А не спешите нас хоронить, а у нас еще здесь дела - дилеры не торопятся петь "лебединую" песню

  • 10 июля 2015
  • Просмотров 14542

Последние два года белорусский рынок новых автомобилей показывал завидный рост. Да что там скупиться на слова - демонстрировал рекорд за рекордом: в 2013 году всеми белорусскими автомобильными дилерами было продано 28 810 автомобилей, а в 2014-м и того больше - 29 552. Естественно, здесь речь идет о совокупном числе легкового и коммерческого транспорта. Казалось бы, хороший лейтмотив "каждой семье - новый, пусть и бюджетный авто" стал воплощаться в реальность, как результаты продаж первого квартала 2015 года поставили под большое сомнение даже самые пессимистичные прогнозы на текущий 2015 год.  

Многие  крупные игроки этого бизнеса чуть ли не в один голос пророчили закрытие дверей многих автосалонов. Как видим, - пророчество не сбылось. 

Официальные продажи «бюджетников» только за февраль просели на 40%. И это несмотря на то, что дилеры марок Volkswagen, Renault, Skoda, Nissan смогли договориться со своими поставщиками из Европы и России об изменении ценообразования. Что уж тогда говорить о белорусских импортерах, которые работают напрямую с европейскими производителями (прим. Mercedes, Audi, BMW, Volvo, Porsche). Им не остается ничего другого как демпинговать за счет своей прибыли и выбивать у завода-изготовителя более выгодные условия. Иначе  - все, давай, до свидания! В России-то ведь в разы дешевле!

Между тем, некоторые российские аналитические издания не преминули указать в своих отчетах на завидный рост регистрации новых автомобилей в Беларуси в первый квартал 2015 г. Мол, кризис только в головах, а у белорусов и во время кризисов есть деньги: только за три месяца 2015 года в нашей было зарегистрировано 16 425 новых автомобилей! Да, за соотечественников есть повод порадоваться, чего не скажешь о местных дилерах, ведь регистрация нового автомобиля в РБ и его продажа на территории страны - это разные вещи.  "В регистрации учтены все автомобили, в том числе и ввезенные в Беларусь частными лицами, " - прокомментировала нам эти фантастические цифры PR-менеджер СООО "Атлант-М Фарцойгхандель" Алена Козуб. 

Получается, официальные дилеры опять не досчитались многомиллионной прибыли? Так и есть. Правда, как показала майская статистика, за апрель-май белорусы зарегистрировали уже гораздо меньше автомобилей, что естественным образом позволило белорусским дилерам слегка улучшить свое финансовое положение. По данным аналитического агенства «АВТОСТАТ», регистрации новых легковых автомобилей в Беларуси в апреле-мае 2015 года составили 6 тыс шт (с учетом легких коммерческих автомобилей).  И, судя по данным белорусских дилеров VW и Skoda, дела весной  у них пошли в гору, однако последние два месяца снова прослеживается спад продаж....

Brand Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
ŠKODA 56 37 55 200 189 145
Volkswagen 176
242 428
251 220 224

"А не спешите нас хоронить, а у нас еще здесь дела",  - так, видимо, про себя напевают известную песню группы ЧАЙФ многие руководители отдела продаж новых авто и беспристрастно разводят руками. Мол, господа хорошие журналисты,  паниковать пока нет повода. Лето - традиционный сезон затишья как на авторынках, так и в шоу-румах официальных дилеров. Однако кое-какие прогнозы уже можно сделать. Так сказать, подвести итоги продаж за прошедшие 6 месяцев и попытаться заглянуть в будущее. А вот сделать точный прогноз динамики развития авторынка в Беларуси до конца 2015 года мы попросили начальника отдела маркетинга импортера ŠKODA в РБ Горбарук Дарью. На что же надеются дилеры, какие модели сохранят лидерство в продажах и какие новинки доедут до белорусского рынка в этом году - об этом читаем ниже.


- В начале года многие эксперты предрекали тяжелые времена для белорусских автодилеров? Мол, все, что могли -  белорусы уже купили. А дилерам, чтобы остаться на плаву, остается лишь снижать цены. На ваш взгляд, печальные прогнозы подтвердились?

- Спрос снизился, это действительно так. Но интерес у клиентов есть. Что касается ценового фактора, то он сейчас, без сомнения, играет важную роль, впрочем, как и в прошлом, и в позапрошлом годах. В зависимости от места производства автомобилей, степени производственной локализации (% использования местных материалов) и, как следствие, долговечности, цены могут разительно отличаться.  Вступать в ценовые войны сейчас для уважаемых брендов – не лучший способ конкурентной борьбы. Очевидно и то, что новый автомобиль приобретается с расчетом на длительную эксплуатацию, поэтому сегодня, как никогда, важны его надежность, гарантийные и послегарантийные сервисы, качество работы и репутация организации-продавца.

- На дворе июль. Уже сейчас можно подвести  итоги продаж новых авто в РБ за полгода. Кто вырвался в лидеры? Какая модель стала локомотивом продаж у SKODA?

- SKODA Rapid в лидерах (прим. продано 378 шт), что впрочем и неудивительно. Назвать эту модель бюджетником с точки зрения потребительских качеств, да и удовольствия от вождения -  сложно. А цена при этом вполне из бюджетного сегмента и, особенно с учетом того, что теперь у нас можно выбрать автомобили и российского, и чешского производства. Это позволяет и цену выбрать, и качество сравнить. Да и SKODA Octavia (246)  отстает незначительно.

- На какую модель вы делали ставку в начале года? Оправдались ли ожидания?

- Ставили на Rapid  и наша ставка сыграла. Если сравнивать с прошлым годом, то прирост продаж составил порядка 25%.

- В продажах лидируют модели,собранные в Европе или России? На что покупатель больше всего обращает внимание (стоимость, внешний вид, качество отделочных материалов интерьера модели т .д.)?

 - Российские SKODA - безусловный лидер. Стоимость Rapid сегодня от 10 950$, Octavia -  15 320$*. Поэтому ценовой фактор не стал неожиданностью. Нет дополнительных таможенных платежей, что позволяет предложить нашим клиентам отличную цену при равном качестве, поскольку % локализации этой модели очень низкий, т.е. при производстве используются те же материалы и комплектующие, что и в чешских аналогах. У нашего клиента есть возможность сравнить оба варианта «живьем», отличия несущественны.

- Как думаете, основные покупатели новых «бюджетников» - это люди, которым надоело постоянно ремонтировать подержанный «премиум»? Либо граждане, которые долго собирали средства пусть на бюджетную, но новую машину?

Дело в том, что новый автомобиль сейчас можно приобрести по вполне приемлемой цене, а хлопот с ним в разы меньше, чем с б/у. Ведь одна из причин покупки нового авто – «чтобы не ездить на сервис ближайшие несколько лет». Кроме того, нельзя не признать, что сейчас адекватные «бюджетники» по степени комфорта и «начинки» отнюдь не уступают, а, порой, и превосходят премиальные модели с богатой историей. Не скажем за все марки, но за Skoda Rapid мы ручаемся.

- По вашим наблюдения автомобили бюджетного класса чаще покупают за наличные средства или с привлечением кредитов?

- По-разному. Благо в настоящий момент много предложений кредитования. Но проценты – штука неприятная. Мы открыли для наших клиентов собственную беспроцентную рассрочку – дополнительных платежей нет, и это работает.

- В процентном соотношении, как изменились объемы продаж между физическими  и юридическими лицами в этом году?

- К сожалению, в процентном соотношении у нас данных нет. Но могу сказать точно, что сегодня частный клиент преобладает. Правда, в настоящий момент это обусловлено еще и сезонностью – корпоративные закупки активизируются осенью.  

Стало ли больше обслуживаться на официальном сервисе SKODA автомобилей ввезенных из РФ? Какая модель SKODA лидирует среди «понаехавших»?

- Автомобили, привезенные из РФ, имеют практически равные права при гарантийном обслуживании. Мы не спекулировали дилерскими обязательствами и говорили об этом даже тогда, когда был пик завоза автомобилей из России и наши продажи страдали. У купивших SKODA у официальных дилеров в Беларуси есть только одно преимущество – дополнительный бесплатный год гарантии от белорусского импортера. Ввоз автомобилей из России конечно же увеличил количество заездов в наши сервисные центры. Впрочем, и автомобили российских граждан у нас частенько мелькают. По моделям никаких новых сюрпризов: самые распространенные Skoda Rapid и Skoda Octavia. 

- Какова у вас сегодня стоимость нормо-часа? На обслуживание принимаются все марки автомобилей или все внимание только SKODA?

- Стоимость нормо-часа напрямую зависит от возраста автомобиля. Чем автомобиль старше, тем дешевле обслуживание. Так для SKODA до 3-х лет стоимость нормо-часа составляет 540 000 рублей, а для SKODA старше 5 лет – 402 000 рублей. Для негарантийных автомобилей других брендов при условии обслуживания в специализированном центре – стоимость нормо-часа 390 000 рублей.

- Как думаете, реально работать и получать прибыль только за счет сервисного обслуживания?

- В первую очередь многое зависит от экономики сервисного центра. Можно пытаться «сорвать куш», работая с гарантийными автомобилями, но уже и по ним клиенты умеют сравнить ценник с той же Литвой, поэтому бессмысленно пытаться заработать по принципу «все равно приедут, а то с гарантии слетят». Страна-поставщик запасных частей тоже важна, так как очевидно, что отсутствие таможенных платежей позволяет быть более гибким в ценообразовании на услуги.  Да и уровень качества обслуживания, комфорта клиентов не каждое СТО может поддержать: это ведь тоже инвестиции – в персонал, оборудование, помещения.

 - Какие автомобили чаще заглядывают на официальный сервис: относительно новые иномарки, либо бывают и гости из 90- и начала 2000-х?

- Бывают и новые автомобили, и автомобили постарше. У нас есть клиент, который выбирает наш сервис уже 20 лет и его SKODA Favorit в прекрасном состоянии! Я думаю, что постепенно стереотип «официальный сервис=дорого» перестает быть актуальным. Расценки у нас вполне приемлимые.

 - Можете спрогнозировать, как дальше будут развиваться события в оставшиеся 6 месяцев на рынке новых автомобилей в РБ? На ваш взгляд, сколько новых иномарок будет продано в 2015 году?

- Прогнозировать сложно. Слишком много внешних факторов, влияющих на рынок. В прошлом году последние месяцы перечеркнули все прогнозы: такой массовый ввоз автомобилей из России и связанное с этим феноменом уменьшение продаж официальных дилеров вряд ли можно было предвидеть. Так и в этом году на текущую ситуацию может повлиять все что угодно.

- Цены на вторичном рынке пошли вниз. Как думаете, справедливая цена ухоженной 10-летней иномарки из D-сегмента может сегодня превышать отметку в 10  тыс. долларов или это неоправданно дорого?

 - А почему нет? Все зависит от состояния автомобиля и его сервисной истории. Кроме того, всегда есть приверженцы той или иной модели.

- Недавно посетив один известный столичный авторынок, заметил, что в цене особенно просели «премиальные» иномарки начала 2000-х гг. По сравнению с прошлым годом разница в цене сегодня уже достигает 30-50% (с 10 000 до  6 000$). Однако народные любимцы -  VW Passat B3, Audi 80  - по-прежнему держат планку на уровне 3-4 тысяч долларов! Можете объяснить этот белорусский феномен?

- Думаю, цена определяется планкой, которую ставит сам продавец, с одной стороны и спросом покупателя -  с другой. Многое также зависит от репутации модели, стоимости ее обслуживания.

 - А как на ваш взгляд поведет себя в дальнейшем рынок подержанных автомобилей в РБ: цены достигли своего минимума либо дальше продолжать снижаться?

- Все опять же зависит от рынка, причем в основном от российского. Мы работаем с выкупом автомобилей с пробегом в зачет новых SKODA и заметили следующую закономерность: цены на б/у напрямую зависят от цен на новые бюджетники в РФ. Любой скачок курса тут же влияет на стоимость автомобилей с пробегом у нас.

- Можно ли ожидать "горячих" предложений от белорусских дилеров? Или все квоты уже выбраны,  осталось по конкурентным ценам продавать складские запасы?

 - Предложения уже есть и сейчас: зайдите на сайт любого дилера, без акции не уйдете. И SKODA – не исключение: каждый месяц предлагаем что-то новое для каждой модели.

- Недавно белорусский импортер Volkswagen объявил о приеме заказов на новый VW Passat B8. Клиентам пообещали сладкие цены: от 26 000$, что даже ниже чем в Европе. Когда в РБ появится флагманский Skoda Superb и будет ли модель конкурентоспособна на рынке?

- Уверены, что у SKODA Superb большое будущее: он великолепно принят на всех рынках, где продажи уже открыты, включая ближайших европейских соседей. Цены пока анонсировать не можем: они в стадии разработки для нашего рынка. И хотя мы не объявляли о начале продаж, лист ожидания уже есть. Скажу лишь, что стоимость новинки вряд ли серьезно будет отличаться от ценника на нынешнее поколение Superb. Чего не скажешь о комплектации. За 25 000 евро клиент получит автомобиль укомплектованный многими современными опциями..

 - Когда начнутся официальные продажи? Будет ли флагманская модель доступна в кузове универсал?

 - Официальные продажи стартуют в октябре, но цены и комплектации будут известны уже в августе. От себя отмечу, что автомобиль существенно «повзрослел» и перешел в уверенный "премиум". Универсал будет доступен для нашего рынка позже, конкретной даты у нас пока нет.

 - Кого вы видите главным конкурентом SKODA Superb на белорусском рынке?

 - Выделить кого-то одного очень сложно. Уж очень особенный получился у чехов автомобиль . Скажу по секрету – на презентации была возможность сравнить и в динамике, и в статике - и сравнить с несколькими брендами. Продаются они и в Беларуси. Мое мнение – Superb вне конкуренции. Но окончательно решат клиенты. Впрочем, вполне возможно, я стану одним из них.

- Какие чешские новинки помимо нового Superb доедут к белорусам в этом году? Какой автомобиль из  модельного ряда SKODA лично Вы хотели бы быстрее увидеть?

 - Вполне возможно, что новая SKODA Fabia все-таки выйдет на наш рынок. В настоящий момент вопрос в стадии решения, и мы, как и все приверженцы этой модели, с нетерпением ждем, когда вопрос окончательно решится. Что касается лично меня, то очень жду появления в шоу-румах и особенно в тест-парке SKODA Superb: осталась под очень сильным впечатлением от него после презентации модели и еще раз хотела бы разделить это ощущение с коллегами и клиентами нашей компании.

- Что касается политики ценообразования на автомобили SKODA в РБ и России. Сохранится полный паритет цен, либо ценник на некоторые модели будет все же ниже в России?

- У нас периодически проводятся акции на различные модели, они инициируются импортером SKODA в Беларуси. Акционные модели могут быть значительно дешевле, чем в РФ. Кроме того, при покупке машины в Беларуси наш клиент получает ряд бонусов, которые в России ни один из дилеров не предлагает.

Дмитрий Макаревич
AV.by

Фото: автора

Редакция сайта AV.by выражает благодарность OOO "ФелОкт-сервис", официальному импортеру SKODA в РБи лично начальнику отдела маркетинга  Горбарук Дарье  за честные информативные ответы.


*Цены приведенные в статье актуальны на 10.07.2015 г. 

 

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 6 612