Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Зачем новый проездной белорусам?

  • 31 марта 2014
  • Просмотров 946

Столичный общественный транспорт быстрыми темпами переходит на автоматизированную систему оплаты и контроля проезда. Передвигаясь на городских автобусах или трамваях, мы всё чаще замечаем валидаторы и новые электронные компостеры, которые приходят на смену прежним советским "красным коробкам".

Валидатор или терминал бесконтактных карт, предназначен для проездного «будущего», который сейчас представляет собой пластиковую карточку, очень похожую на проездной в метро.

Бесконтактные смарт-карты уже активно действуют в трамваях, которые стали первопроходцами новой электронной системы.

К слову, приобрести такую карту можно в киосках филиала «Минсктранс» и кассах метрополитена. А в ближайшем будущем такие карты можно будет пополнять в терминалах самообслуживания и банкоматах. Кроме того, в перспективе планируется ввести обслуживание смарт-карты через интернет (для этого понадобится лишь приобрести картридер).

Залоговая стоимость бесконтактной смарт-карты составляет 12 тысяч рублей. На сегодняшний день в трамваях уже появилась возможность внести на карту от 5 до 60 поездок. Это будет дешевле, чем покупать бумажные талоны в таких же количествах. Причём, чем больше поездок, тем меньше стоимость.

Собственно, если использовать электронный проездной для редких поездок в общественном транспорте - сильно сэкономить вряд ли удастся, но с увеличением их количества, выгода становится более очевидной. Так 5 поездок вам обойдётся в 18 100 рублей, а 60 – в 188 700.

Также в дальнейшем планируется ввести оплату в зависимости от расстояния, которое проехал пассажир. 

С завтрашнего дня нас покинут бумажные проездные, а вместе с ними в скором времени исчезнут и кондукторы. Однако контролёры останутся. Правда, принцип их работы тоже будет отличаться.

Так при входе в проверяемое транспортное средство контролёры сразу блокируют все компостеры и валидаторы. А это значит, что тайком пробить талон или воспользоваться смарт-картой уже не получится. Так что «зайцам» останется лишь наперегонки выпрыгивать из транспорта. А нерасторопных ожидает штраф в размере 65 тысяч белорусских рублей, который постепенно будет увеличиваться.

Сейчас происходит лишь внедрение электронной системы: транспортные средства оснащаются оборудованием (электронными компостерами и валидаторами), а пассажиры учатся этой системой пользоваться. А уже к августу 2014 года электронная система оплаты проезда должна заработать в полном объёме.

"Проект реализуется в рамках госпрограммы, и он завершается в августе этого года вводом в эксплуатацию в полном объеме", — сообщил заместитель генерального директора государственного предприятия "Минсктранс" Андрей Паплёвка. По его словам, уже в мае этого года система будет работать «в рамках текущей тарифной политики». Также он добавил, что на сегодняшний день новая электронная система оплаты проезда находится в режиме тестирования.

С какой целью вводится новая система оплаты проезда, а также о дальнейшем развитии электронного проездного нам рассказал заместитель генерального директора государственного предприятия "Минсктранс" Андрей Паплёвка:

- Это не проект с нуля и коробочный вариант. У нас существовала до этого система по оплате проезда на предприятии. Она отражала устоявшуюся схему и структуру работы предприятия. Это были бумажные носители с соответствующими схемами и правилами. И в определённое время прежняя система потребовала обновления. У предприятия возникла необходимость использовать новые технологии для увеличения эффективности своей работы. Соответствующее решение по обновлению системы оплаты и контроля проезда в столичном общественном транспорте было принято ещё четыре года назад. Сначала была разработка концепции, затем изучался мировой опыт использования подобных систем. А уже после целого комплекса мероприятий приступили к внедрению. При перевозках пассажиров «Минсктранс» использует эволюционный подход.

Что касается целей создания электронной системы, то здесь можно отметить повышение уровня оплаты проезда и оптимизацию маршрутной сети на основании мониторинга пассажиропотока.

- Новая система оплаты будет действовать лишь в столице или планируется её дальнейшее внедрение и в регионы?

- После адаптации данной системы в столице, будет намного проще применить её и в регионах в плане технической реализации. Имеются предпосылки, что данный опыт будут перенимать и республиканские субъекты хозяйствования.

- Куда пойдут работать кондукторы?

- Если бы мы могли в каждый автобус посадить кондуктора и обеспечить ему достойные условия и оплату труда, то возможно так и было бы. Но рабочих кадров не хватает. Так что с реализацией новой системы кондукторам будет предложено переквалифицироваться в контролёры.

- Какова реальная стоимость оплаты проезда? Окупаются ли перевозки в столичном пассажирском транспорте?

- Реальная стоимость - она выше (на 1 апреля - 3700Br). Стоимость формируется исходя из экономики работы предприятия и финансирования предприятия. Мы - индукционное предприятие. В принципе все транспортные предприятия в мире - они индукционные. Пассажирские перевозки в условиях мировой экономической модели, которая сейчас существует - они убыточны.

Теперь наглядно продемонстрируем техническую сторону работы автоматизированной системы оплаты и контроля проезда (АСОКП).

Принципы работы новой системы заключаются в следующем:

1. Сначала наземный транспорт и турникеты метрополитена оснащаются валидаторами (считывателями информации) бесконтактных смарт-карт (или сокращённо БСК).

2. В это же время карты БСК начинают выпускаться в обращение процессингово-эмиссионным центром Минсктранса.

3. При продаже на карту заносится необходимый тариф, в дальнейшем  карты многократно  смогут пополняться, в том числе и с помощью устройств самообслуживания.

4. Контролёры при входе блокируют валидаторы и электронные компостеры, после чего приступают к проверке оплаты на карте с помощью  ручного считывателя БСК.

Новая автоматизированная система в полной мере обеспечивает текущую тарифную политику, поддерживает все имеющиеся на данный момент виды проездных билетов и однократную поездку.

5. Вся информация  о продажах и использовании карт собирается в автоматическом режиме в процессингово-эмиссионном центре и отображается в системе аналитики.
Новая автоматизированная система в полной мере обеспечивает текущую тарифную политику, поддерживает все имеющиеся на данный момент виды проездных билетов и однократную поездку.

Далее планируется ввести следующие виды тарификации: дифференцированная оплата поездки по расстоянию и льготные тарифы с использованием персонифицированных карт (фото владельца и его данные).

Итак, в качестве электронного проездного документа (или сокращённо ЭПД) применяется бесконтактная смарт-карта, созданная на основе RFID-технологии. Данная технология даёт возможность бесконтактным способом обмениваться информацией между считывателем и RFID-чипом, не имеющим внешнего питания.

«Для данного проекта (АСОКП) выбрана карта MifarePlus. Mifare - наиболее распространённая бесконтактная технология смарт-карт. Её используют 70% всех транспортных систем в мире, применяющих бесконтактные карты для оплаты проезда», - сообщили нам в «Минсктрансе».

Производство бесконтактных смарт-карт Mifare в виде бланков строгой отчётности освоено на предприятии РУП «Криптотех» Гознака. В Беларуси они применяются в качестве проездного документа метрополитена.

Как работают терминалы

Терминалы бесконтактных смарт-карт (или валидаторы) устанавливаются в наземном транспорте и выполняют следующие функции:

  1. Off-line обслуживание ЭПД
  2. Индикация разрешения проезда
  3. Отключение на время контроля
  4. Отображение дополнительной пользовательской информации (информация о поездке, баланс)
  5. Накопление данных об оплатах проезда в энергонезависимой памяти
  6. Функции подсчёта пассажиропотока (реализуется дополнительно).

Кстати, используемые валидаторы являются разработкой компаний IBA и ОДО «Проток-Люкс».

Что касается электронного компостера, то принцип его работы будет весьма похож на работу прежнего – механического.

Новый компостер также будет применяться для оплаты однократной поездки в наземном транспорте с той лишь разницей, что гашение бумажного билета теперь будет происходить иначе (на билете печатается дата, время и номер транспортного средства). Теперь постирать или несколько раз пробить один и тот же талон уже не получится.

Также электронный компостер будет собирать статистику о количестве погашенных билетов и, будет блокироваться на время контроля. Его можно объединить с валидатором ЭПД.

Пополнять электронный проездной можно будет как в точках продаж, так и самостоятельно в устройствах самообслуживания, в том числе и банковских. В кассах точек продаж используется банковский POS- терминал с функцией обслуживания бесконтактных смарт-карт. В качестве банковских устройств самообслуживания в РБ разработан и выпускается ряд терминалов. Используемая модель (IBMPT 240) установлена на всех станциях метрополитена. Пополнение нового проездного может производиться как за счёт наличных, так и безналичных средств (разработка компании IBM).

Как работает система диспетчерского управления

Автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) интегрируется с системой диспетчерского управления пассажирским транспортом «Минсктранс».

При расчёте стоимости поездки в дифференцированной системе оплаты валидаторы получают информацию о местоположении транспортного средства из терминала водителя.

Как нас заверили в «Минсктрансе», экономическая эффективность АСОКП достигается за счёт следующего:

  1. Исключения штата кондукторов
  2. Увеличение оплат по разовым поездкам при вводе дифференцированной оплаты в зависимости от расстояния
  3. Повышение эффективности контроля
  4. Снижение расходов по реализации билетной продукции
  5. Оптимизации маршрутной сети, исходя из анализа оплаченных поездок.

Выглядит это так: пассажир подносит карту к валидатору, с нее списывается стоимость услуги по проезду в зависимости от тарифа. Информация заносится и на саму карту и передается в процессингово-эмиссионный центр. Контролер при проведении проверки заходит в салон, блокирует работу электронных компостеров и валидаторов и с помощью специального устройства проверяет оплату проезда.

Нам удалось совершить проверочный рейд вместе с сотрудниками контрольно-ревизионной службы агентства «Минсктранс» и воочию увидеть, как работает новая автоматизированная система в городском пассажирском транспорте.

Первое, на что сразу обращаешь внимание - это прямо молниеносно выпрыгивающие на остановке «зайцы», которые готовы снести с ног даже самих входящих контролёров. Честно говоря, для меня раньше это не было настолько очевидно.

«Люди, выступающие в качестве «безбилетников» абсолютно разной возрастной категории и социального положения попадаются», - рассказала нам Ольга Петрова (одна из сотрудников контрольно-ревизорской службы).

Далее идёт проверка. Контролёры заблокировали компостеры и валидаторы, трамвай двинулся с места. А тех, кто ехал без билета и не успел покинуть салон транспортного средства, ожидает разъяснительная беседа и штраф. Но и тут многие «зайцы» не сдаются и начинают уходить от оплаты штрафа, предлагая рассчитаться то иностранной валютой, то пластиковой карточкой.

"Бывало и такое, что попадались воспитанные «безбилетники», которые мало того, что спокойно штраф оплатят, так ещё и прощения попросят за предоставленные неудобства", - продолжает рассказ контролёр. Но таких пассажиров, к сожалению, единицы.

Конечно, немаловажную роль играет и человеческий фактор. Так, при проверке первого же трамвая, среди «безбилетников» оказалась девушка в положении и ещё в придачу с маленьким ребёнком на руках. Тут, конечно, штрафовать не стали, понимая, что девушка в силу обстоятельств, действительно не успела добраться до электронного компостера в переполненном людьми трамвае. Тем не менее, многие ведут себя совсем по-хамски. «Хорошо, если только обзовут по-разному, а встречаются и такие люди, что готовы в драку полезть», - добавила Ольга.

Глядя на всё это со стороны сотрудников контрольно-ревизионной службы, понимаешь, что приходится им несладко. И тут я поймала себя на мысли, что это такая же работа, как и у многих других, которую нужно выполнять ежедневно.

Сама электронная система работала весь день практически без нареканий, за исключением одного случая, когда произошёл сбой, и валидаторы вместе с электронными компостерами не удалось разблокировать. О неисправности сообщили, и трамвай поехал дальше. Контролёр нас заверила, что это первый такой случай с начала работы новой электронной системы.

Уже известно, что с 1 апреля поднимаются тарифы оплаты проезда в общественном транспорте. Теперь стоимость разового талончика составит 3700 белорусских рублей, а при покупке у водителя - 4000. И как нам сообщили - это далеко не последнее повышение в этом году.

Вместо вывода

Переход на электронный проездной в массовом порядке может быть довольно болезненным для горожан. Пока все разберутся с новой системой, есть вероятность возникновения ряда вопросов по их пополнению. Кроме того, что карточки выглядят абсолютно одинаково и, покупая проездные на разные виды транспорта, к примеру, на всю семью, будет сложно не запутаться на каких смарт-картах какие проездные записаны. Поэтому риск прихватить с собой "чужой" проездной значительно увеличивается.

В «Минсктрансе» заверили, что в дальнейшем эти вопросы также будут дорабатываться. Плюс к этому, планируется создать своего рода личный кабинет по аналогии сотовых операторов, где информация будет доступна онлайн и защищена паролем.

Система, конечно, ещё проходит этап тестирования, в ходе которого станут более очевидны все нюансы эксплуатирования, нуждающиеся впоследствии в доработках. Впрочем, это свойственно всему новому, электронные проездные ещё должны пройти свой «тернистый» путь преобразований, прежде чем окончательно приживутся в карманах жителей столицы.

В заключение отмечу, что новый проездной большинство опрошенных белорусов находит весьма передовым и удобным платёжным средством. Во-первых, по цене это будет дешевле, чем покупать одноразовые талончики в таких же количествах, а во-вторых, удобней использовать одну пластиковую карточку в качестве проездного билета на несколько видов транспорта.

С другой стороны, часть опрошенных горожан выразило недоверие к новой системе оплаты проезда: мол, вся эта модернизация затеяна исключительно для заморских гостей к ЧМ 2014 по хоккею, а белорусам от этого толка мало. Валидаторов и компостеров откровенно не хватает, особенно тяжело будет в часы пик, да и пока ещё происходят частые сбои системы. И лишь студенты, хитро улыбаясь, обещали вовремя платить за проезд, при этом утверждая, что "зайцы" всё равно никуда не исчезнут.

На мой взгляд, успех всего предприятия зависит от двух вещей: насколько слажено эта система будет работать в наших условиях и как быстро к ней привыкнут люди. А как показывает опыт, белорусы способны привыкнуть ко всему.

Татьяна Авсянович

Фото и видео: Илья Шитько

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments