Мечта из металла. Кастомный мотоцикл - развлечение для богатых и смелых?

  • 15 октября 2015
  • Просмотров 12512


Интерес к кастом-культуре в Беларуси появился примерно с десяток лет назад.Текущее положение дел на поприще мотоциклетного кастомайзинга очень сильно смахивает на оду американской классике и ностальгии в целом. Но, собственно, сама идея построить мотоцикл «с нуля» в нашей реальности - посыл, изначально лишенный налета авантюризма. О том, по каким канонам создаются современные кастомы, в чем привилегия мотоцикла, изготовленного вручную, и что объединяет людей, питающих слабость к двухколесному эксклюзиву, нам рассказал белорусский кастомайзер и «художник металла» Виталий Камоцкий.

Технические и творческие аспекты кастомайзинга

Для начала следует четко разграничить, что же такое кастомный мотоцикл, а что значит стоковый байк, в названии которого просто используется слово «custom». В последнем случае имеется в виду заводская модель, на которую по просьбе будущего владельца, к примеру, поставили хромированные детали и таким образом сделали нестандартной в линейке конкретной серии мотоциклов. Но по сути здесь идет речь о тюнинге мотоциклетной техники. В случае с кастомным (дословно - изготовленным под заказ) байком значение принципиальное иное: это эксклюзив, собранный вручную и в одном-единственном экземпляре.

Chicago Angels. Первое слово в названии байка – никнейм заказчика, а значение - «охраняемый ангелами»

Виталий Камоцкий специализируется преимущественно на работе с американской техникой Harley Davidson, и в его персональной индустрии кастомных мотоциклов фигурируют штучные экземпляры. Из пары-тройки деталей или всего лишь одного силового агрегата из-под рук кастомайзера рождаются полноценные байки. «Большая часть комплектующих и материалов для творческих собратьев «Харлея» заказывается из Америки, другие – покупаются в специализированных тюнинговых компаниях, а некоторые – изготавливаются по оригинальным чертежам на заводе», - рассказывает Виталий.

Объем мотора у абсолютного большинства мотоциклов Виталия – 1,5 литра

Кастомайзинг по большому счету возник из стремления подчеркнуть индивидуальность. Кому-то мало для счастья просто купить дорогой байк и нарисовать на нем с помощью аэрографа, к примеру, бюст любимой женщины. Кто-то в состоянии купить несколько мотоциклов, но кого, собственно, сегодня этим удивишь? «В кастомную мастерскую идут за эмоциями и ощущениями, которые вряд ли передаст самый дорогущий серийный мотоцикл. Человек верхом на эксклюзивном байке вызывает у случайных прохожих коктейль эмоций, в которых он по сути нуждается. Если такому клиенту нужно не просто средство передвижения, а мотоцикл, созвучный личным мотивам, то ему по пути с кастомайзером. Никаких рамок и ограничений в плане творческого сотрудничества здесь нет – все зависит от смелости и финансов», - говорит Виталий Камоцкий.

Подбирать мотоцикл следует не только исходя из соображений «хочу», но и в зависимости от комплекции человека. Ведь как бывает: худощавому парню хочется иметь мотоцикл прогрессивных размеров, поскольку его пока еще нерастраченный адреналин склоняет к более мощному варианту, а другого, с более атлетичным телосложением, напротив, голос разума останавливает: «Большой не для тебя, бери поскромнее».

Full Throttle (с англ. — «на полную катушку»). По мотивам компьютерной игры 1995 года

Самое главное, чтобы в седле мотоцикла не только сиделось хорошо, но и в числе прочего со стороны смотрелось гармонично. Поэтому, как правило, кастомайзер учитывает пожелания клиента, но при этом стремится, если того требуют обстоятельства (например, если тучный человек запрашивает байк миниатюрных размеров), убедить в обратном. Всё, начиная от шасси и сиденья и заканчивая геометрией вилки и настройками подвески, должно быть рассчитано под конкретного человека. За стальными гаражными дверями протекают не только технические процессы по строительству мотоциклов под заказ, но и творческое взаимодействие кастомайзера и клиента на протяжении практически одного года.

"Заказчик кастомных мотоциклов однозначно состоятельный человек"

Чаще всего он не знает, чего хочет на самом деле. Есть всего лишь расплывчатое представление о «мечте в металле», да и многие попросту доверяют вкусу и профессионализму мастера. В других случаях люди приходят с иллюстрациями популярных моделей байков – их привлекает цветовая гамма, широкие колеса, стилистика или нечто другое. У такого замысла вовсе нет нужды в заранее подготовленном эскизе, он воплощается в реальность «из головы», а корректировки уже вносятся на протяжении всего периода строительства мотоцикла.

«К примеру, у меня был любопытный, но незаконченный проект. Один мой клиент, бизнесмен и страстный поклонник Ferrari, попросил изготовить мотоцикл под стать итальянскому бренду, начиная с оригинального логотипа, аксессуаров и заканчивая мельчайшими строчками на кресле. Ему захотелось, чтобы во всем дизайне будущего байка читалось, что это «якобы Феррари». Однако у заказчика внезапно сгорел завод, и едва оговоренный проект, обещавший стать эксклюзивным, канул в лету на этапе эскиза, - вспоминает Виталий. - Еще одному заказу тоже не суждено было родиться, поскольку клиент из Санкт-Петербурга попал в финансовый коллапс, после чего попросту испарился. Такое нередко случается».

Мотоциклетная коляска (Sidecar), установленная на стоковый мотоцикл Street Glidec 

«Олдскульная» техника сегодня в тренде

Современная мотоциклетная кастом-культура базируется в основном на старой школе. «Практически все мои заказы изготавливаются на основе знаменитого бренда Harley-Davidson. Дело не только в громком имени, любые мельчайшие детали, как и вся архитектура этого мотоцикла вызывают особые ностальгические переживания, - отмечает Виталий Камоцкий. - Кроме того, многие тюнинговые компании изготавливают двигатели в стилистике культовой модели. Конечно, в Европе есть кастомные мастерские, которые работают с японской или отечественной продукцией. Но в основном мировая кастом-культура находится под американским диктатом в лице «Харлея Дэвидсона».

Модернизация мотоцикла в трайк с помощью комплекта от «California sidecar» с 1,6-литровым мотором

Многим и вправду импонирует «Харлей»: в его внешности читаются классические черты довоенных байков, будь то треугольник, образованный верхним контуром бака и сходящимися к задней оси трубами рамы, или кожаное седло. Под брендом двухколесной легенды Америки сегодня выпускаются не только мотоциклы, но и одежда, мебель и даже бижутерия. Пожалуй, своеобразная мода на него считается мировой тенденцией, которая прослеживается также и на постсоветском пространстве.

На Западе кастомайзинг считается прибыльным делом, а в США, откуда он родом, - тем более. Кастомайзинг отечественного образца в настоящее время переживает не самые лучшие времена. Как живут и трудятся западные специалисты, нам неизвестно, но в столичной мастерской за конечный продукт отвечает только один человек – сам Виталий.

«В последнее время полноценных заказов на кастомы очень мало. Сейчас в основном занимаюсь ремонтом и тюнингом мотоциклов, изредка принимаю участие в мотофестах. Естественно, на количество заказов влияют экономические причины. Но мне хочется верить, что в обозримом будущем кастомайзинг как направление мотоискусства «выстрелит» и станет популярным в нашей стране под влиянием новых потребностей времени», - подчеркивает Виталий.

Внутри мастерской

По словам кастомайзера, ведущие кастом-шоу проводятся в основном в России. В Беларуси гораздо меньше возможностей для кастомайзеров показать себя. Вот, к примеру, совсем недавно в Минске прошел первый фестиваль мото-кастом культуры Recast Moto Fest. Однако этого мало, чтобы лед тронулся и белорусский кастом, наконец, занял особую нишу в национальной культуре. Еще нужно понимать, что нельзя творить «отсебятину» - следует придерживаться общепринятых канонов, следить за текущей модой, учитывать технологические возможности и, конечно же, теорию мотоцикла, то есть кастомный байк должен обязательно ездить.

S3 - расшифровка простая: три буквы «с» в инициалах владельца кастомного байка

Серийный мотоцикл или кастом?

Мотоциклы с эмблемой мастерской Виталия выглядят действительно очень красиво. В этом несложно убедиться, лишь взглянув на фотографии байков. Вероятно, для обычного человека, это всего лишь добротный мотоцикл с «изюминкой», но для узкого круга посвященных людей он приобретает поистине сакральный смысл.


Радикальная внешность и средняя масса в 400 кг заставят насторожиться любого: с одной стороны, внушительная техника вызывает уважение, с другой – так ли просто с ней совладать?

«Разница между кастомом и заводской моделью только во внешности. Что касается расхода топлива или параметров безопасности, то говорить о преимуществах самодельного эксклюзива или техники массового производства, не приходится, несмотря на то, что серийный мотоцикл имеет заводскую гарантию и обслуживание. Если так случится, что кастомный мотоцикл сломается по вине мастера, то последний обязуется взять на себя все расходы по ремонту и восстановлению изготовленного им байка», - уверяет Виталий.

А еще не стоит забывать, что кастомный мотоцикл должен проходить серию проверок на испытательном полигоне «Объединенного института машиностроения НАН Беларуси». Там нам пояснили, что самодельное транспортное средство категории L (мопеды, мотоциклы, трициклы) должно соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Сюда входят, к примеру, требования к тормозным системам, габаритные ограничения и многое другое.

«Не факт, что самодельный мотоцикл пройдет все испытания с первого раза. В таком случае изобретение отправляется обратно в руки мастера для доработок, а через некоторое время вновь возвращается на испытательный полигон», - говорят специалисты по сертификации.

В случае успешного прохождения испытаний и проверок кастомайзеру выдается документ о безопасности конструкции байка, а также изготавливается табличка с нанесенным идентификационным номером VIN (она крепится к мотоциклу, а сам номер наносится на несъемную часть транспортного средства). С ним мотоцикл регистрируется в ГАИ, а затем уже без проблем проходит ежегодный техосмотр.

Кастом не должен томиться в гараже, на нем следует ездить

На кастоме можно спокойно кататься по городу – он без проблем проскакивает асфальтовые неровности и трамвайные рельсы, а его маневренности вполне хватает для езды по старым городским улочкам. А вот для заграничных поездок лучше присмотреть туристический мотоцикл. Редкий покупатель кастома захочет подвергать дорогую продукцию сильным нагрузкам. Но ездить на нем нужно – иначе зачем его покупать? Разве что для пополнения коллекции или участия на выставке.

На счету белорусского кастомайзера примерно 18 уникальных мотоциклов. Самый первый мотоцикл был построен на базе японской модели Suzuki.

А самым мощным из них считается байк Evolution, которым, к слову, пользуется сам Виталий.

Карбюраторный двигатель типа evolution от тюнинговой компании Rev-tech

Его мощность составляет 135 л.с. и 130 Нм при 4500 оборотах. При радикальном наклоне вилки в 50 градусов он имеет отличную управляемость как на больших, так и малых скоростях за счет удобной расчетной характеристики «TRAIL» и легкосплавного переднего колеса. Мотоцикл изготовлен из легкосплавных материалов и комплектующих, что позволяет сполна понять и ощутить природу мощности байка.

«Hellrider» (дословно – «адский наездник»). С намеком на то, что такой байк нуждается в непростом байкере

В особенности выделяется Hellrider, изготовленный в 2008 году. «Сперва он проектировался как личный мотоцикл, но стать моим не успел, - улыбается Виталий. - Это нечто большее, чем просто шоу-байк на каждый день, он отличается необычным дизайном, радикальным выносом передней вилки в 60 градусов и требует от водителя большого опыта вождения. Кстати, на нем стоит стоковый двигатель Harley-Davidson Twin-cam 88».

Кафе-рейсеры – молодежный формат

Относительно недавно в Беларуси проявился интерес к мотоциклам в стиле Café Racer. В далекие 60-е годы лондонская молодежь устраивала на «кафе-рейсерах» гонки, стартуя от кафе и пабов до развязок с расстоянием примерно до 2 км. «Городские мотоциклы в таком стиле набирают популярность и среди минских парней. Их отличает минимализм деталей, простота конструкции и недорогая стоимость», - добавляет Виталий. Однако это не кастомы в подлинном значении этого слова, а переделанные серийные байки с акцентом на высокую скорость и отличную управляемость.

Кафе-рейсер BMW

На изготовление одного байка уходит в среднем около года. Его стоимость складывается из средств, потраченных на комплектующие и материалы, а также учитываются издержки авторской работы. Ценник на кастомный байк начинается с отметки в 35 тысяч долларов, а вот назвать верхнюю границу эксклюзива кастомайзер не берется.

**

Складывается субъективное ощущение, что не пришло еще то время, когда белорусский кастомайзинг из развлечения «для богатых и смелых» мог бы перейти хотя бы на уровень мейнстрима. А пока что построенные вручную байки являются прерогативой состоятельных людей с претензией на индивидуальность.

Конечно, стремиться по-хорошему «кастомизировать» байк все-таки намного лучше, чем просто украшать его бюджетными железками из каталогов тюнинга. Однако желание иметь хромированный чоппер с длинной вилкой или стильный кафе-рейсер пока еще идет в разрез с реальной толщиной кошелька большинства белорусов. Остается, видимо, ждать лучших времен.

Фото: автора,  мастерской Виталия Камоцкого

 

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments