"Хорошую магнитолу за 200$ не купишь". Изучаем премудрости тюнинга аудиосистемы

  • 8 октября 2015
  • Просмотров 9826


Доработками аудио в автомобиле занимаются по многим причинам: один владелец хочет добиться идеального звучания, другому нужно «погромче и посочнее», третий человек таким образом планирует увеличить стоимость машины при продаже. Мы поговорили с минским сервисом «Автотехностар» обо всем, что нужно знать при тюнинге звуковой системы автомобиля.

Инженер сервиса Андрей говорит, что люди приезжают на доработку с какой-то конкретной проблемой: малая мощность, нет высоких либо низких частот, звук плоский. Никто не говорит:  «хочу, чтобы играло лучше». В первую очередь человеку нужно определиться, какой результат ему необходим — от этого зависит и ценовой сегмент, и используемые акустические системы.


Порой машину приходится сильно разбирать. Мастера уверяют, что сложностей при сборке не возникает, владельцы могут не волноваться за свои автомобили

Бюджетный вариант не предусматривает замены головного аппарата. «Важно понимать, что «голова» и штатная акустика — вещи взаимосвязанные. Нельзя поменять один компонент и добиться серьезного улучшения качества звука. Если оставлять заводской вариант головного устройства, то нет смысла вкладывать большие деньги в динамики. Были случаи, когда на родную систему устанавливали дорогие динамики, но результат себя не оправдывал. Звук, конечно, меняется, но не так кардинально, как ожидаешь» — говорит Андрей.


Начальный тюнинг аудиосистемы включает в себя легкую шумоизоляцию дверей, чтобы из внутренней части двери, между металлом и картами, получится запертый ящик. — «Для этого слегка изменяется конструкция двери, заделываются технологические отверстия. Далее обычно меняются высокочастотные динамики, их часто называют «пищалками». Штатные «пищалки» обычно тусклые, звуку не хватает яркости и звонкости. Таким образом можно добиться лучшего качества музыки. Но это вариант тупиковый, больше ничего сделать без замены головного аппарата не выйдет». Такой пакет доработок обойдется примерно в триста-четыреста долларов. На оборудование много средств не уходит, основная сумма тратится на материалы и работу.

Специалисты говорят, что без шумоизоляции заниматься даже минимальными доработками аудиосистемы нет смысла

Переходим к следующему уровню тюнинга звука, который предполагает замену «головы». «Нужно иметь изначально качественный звуковой сигнал. Раньше использовались цифровые процессоры, которые позволяли из штатной магнитолы получить сигнал лучшего качества, но цена кусалась. А теперь появился большой выбор звуковых систем под любые автомобили. Довольно условный «средний ценовой сегмент» — это замена головного устройства и динамиков. Уровень динамиков и сигнала на выходе позволяют компенсировать недостаток в качестве звука. Новый головной аппарат, как правило, имеет линейные выходы, они позволяют поиграть с усилителем мощности. Ведь усилитель ставится не для того, чтобы музыка громче играла — он берет на входе самый чистый сигнал с линейных выходов, и дальше с большим запасом мощности может раскачивать его. Динамики способны играть красивый звук во всю силу на хороших частотах без искажений». — поясняет инженер. — «Штатные головные устройства имеют ограниченную мощность. Выкручиваете под настроение громкость повыше, и появляются хрипы. Чаще всего проблема не в самих динамиках, это нелинейные искажения выходных каскадов самих магнитол».


Цена такого комплекта тюнинга сильно зависит от используемого оборудования: качественные передние динамики стоят примерно 200-250 долларов за пару, задние будут дешевле. Усредненная стоимость доработок с заменой головного устройства — 600-700 долларов.

Существуют усилители, которые подключаются к выходам штатных магнитол: «Цена устройств получается приемлемая, а установка довольно простая, нет нужды прокладывать длинные кабели. Все необходимое для работы находится у головного устройства: питание, выходы, сигнальные провода. Такой усилитель может раскачать мощность еще на 30-40%». Если владелец машины не хочет менять штатную магнитолу и сильно разбирать автомобиль, этот вариант будет для него оптимальным. В дальнейшем, поменяв динамики, звук станет гораздо красивее. При этом бывали случаи, когда человек, привыкнув к не самому качественному звучанию, оставался недоволен новой, куда более продвинутой акустикой — все знакомые композиции воспринимались немного иначе, и это сбивало с толку.

Многие люди хотят просто расширить мультимедийные возможности: навигация, проигрывание всех форматов аудио и видео. «Звук, безусловно, станет ярче по сравнению с заводской магнитолой, но даже заменив динамики и поставив сабвуфер, все равно не будет качества, которое можно получить от Alpine, Clarion, JVC и других производителей акустики с мировым именем», — уверены специалисты сервиса. Решения этих компаний обычно используют при большом бюджете на тюнинг аудиосистемы.

«Важно с умом подбирать акустику, вариантов сейчас много. Например, у Morel есть порядка двадцати модификаций в линейке. Начиная с самых дешевых, которые делаются в Китае, и заканчивая топовыми предложениями — они стоят в районе $2500 и собираются в Израиле. Акустика подбирается под игровой усилитель: есть модели, которые играет только на нем. Нельзя мощную акустику нагрузить на выходные каскады магнитолы, мощности на раскачку просто не хватит. Тогда уже подбирается и сабвуфер, а без него высококачественный звук в принципе получить не сможете. Почему-то считается, что если стоит сабвуфер, то музыка должна играть на весь район. Но правильно настроенное устройство не должно выделяться из общего фона звучания, его задача — играть низкие частоты, которые не могут воспроизвести динамики (20-80 Герц). Длина волны превышает два метра, поэтому нет разницы, в какую сторону направлен сабвуфер» — рассказывает Андрей.

Самый дорогой вариант обычно предполагает переделку панелей автомобиля. Сабвуфер не просто устанавливается в багажник, а помещается в специально вырезанную нишу: «Устанавливается подиум, изменяется форма стоек. Все вырезается вручную, и самое сложное — сделать две абсолютно одинаковые панели. В качестве материалов используется пластик, стеклопластик, карпеты, кожа. На хороший дизайн уходит много времени».

На сервисе вспоминают историю: замена акустики помогла выгодно продать автомобиль: «Около шести месяцев назад к нам приезжал владелец Honda Accord на доработку звука. Магнитолу оставили штатную, динамики заменили, хозяин потратил долларов 300-400. Именно качественная музыка позволила удачно продать Honda, оставшись в плюсе. Клиент рассказал, что будущая хозяйка оценила хорошее состояние машины и салона, но особенно ее впечатлило качество звука, и девушка тут же купила автомобиль».

Человек слышит звук спереди, так устроены уши. На восприятие звука влияет масса вещей. Например, многое зависит от используемого материала: металлические «пищалки» обладают более резкими, режущими слух тонами, если их направить на слушателя, эффект будет не особо приятным. Такие высокочастотные динамики направляют на центр лобового стекла, чтобы до людей в салоне доходил отраженный звук. Инженер сервиса поясняет: «Закрыв глаза, вы сможете с уверенностью определить, что сцена находится перед вами. Если кажется, что голос солиста идет сверху или откуда-то сзади, то «пищалки» настроены неправильно. А задние динамики должны просто создать звуковое давление. Лучший вариант — ставить максимально большие диффузоры: 6х9, 7х10 дюймов. Чем крупнее диффузор, тем больше звуковое давление»,- рассказывает мастер.

Сабвуфер компании Audison довольно высокого уровня. Модель стоит $400

Современные автомобили могут иметь под два десятка динамиков. Есть ли в этом смысл? «Количество не означает качество. Например, BMW X5 в кузове е70 имеет звучание 5.1, в Volkswagen Touareg использовалось оптоволокно — то есть аудиосистемам уделялось большое внимание. Теперь же звуковые решения стали примитивнее по сравнению с тем, что было раньше. Помню, как мы впервые увидели двухобмоточный динамик в BMW 5-Series (e60) — это для нас было в диковинку. Одна обмотка воспроизводила громкую связь, а другая играла непосредственно на динамик. А в теперешнем поколении 5-Series(F10) используется обыкновенный динамик. Mazda6, которых много привезли из России, вообще идут без «пищалок» — хотя, наверное, тут от комплектации зависит. Но звук был на удивление неплохим, часто мы просто добавляли высокочастотные динамики, и владелец говорил, что больше и менять ничего не хочет, теперь его все устраивает в аудиосистеме. Производители не вкладывают большие суммы в акустику» — проясняет тонкости Андрей.

 «Хорошую магнитолу за двести долларов не купишь. Что значит «хорошая»? Есть пример. Водитель сидит не прямо по центру автомобиля, а звук идет с обеих сторон. Так вот, некоторые системы имеют временные настройки. Они воспроизводят звук с малейшей задержкой длиной в пару миллисекунд на правой стороне автомобиля, чтобы компенсировать разницу в расстоянии звуковой волны. Такие магнитолы сложно настраивать, в них масса нюансов. Но если во всем разобраться и правильно установить все параметры, то результат будет превосходным» — объясняет инженер «Автотехностар».

На установку акустики уходит один-два дня. В случае с изготовлением панелей и изменением салона может потребоваться несколько недель. Далее нужно проверить качество звучания на тестовых дисках: «Взять саксофон — он имеет очень естественное звучание, но если композиция слышится с какими-то металлическими нотками, то сразу ясно, что где-то неправильно настроена акустика. Другие показательные композиции — в исполнении Эллы Фицджеральд. У певицы узнаваемый и характерный тембр голоса, если не узнаешь его, нужно перенастраивать систему. Бывали случаи, когда мы детально настраивали звучание, а хозяин машины подключал свою флешку с электронной клубной музыкой — согласитесь, для таких направлений нет смысла регулировать акустику по звучанию саксофона и голосу Фицджеральд».

Настройка звука происходит только на чистом источнике сигнала, никаких сжатых форматов, вроде mp3. Андрей рекомендует слушать музыку на классических CD: «Разница между mp3 и звуком без сжатия, безусловно, имеется. Но не каждый человек сразу сможет отличить одно от другого».

**

Отдельные проекты обходятся в десять и более тысяч долларов, верхней планки не существует. Большинство клиентов ориентуруется на бюджетный либо средний ценовой диапазон. В сервисе говорят, что наплыв клиентов обычно начинается весной и спадает к осени-зиме. Доработки звука могут обойтись как в небольшую сумму, так и превысить цену автомобиля – все зависит от пожеланий владельца. Как уверяют специалисты сервиса, даже при небольших затратах можно получить качественный звук.

 

Станислав Иванейко
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments