

- Да, я только сюда и приезжаю. Нет, конечно, финансовой возможности ездить и на наши чемпионаты, которые проходят на территории Беларуси, и сюда, поэтому стараюсь ездить в Смоленск и в Москву. Раньше, еще до того, как узнал про чемпионат Time-Attack, ездил в Смоленское кольцо на трек-дни. Начал все это 4 года назад и сейчас продолжаю втягиваться.

Кузнецов Владимир в сравнении с прошлогодним этапом в Смоленске значительно улучшил своё время, а также сменил автоматическую коробку передач на «механику». На заключительных соревнованиях оказался на четвертом месте, а по итогам всех этапов Кубка Time-Attack занял второе место в классе Light.

- Владимир, как давно ты участвуешь в чемпионатах Time-Attack? И как узнал об этой дисциплине?

- В 2013 году окончил несколько курсов экстремального вождения в школе Овчинникова. Там же узнал и о Time-Attack соревнованиях, но на тот момент машина была не готова. В 2014 году втянулся в гонки и за два года успел принять участие в 13-ти этапах (6 этапов на белорусских трассах и 7 на российских).

- В каком классе выступаешь, и по каким критериям происходит деление на классы?

- Все автомобили делятся на 4 класса: Light, Street, Street-Pro и Unlimited. В основе деления на классы лежит удельная мощность. Для её вычисления нужно разделить мощность автомобиля в лошадиных силах на его вес в тоннах. Например, мощность моего автомобиля 143 л.c., а масса 1140 кг, следовательно, удельная мощность будет 125.4 л.c./т, что соответствует классу Light.

Какие технические изменения претерпела стоковая Toyota Сelica, прежде чем попала на гоночную трассу?

- В первую очередь была улучшена тормозная система, а также заменены все расходники. Также пришлось установить буксировочные петли и закрепить двухлитровый огнетушитель в салоне - это одни из требований технического регламента. Этого было достаточно, чтобы принять участие в своей первой гонке. После неё стало понятно, что колеса я подобрал неудачно и что не хватает жесткости стоковой подвески. Постепенно была установлена винтовая регулируемая подвеска, распорки, усиленные стабилизаторы, кованные легкие колеса, подходящая резина, болтовой каркас безопасности, немного облегчен кузов, установлен спортивный "мозг" для управления двигателем. Все эти постепенные изменения и набираемый опыт позволяли понемногу улучшать своё время. Двигатель, система впуска/выпуска на данный момент остались заводскими без особых изменений. Самым основательным апгрейдом была замена АКПП на механическую коробку с блокировкой, потому что кроме изменений в автомобиле это потребовало обновления навыков вождения.

- Где и как готовишь автомобиль к гонкам? И много ли уходит сил, времени и денег на подготовку к чемпионатам? 

- Через клуб «селиководов» я познакомился с Максимом, он же Кубик, участник чемпионата Беларуси по дрифту. Он занимается подготовкой автомобиля, все изменения согласуются с ним. По сравнению с гражданским автомобилем чаще приходится менять все масла, фильтры, тормозные колодки, проверять подвеску. В среднем один-два раза в месяц оставляю машину у него для диагностики, замены расходников или очередного апгрейда. Расходы на все изменения за последние два года уже приблизились к стоимости самого автомобиля.

- Тренируешься ли в перерывах между этапами? Есть ли в Беларуси необходимые для этого условия?

-  Гоночных этапов в течение года немного (получается около 6-8), поэтому стараюсь не упускать возможность скататься на трек-день на испытательный полигон в Липках. Также помогает анализ телеметрии (данные с датчиков акселерометра, gps и видеозаписи) после гонок и тренировка российских трасс на симуляторах.

- Как прошла завершающая гонка сезона на "Смоленском кольце"? Доволен ли ты своими результатами?

- Да, несмотря не то, что не получилось попасть в тройку лидеров на этом этапе, я смог проехать все попытки без инцидентов и существенно улучшил своё прежнее время. Проанализировав поведение автомобиля на трассе, и данные телеметрии, понял свои ошибки, и чего не хватало автомобилю в этот раз. Так что появился план работ над собой и автомобилем к следующему сезону.

Бортовая видеозапись лучшего заезда

Как ты относишься к выездным этапам белорусского чемпионата? Есть ли какие минусы в организации таких мероприятий? Увеличенные расходы, например.

- На территории Беларуси отсутствуют полноценные гоночные треки, и внутренние этапы проходят только на картодромах. Выездные этапы - это единственная возможность прокатиться на настоящем гоночном треке, а также посоперничать с более опытными российскими пилотами.

- Какие планы на будущий сезон?

- Улучшить своё лучшее время на всех трассах. На последнем этапе тормозная система работала недостаточно эффективно, так что это один из первых пунктов для работы. Ещё надо подлатать коробку передач и более точно настроить управление двигателем.

- Влияют ли полученные в гонках автоспортивные навыки на повседневный стиль езды на гражданских дорогах? И если да, то как?

- С одной стороны, чувствую себя увереннее на дороге, машина ведет себя стабильнее, лучше адаптируюсь к каким-то ситуациям на дороге. С другой стороны, манера езды стала более резкой, иногда нерациональной с точки зрения экономии топлива. В то же время даже на треке необоснованные обгоны не разрешены, поэтому бессмысленные шашечки в городе не одобряю.

- Какой из этапов оказался наиболее запоминающимся и почему?

- Самые запоминающиеся этапы были на картодроме в поселке Октябрьский и этап на Moscow Raceway. Московская трасса запомнилась качеством трассы (великолепная инфраструктура, длина трассы 4 км, перепад высот 22 метра). В Октябрьском же самая благодарная публика. Благодаря ей хоть на каких-то этапах есть ощущение того, что принимаешь участие в чемпионате Беларуси, а не просто в каких-то любительских соревнованиях.

Еще один участник Пашкович Анатолий, выступающий в классе Street на автомобиле Alfa Romeo Brera, также неоднократно был замечен на чемпионатах Time-Attack. Автомобиль Анатолия определенно выделяется на треке и привлекает к себе внимание.

- Анатолий, как ты попал в Time-Attack? С чего все начиналось?  

- В Time-Attack я попал в прошлом году благодаря другу. Он уже успел поездить в любительском зачете, а я, так случилось, как раз в это же время купил автомобиль, о котором давно мечтал - Alfa Romeo Brera из ограниченной серии Italia Independent в заводской матовой окраске. Друг много и эмоционально рассказывал о Time-Attack. Окончательно меня убедили курсы контраварийной подготовки Сергея Овчинникова, на которые я пошел, как и планировал, сразу же после покупки автомобиля. Ребята-инструкторы сказали, на чем еще ездить в Time-Attack, если не на твоей машине. Вскоре друг познакомил с организаторами. И уже в сентябре прошлого года я впервые попал на этап в Брест.

- Alfa Romeo Brera в стоковом виде или были какие-то технические изменения? Насколько сложно и затратно ли дорабатывать такой автомобиль?

- Brera в абсолютно стоковом состоянии, без каких-либо доработок. Машина в максимальной комплектации, у нее изначально спортивные тормоза и спортивная подвеска, короткая и очень информативная рулевая рейка. Только своевременное обслуживание, другая тормозная жидкость, спортивные шины. О регламентных сроках, естественно, нужно забыть. Масло меняется в разы чаще, колодки и диски изнашиваются существенно быстрее, подвеске и другим узлам тоже достается больше, чем при гражданской езде - недешево, конечно, но и не космически дорого.

- Где и как готовишь машину к гонкам? Тренируешься ли в перерывах между этапами? 

- Обслуживаю на СТО VEMA, которое специализируется на итальянских машинах, там меня хорошо знают и оперативно и качественно помогают решать любые вопросы. Там же в течение недели привозят любые оригинальные запчасти. Также в подготовке машины к гонкам помогают ребята из JDMgarage.by, за что им огромное спасибо. Что касается тренировок, в этом году я окончил курсы высшего водительского мастерства, где уже отрабатываются навыки непосредственно скоростного прохождения поворотов, это уже следующий уровень после контраварийной подготовки, направленный на занятия автоспортом. Между гонками езжу на трек-дни в Липки. Правда, в последнее время не особо хватает на это времени. Все-таки это хобби, и иногда приходится жертвовать. В этом году, помимо официальных гонок, получилось съездить в Москву на ADM Raceway и «Мячково» на встречу российских «альфистов».

- Какое влияние оказывают полученные в гонках автоспортивные навыки на повседневный стиль езды на дорогах общего пользования?

- На треке в первую очередь выбиваешь всю дурь из головы, пропадает желание лихачить на дорогах общего пользования. Начинаешь понимать, что гонять по прямой в городе или же на трассе - это просто глупо, неинтересно и к тому же опасно, так как вокруг тебя находится много менее подготовленных водителей. Гонки дают возможность прочувствовать возможности машины в экстремальных ситуациях и отработать навыки по выходу из них без риска для окружающих. Понятное дело, в такие ситуации лучше не попадать. Но если случается, действуешь спокойно, знаешь, чего ждать от машины, на что она способна, как поведет себя при резком ускорении, торможении или маневрировании, легко можешь вывести из заноса или противостоять сносу.

- Какие впечатления оставила гонка на "Смоленском кольце"?  Как оцениваешь результаты прошедшего сезона?

- Гонка получилась очень интересной, даже превзошла все мои ожидания. Во-первых, мне выдалась возможность прикоснуться к следующему уровню гонок: Brera была задействована в качестве safety car’а в заездах чемпионата РБ по кольцевым гонкам. Благодаря траекториям, которые во время этих заездов показал Дима Бруцкий (он пилотировал safety car, я был в качестве штурмана), его своевременному инструктажу, я смог сразу же существенно улучшить свое время. Результатами я доволен. Во-первых, побывал на разных треках, добрались даже до Moscow Raceway, где мне достался кубок за второе место в классе. Во-вторых, получил очень много опыта и полезной информации, о машине и об особенностях треков, каждая гонка - это море новой информации. Потренировался под руководством профессионального инструктора, одного из самых титулованных российских гонщиков, многократного чемпиона России Алексея Дудукало. И конечно же, существенно улучшил свой результат на Смоленском кольце.

- Как ты относишься к выездным этапам чемпионата Беларуси (к тем, что проходят за пределами РБ)?

- В этом году ни одного этапа за пределами Беларуси не пропустил, старался находить время и возможности, чтобы попасть. Жаль, что у нас в стране нет треков такого уровня.

- Что в планах на следующий год?

- Пока сложно сказать, что будет в следующем году. Если ничего кардинально не изменится, то минимально подготовить машину и дальше набираться опыта и впечатлений. В первую очередь обслужить машину, поменять тормоза, подготовить резину. В этом году я ездил на 19-м радиусе с низким профилем. Красиво, но дорого и не очень эффективно. Это минимум. Есть долгосрочные планы, хочется поставить более жесткую подвеску, сделать некоторые другие доработки, поработать над двигателем. Но в последнее время все больше появляется мыслей купить еще один автомобиль исключительно для гонок. Brera все-таки достаточно тяжелая, это ее основной недостаток, при всем при этом, очень красивая. И разбирать ее и нарушать гармонию не очень хочется. Сейчас бороться за подиум с другими, более подготовленными машинами, очень сложно. Пока это только мысли, но я думаю, что это однозначно будет тоже Alfa, которую будет не жалко разбирать, облегчать и готовить для гонок. В RHHCC на Alfa вообще никто не ездит, ни одной не встречал, у нас всего три доезжают. Тем не менее Alfa - это спорт, и очень хочется показывать результаты именно на ней. Все будет зависеть от времени и денег. Но пока буду обслужить свою красавицу и набираться опыта.

- В заключение также хочу сказать, что я очень рад, что мне посчастливилось попасть в мир автогонок, об этом, думаю, в свое время мечтал почти каждый мальчик. И еще совсем недавно я и представить не мог, что буду здесь. За короткое время я встретил очень много интересных и по-настоящему увлеченных людей. И уже не представляю свою жизнь без постоянного драйва и адреналина.

Подводя итог, стоит отметить, что белорусские чемпионаты Time-Attack дают начальный старт и возможность почувствовать себя настоящим автогонщиком без серьезных финансовых вложений. Более того, тут не только можно опробовать свой автомобиль и проверить мастерство вождения, но и встретить много отзывчивых и заинтересованных людей, готовых и советом поделиться, и прийти на помощь, если вдруг случится такая необходимость. Здесь своя атмосфера, в которую всегда хочется возвращаться. До новых встреч в следующем сезоне!

 

Татьяна Авсянович
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments