«Умеют разгоняться, а тормозить — нет». Рейд с ГАИ и изменения в ПДД для мотоциклистов

  • 28 августа 2015
  • Просмотров 20803

С конца этого года мотоциклисты будут получать водительские удостоверения по новым правилам. Что изменится, повлияет ли нововведение на аварийность, каково мнение самих байкеров и инструкторов по вождению — «Автомалиновка» отправилась за ответами к инструкторам ДОСААФ и самому известному мотоциклисту страны Дмитрию Питбулю.

На данный момент получить водительское удостоверение категории А может любой человек, достигший 18-летия. Если курсант моложе, то сперва ему присваивается категория А1, и уже после совершеннолетия автоматические добавляется А, даже если восемнадцать лет исполнилось спустя день после выдачи А1.

А1 — категория, которая позволяет управлять мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров. Например, это многие модели «Минск», начальные Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki. Помогать ногами при разгоне не нужно, но о динамичной езде и высоких максимальных скоростях можно сразу забыть. Получившие права мотоциклисты сейчас могут приобрести сразу хоть литровый байк с соответствующими характеристиками. Отсюда, по мнению инструкторов и самих мотоциклистов, столько аварий: быстро появившееся чувство уверенности при езде на байке разбивается о машины и дорогу. Так верхи пришли к градации категорий.

Постановлением Совета Министров от 22 июня 2015 года вводится новый порядок получения и выдачи водительских прав. Действовать правила начнут с 25 декабря этого года. Категория А будет автоматически присваиваться только спустя два года после получения А1. Обучаться в автошколе не обязательно, можно сразу в ГАИ сдать теоретический и практический экзамены. Есть интересная лазейка: если у вас уже имеется категория B либо выше, то вы сразу получите права не А1, но А. Таким образом, логичнее идти в автошколу за правами типа В или другими, после чего пройти переподготовку, сдать практический экзамен в ГАИ и тут же, с категорией А, отправиться за любым мотоциклом. Выходит, проблема остается нерешенной: по-прежнему неопытный мотоциклист имеет право управлять сколь угодно мощным байком, если у него есть права другой категории (B, C, D, E). Зачем тогда огород городили с двухлетним стажем А1?

"Автошколы выпускают птенцов"

За ответами мы отправились в ДОСААФ, где собрались инструкторы по вождению мотоциклов, представители ГАИ и мотосообщества — байкер Дмитрий Питбуль.

«Считается, что за два года вождения мотоцикла с небольшим объемом двигателя водитель получит нужные навыки и сможет увереннее управлять мощным байком. Новая программа, которая принята Советом Министров, не поменяла принцип подготовки. Площадка для тренировок осталась практически той же, появился лишь «коридор» — узкая доска с конусами по обеим сторонам, водителю нужно ровно проехать по ней. На данный момент у меня обучаются три-пять часов, а по новым правилам обучение будет идти восемнадцать часов. На той же самой площадке, без выезда в город. — объясняет нюансы тренер по мотоспорту московской центральной РОС ДОСААФ Олег Макогон. — В некоторых странах есть городское вождение: инструктор едет следом за курсантом и по переговорному устройству комментирует вождение новичка. Либо обучение идет на мотоцикле с дублированным рулем. В Минске такое не практикуется, но подготовка находится на хорошем уровне, а вот на периферии ощущается нехватка как самих учебных организаций, так и мотоциклов для сдачи экзамена в ГАИ».

На площадке тем временем катаются курсанты, которые через час-два отправятся сдавать экзамен. Среди учеников преимущественно молодые люди, но есть и мужчина лет пятидесяти. Указывая на тренера: «Я права всех категорий получил с первого раза, но если бы не наш инструктор, так и не научился бы ездить на этих штуковинах».

Приехавший (жаль, не на мотоцикле) Дмитрий Питбуль заводит разговор о новых правилах: «Учить тому же самому, но не пять часов, а восемнадцать? Так это же бред полный». Представитель ДОСААФ поясняет: посадка на мотоцикл — час, переключение передач — тоже час, а оставшиеся шестнадцать часов отведены непосредственно под вождение. «В принципе, до более сложных вещей, вроде контрруления, мотоциклисты дойдут потом. Сперва нужно идеально освоить базовые навыки управления» — считает Дмитрий. — «Нужно провести полную аналогию с получением прав других категорий. Месяц назад я получал права класса С. У меня двадцать лет стажа езды на мотоцикле и машине, я все равно выезжал для сдачи экзамена в город. А чем, простите, мотоцикл от грузовика отличается? Получается, вы отсюда выпускаете птенцов неоперившихся».

Олег Макогон сетует на отсутствие техники в регионах: «Республика одна, порядок обучения и сдачи экзамена тоже общий. Если в Минске с мотоциклами в автошколах и ГАИ проблем нет, то в районах иногда даже техники нет». Дмитрий Питбуль резонно заметил, что если нет мотоциклов в организациях, то нечего и экзамены принимать. К тому же не хватает площадок, но спрос рождает предложение. «Один из наших клубов организовал курсы контраварийного вождения — рассказывает Дмитрий. — Мы пригласили сюда известного российского инструктора Игоря Копытова, все ему оплачивали. В Раубичах он преподавал сначала для нас — люди, которые по пятнадцать лет водят мотоциклы, проходили курсы вождения. Тренер научил нас поведению в экстремальных дорожных ситуациях. А затем один из белорусских байкеров решил организовать по аналогии такие же курсы со своими знакомыми. Закупили экипировку и технику, установили на нее дуги безопасности, и получилась своя школа вождения».

Появляется вопрос, можно ли ездить на мотоцикле зимой или хотя бы обучиться вождению, чтобы с первыми теплыми днями сесть на байк. Выяснилось, что обучение в холодное время года не проводится. «Прямого запрета нет, но в гололед ездить на мотоцикле практически нереально, это чересчур опасно. А просто зимой, когда дорога чистая, вполне можно, но обучение мы не проводим в холодную пору года», — отвечает Олег Макогон. Дмитрий Питбуль полагает, что зимой обучать как раз и не нужно: «Знаете, обучить людей зимой и выпустить их на дороги весной довольно опасно — за эти пару месяцев они могут забыть то, что умеют. Тут даже опытный водитель теряется поначалу. Я после зимы выезжаю в первый раз в город, и есть мандраж небольшой, пока не освоюсь».


Инструктор Олег Макогон (слева) со своими учениками

Курсанты, у которых вот-вот будет экзамен, стоят неподалеку и слушают Дмитрия. Байкер поворачивается к будущим водителям: «Ребята, кто сдает сейчас — вы уже ездили на мотоцикле раньше? Не для протокола спрашиваю, если что». Несколько человек, поглядывая на инспектора ГАИ, кивают. Девушка отвечает, что ездить и не собирается на мотоцикле, но у нее есть квадроцикл, а с правами почувствует себя увереннее. «Непонятно, почему на данный момент права для квадроцикла не нужны. К тому же есть и квадрициклы, с которыми тоже необходимо определиться — вводить для них обязательное обучение или нет», — комментирует Олег Макогон. Один парень говорит, что техника у него уже есть, дело только за правами. Молодой человек собирается ездить на Honda Dominator с мотором 650 кубиков. Обучайся парень после 25 декабря, сперва ему предстояло бы отъездить два года на чем-нибудь с более скромным объемом двигателя.

«Когда я начинал водить мотоцикл, то просто не было возможности купить сразу литровый байк. Может быть, поэтому мое поколение «целее». Сейчас самое большое искушение — сдать на права и пойти за самым мощным мотоциклом. Простой пример из жизни: буквально две недели назад у моего лучшего друга двоюродный брат получил права категории А, начал выбирать транспорт. Пришел к нам — хочу, говорит, мотоцикл. Один из наших знакомых по мотоклубу продавал литровый спортивный байк. Мы начинаем отговаривать новичка от покупки, но тот уперся: куплю и все. Человеку двадцать девять лет, доказывать начинает, что у него мозги на месте — а так абсолютно все говорят, поверьте, — понимает опасность и так далее. С горем пополам он купил тот байк. — рассказывает Дмитрий Питбуль. — Отъездил парень на мотоцикле ровно девять дней. На десятый он влетел в такси. Повезло, отделался порванной экипировкой, разбитым мотоциклом и несерьезными травмами. Мы поговорили с ним, припомнили, что не послушал советы опытных водителей. Ситуация у парня была классическая: после покупки он буквально не слезал с мотоцикла, и за неделю с небольшим у него сложилось впечатление, что владеет байком в совершенстве. Но за это время не было ни одной аварийной ситуации. А при первой опасности человек растерялся и не среагировал должным образом, в результате произошла авария».

«Я выезжаю на дорогу с ощущением, что меня собьют» 

Дмитрий всем мотоциклистам рекомендует школу контраварийного вождения. Стоит это недешево — порядка четырехсот долларов, курс идет десять часов. Высокая цена обусловлена тем, что инструкторы предоставляют экипировку и мотоциклы, байкеры ничем не рискуют. «Наш знакомый сэкономил на курсах, решив за эти деньги купить экипировку. В итоге одежда порвана, мотоцикл разбит, у самого травмы. Уверен, сейчас этот человек понимает, что ему с головой хватило бы 500-600-кубового байка» — делает вывод Дмитрий. — «Поверьте, литровым объемом уже никого не удивишь. Возьмите для начала мотоцикл не столь мощный. Та же Honda Dominator — превосходная модель, которая прощает ошибки водителя. Купите мотоцикл попроще, освойтесь. Зачем торопиться с покупкой литрового байка?».

Но и вождение по правилам, без нарушений, не всегда гарантирует отсутствие аварий. На дороге мотоциклист находится не один, а защищен меньше остальных — ни ремня, ни подушки безопасности, из защиты только шлем и экипировка, которую порой и вовсе не надевают. Дмитрий вспоминает еще одну аварию, последствия которой оказались куда более серьезными: «Есть… точнее, уже был один друг у меня, Павел. На улице Железнодорожной через двойную сплошную перед ним разворачивался внедорожник. Мотоцикл ехал 20-30 км/ч, все свидетели это подтверждали. Байкер ударился головой о стойку машины, перелом шеи, смерть на месте». Дмитрий подчеркивает, что нужно всегда быть готовым к аварийной ситуации: «Я выезжаю на дорогу с ощущением, что меня собьют. У меня голова, как у совы, на 360 градусов крутится. Только на трассе могу включить круиз-контроль, насладиться поездкой и музыкой. В городе постоянно жду засаду — кто-то неудачно перестроится, кто-то не заметит меня. И когда ты в ожидании аварии, появляется гораздо больше шансов выйти из экстренной ситуации или обойтись минимальными последствиями. Многие мотоциклисты выставляют на продажу байк уже после первого падения, раз и навсегда решив, что больше не сядут за руль — пока в такую ситуацию не попадешь, будешь уверен, что с кем угодно, но с тобой авария не случится».

В прошлом году мотосообщество предлагало свой вариант градации водительских удостоверений для байков, гораздо более жесткий, чем утвержденный Советом Министров. Мотоциклисты разделили категорию А на четыре группы — от А1 до А4. Получалось так: А1 — до 70 л.с., стаж два года; А2 — до 110 л.с., выдается еще после двух лет владения А1 (суммарно четыре года); А3 — до 150 л.с., спустя три года после получения категории А2; А4 — свыше 150 л.с., общий стаж должен быть больше семи лет вождения. Но идею байкеров не приняли.

С правовой стороной разобрались, инструктор рассказал о сложностях при подготовке водителей, бывалый байкер дал напутствие новичкам и ожидаемо раскритиковал градацию прав Совмина. Осталось проверить, насколько теперешние мотоциклисты законопослушны и что они сами думают о двухлетнем стаже вождения на 125 кубиках.



ГАИ назвала такие цифры по авариям за 2014 год: по вине мотоциклистов в Беларуси случилось 364 ДТП, 51 человек погиб, 372 ранено. В текущем году мотосезон еще не завершился, Госавтоинспекция предоставила статистику только с января по июль включительно: по Беларуси — в 158 ДТП мотоциклисты признаны виновными, из них 160 ранено, 27 погибло. В Минске за это время произошло 16 аварий, в которых погиб один мотоциклист и 16 получили травмы. Увы, статистика уже пополнилась двумя смертельными авариями в столице за август. Как видно, последствия аварий для байкеров часто бывают серьезными, отделаться испугом, как в случае с несерьезными ДТП для водителей машин, едва ли получится.

«Умеют разгоняться, а тормозить — нет»

Выезжаем с экипажем ГАИ на рейд по мотоциклистам. Проверять соблюдение байкерами всех правил движения будут инспекторы ДПС ГАИ Московского района лейтенант милиции Егор Кисель и капитан милиции Сергей Бечко. Мотоциклисты в основном не соблюдают скоростной режим и водят байки без регистрации или страховки, говорят инспекторы. Нетрезвыми гораздо чаще попадаются водители автомобилей.

Только останавливаемся на проспекте Дзержинского и видим мотоциклиста на красном спортбайке. Инспектор останавливает водителя для проверки документов. Транспортом управляет молодой парень Николай, недавно получивший права. С документами у него полный порядок, сотрудник ГАИ напоминает, что скоро заканчивается страховка. Что водитель думает о новом порядке получения прав? «Отношусь положительно. Хотя все от человека зависит — один и на мощных мотоциклах будет аккуратно ездить, а другому достаточно 125 кубиков, чтобы лихачить» — говорит мотоциклист.

Перемещаемся с экипажем на участок улицы Кальварийской возле ул. Пинской — через мост ездит много байкеров на стоянку «Короны», одно из мест сбора мотоциклистов. И действительно, здесь двухколесного транспорта намного больше, чем на проспекте Дзержинского. Остановленная Suzuki Boulevard не имеет действующего техосмотра, водителю выписывают штраф — одна базовая величина, 180 тысяч рублей. При повторном нарушении в течение года наказание будет от двух до пяти базовых.


Водитель Suzuki, похоже, одобряет введение двухлетнего стажа для категории А1

Следом инспекторы останавливают явно очень мощный и быстрый байк с пестрой расцветкой. Водителем оказался не 18-летний парень, какими обычно видятся водители спортбайков, а мужчина «за сорок». Одет в полную экипировку, на коленях массивная защита — в таком костюме хоть в космос лети. Вероятно, у такого мотоциклиста все будет в порядке: байк определенно дорогой, по бокам установлены защитные дуги, водитель в хорошей амуниции.

Но у водителя есть только права и документы на другой мотоцикл. Поясняет, что в спешке взял не тот техпаспорт. «Можете посмотреть по своей базе, все в полном порядке. Мне же не двадцать лет, чтобы нарушать что-то», — говорит мужчина. Инспекторы проверяют — действительно, претензий нет, хотя документы все же нужно при себе иметь. «Правильно делают, что вводят градацию по стажу. Раньше не было такого количества моделей, и мотоциклы не были настолько мощными и при этом дешевыми. Катались себе на «Минсках» и «Явах», а теперь можно за 3-5 тысяч долларов купить быстрый байк. Молодежь умеет разгоняться, но не тормозить» — говорит напоследок водитель спортбайка. 



На мотоцикле справа потрясающие узоры. И красиво, и видно издалека

У остановленных следом мотоциклистов тоже порядок с документами. Не было ни одного байкера, который оказался бы против градации водительских прав для мотоциклистов. Как ситуация изменится в следующем сезоне, узнаем через год. Обучение по новым правилам начнется весной, тогда же и увидим, насколько действенно оказалось постановление Совета Министров. А пока - вперед. Дожигать лето!

Станислав Иванейко
Автомалиновка

Фото: автора

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments