0 руб. за литр. Изучаем отечественную электрозаправку

  • 20 октября 2015
  • Просмотров 6206

Экологический транспорт – редкая птица для белорусских дорог. Водители не торопятся покупать автомобиль, работающий на электричестве, а официальные дилеры, в свою очередь, традиционно выжидают, предпочитая идти по проторенному пути. Есть вероятность, что первая белорусская электрозарядная станция хотя бы немного расшевелит рынок электромобилей. В связи с этим «Автомалиновка» разбиралась, насколько проще станет иметь дело со скепсисом белорусов по отношению к «зеленым» машинам и станут ли электрокары добираться до нашей страны более быстрыми темпами.


Ни один белорусский дилер не рискует сегодня продавать электромобиль официально. Потребительский спрос ведь на него не слишком высокий – останавливают неразвитость инфраструктуры, отсутствие сервисных центров обслуживания и, конечно же, высокие цены. Однако уже сейчас, говорят специалисты, есть некоторые инновационные решения в сфере электротехнического рынка Беларуси, которые обещают изменить отношение к машинам с электромоторами. Взять хотя бы устройство зарядки электромобилей белорусского производства, которое буквально на днях представили столичной публике в стенах Футбольного манежа на выставке Energy Expo-2015.

Устройство белорусского производства предназначено для заряда аккумуляторов электрокаров переменным током, и в этом случае процесс подзарядки батареи до 100% растянется примерно на шесть часов. По словам производителя, она подключается к сети трехфазного питания и не нуждается в обслуживании во время эксплуатации. Рабочий экспонат белорусской подзарядки уже прошел все тестовые испытания и вот-вот намеревается получить сертификацию для дальнейшего внедрения в массы. Его стоимость колеблется в пределах 1000 евро – все зависит от комплектации (например, сразу для двух электромобилей) и типа зарядки.

Покупая зарядное устройство отечественного производства, можно подзаряжать машины с разъемами Type 1 и Type 2. Первый позволяет заряжать такие автомобили, как Chevrolet Volt, Citroen C-Zero, Fisker Kama, Ford Focus EV, Nissan Leaf, Opel Ampera и другие. А второй подойдет, например, для Audi A3 e-Tron, BMW i3, BMW i8, Mercedes B-Class E, Porsche Panamera PHEV, Volvo V60 PHEV.

Но зарядить «Теслу» не получится. Производитель допускает такую возможность только при наличии трехфазной розетки на 380 вольт. К слову, американская компания Tesla Motors развивает собственную сеть электрозаряжающих станций Supercharger, которые являются бесплатными для владельцев седана Model S и позволяют зарядить аккумулятор примерно на 80 процентов всего за 30 минут.

Целевая аудитория отечественного продукта – как нынешние владельцы электрокаров, коих в РБ сегодня насчитывается порядка 20, так и будущие покупатели электромобилей. По словам производителя, зарядное устройство может устанавливаться в гаражах частных коттеджей, на парковках общественных зданий в городе. Есть прицел и на офисные парковки или стоянки вблизи ресторанов и гостиниц. По мнению, представителя компании «Энергопромис» (создателя белорусского зарядного устройства), наличие электрозарядки на паркингах – обычная европейская практика, которая со временем может иметь успех и в белорусской столице.

К примеру, новая автостоянка в районе Толбухина, которая в скором времени заработает в платном режиме, насыщена современными технологиями, одной из которых как раз и является зарядка электромобилей на участке вдоль проспекта Независимости. Здесь представлена как общественная зарядная станция для электромобилей F3.CH-44 с креплением на полу и двумя розетками Type 2 «Mennekes» 32 А с максимальной мощностью переменного тока - 50 кВт. Так и зарядное устройство F2.CH-22 настенного типа с мощностью переменного тока 40 кВт.

 

По заверениям украинского производителя, сами услуги электрозаправки являются совершенно бесплатными - достаточно оплатить время парковки. А функционал этих зарядок в точности такой же, что и у белорусского аналога. За последний нужно будет платить так же, как и за электроэнергию по счетчику. Зарядка электромобиля – 2-2,5 кВт*час. В целом потребление энергии зависит от ёмкости батарей. «Аппетит» большинства электрокаров варьируется от 19 до 27 кВт, а у брендовых моделей -достигает 85 кВт.

Производитель белорусской электроподзарядки делает ставку и на станции промышленного типа концерна ABB, который считается мировым лидером в области оборудования для производства, передачи и распределения электроэнергии (стоимость – 30 тысяч евро).

Они предназначены для подзарядки и быстрой зарядки аккумуляторов на 50–80%. Заправочная колонка стандарта CHAdeMO с розетками, счетчиком электроэнергии, а также индикатором, показывающим процент зарядки батареи, считается «быстрым» вариантом электрозаправки и обслуживает порядка 90% всего рынка электромобилей. 


Подобные заправки вырабатывают постоянный ток мощностью до 50 кВт, напряжением до 500 V и силой до 125 А. Если машина разряжена до нуля, то подзарядка займет всего 20 минут, но при этом подзарядит батарею не более чем на 80%. К примеру, для электрокара Mitsubishi i-MiEV такого количества электроэнергии хватает в среднем на 100 км пути.

Данный стандарт разработан специально для электромобилей массового производства. Среди них Kia Soul EV, Nissane-NV 200, Mitsubishi Outlander PHEV, Peugeot Partner, Mitsubishi MINICAB-MiEV Truck, HONDA Fit EV, MAZDA DEMIO EV, Mitsubishi MINICAB-MiEV, Citroen Berlingo, Nissan LEAF, Citroen C-ZERO, Peugeot iON, Mitsubishii-MiEV, TOYOTA eQ, SUBARU Plug-inStella. А вот люксовые электрокары наподобие Tesla Model S можно подзарядить только при наличии специальных переходных разъемов CHADEMO.

Эксперты подозревают, что у первой белорусской зарядки электрокаров имеется серьезный потенциал – ей отводится нескромное место не только в коттедже или гараже, где машину подключили к розетке на целую ночь, а с утра поехали по делам уже на полностью подзаряженной батарее. Ей сулят хорошие перспективы также среди коммерческих организаций, которые могут приобретать подобные «бытовые» зарядки для собственного автопарка, «пробегающего» в день от силы 150 км.

Неспроста ведь на выставке демонстрировали новенький Nissan e-NV200, запас хода которого составляет 170 км. Чем не вариант, к примеру, для службы доставки пиццы, чьи автомобили проезжают не более 160 км в пределах города? В Европе такой автомобиль стоит порядка 29 тысяч евро, а в белорусской компании «ШикАвто» его можно приобрести за 33-34 тысячи евро.

К слову, в РУП «Минскэнерго» филиала «Энергосбыт» нам пояснили, что в настоящее время 1 кВт энергии для юрлиц обойдется в 2571,9 руб. за 1 кВт/ч без НДС.

На ввоз коммерческих автомобилей с электрическим двигателем в настоящее время действует пошлина в размере 15% от стоимости машины. А растаможка электрокаров для физлиц на сегодняшний день обходится в Беларуси в «ноль» рублей. Правда, нулевая пошлина на ввоз легкового транспорта в страны Таможенного союза, введенная 1 февраля 2014 года, продлится до 31 декабря 2015 года.

«В Таллине ездит более тысячи электрокаров, а в Норвегии каждый восьмой автомобиль, который регистрируется, работает на электричестве. В Европе наблюдается настоящий бум на рынке электромобилей. Высокоразвитые страны уже давно делают акцент на экологический транспорт. Так лучше для экологии и дешевле для самого владельца электрокара. Кроме того, с обслуживанием таких машин обычно нет никаких проблем - ломаться практически нечему. Чуть ли не вечный двигатель и батарейки, которым производитель дает срок гарантии 10 лет. Сегодня, кстати, стоимость литий-ионной батареи составляет примерно 3-4 тысячи евро, а еще через пять лет она и вовсе упадет до 500 евро», - рассказывает представитель «Энергопромис».

Если электромобили начнут ввозить в Беларусь официально, то они будут стоить на порядок дороже машин с ДВС. Взять, к примеру, официального дилера BMW (автоцентр «Автоидея»), который презентовал электрокар будущего i3 нынешним летом. На одном заряде машина проезжает от 130 до 160 км. Правда, вторая комплектация оснащения предполагает наличие двухцилиндрового мотора внутреннего сгорания, который может заряжать батарею прямо во время движения, что позволяет увеличить пробег электрокара до 300 км. В топовой комплектации BMW i3 обойдется в примерно 50 000 евро.

Или автосалон Mitsubishi, который открылся в конце мая 2015 года, обещает привезти электрокар Mitsubishi i-MiEV, будь реальный интерес и спрос со стороны белорусских клиентов. Этот компактный ситикар с запасом хода около 160 км и стоимостью порядка 50 000$ рискует стать венцом применения инновационных гибридных технологий.

Тем не менее, некоторые автодилеры, например, Kia Motors («электричка» Kia Soul с пробегом 212 км) и «ДрайвМоторс» (Nissan Leaf с пробегом 160 км) неохотно говорят о перспективах электрического транспорта в нашей стране и уж тем более не берутся называть конкретные цены на электрокары, доставленные в Беларусь. Причина тому – недостаточный интерес со стороны белорусских клиентов, которые не стремятся выбирать электромобиль ввиду отсутствия сервисных центров по обслуживанию электромобилей, а также нерешенных вопросов утилизации аккумуляторов. Да и временной отменой ввозных таможенных пошлин на электромобили вряд ли удастся заинтересовать водителей пересесть с традиционных бензиновых или дизельных машин на экологичные электрокары. Кроме того, нельзя умалять роль инфраструктуры, о которой в последнее говорят все, кому не лень, от сторонников до противников электротранспорта.

Помнится, в прошлом году в районе деревни Боровая открылась первая в республике станция экспресс-зарядки для электромобилей, позволяющая зарядить аккумулятор электрокара в среднем за 30 минут, и ее инициатором выступила сеть АЗС «А-100». А в настоящее время насчитывается пять станций зарядки электромобилей. Но в планах ПО «Белоруснефть» – внедрение заправочных станций по всей Беларуси вдоль автомагистралей страны чуть ли не по 6-9 станций в год. "В 2016 году планируется открыть 6 электрозаправочных станций - по одной в Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской областях и в самом Минске. А в 2019 году, согласно плану перспективных проектов предприятия, рассчитывают запустить уже 9 станций зарядки электромобилей," - рассказал специалист о планах компании. 

**

Что же, электромобили потихоньку наступают. В неравной схватке с традиционными ДВС-машинами небольшая заинтересованность обычных белорусов отнюдь не помогает в продвижении «электричек». Водителей мало интересует управляемость электромашин – куда важнее то, какой у них запас хода, где и как можно подзарядиться и какова цена вопроса. И с этим сложно не согласиться. Однако эксперты смотрят в будущее с завидным оптимизмом: если у вас есть возможность подключать авто в розетку там, где он ежедневно «ночует», то чем электромобиль не вариант для городских и «зеленых» поездок? А первая белорусская зарядка делает эту возможность еще более реальной.

Фото: автора

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments