Морозная свежесть. Изучаем "болезни" автомобильных кондиционеров

  • 10 июля 2015
  • Просмотров 11682

С наступлением теплой поры года очереди из автомобилей выстраиваются не только на шиномонтаж, но и на обслуживание либо ремонт кондиционера. Система охлаждения салона  автомобиля сейчас есть практически во всех машинах, даже самых бюджетных. Но как правильно пользоваться кондиционером, каков принцип его работы и насколько часто нужно обслуживать систему? "Автомалиновка" разбиралась во всех нюансах свежего морозного дыхания в автомобилях. 

Разница в деталях

Первым делом разграничим понятия кондиционера и климат-контроля. Кондиционер работает исключительно на охлаждение салона и имеет два состояния — «вкл» и «выкл», кроме этого есть регулировка интенсивности обдува.

Блок управления кондиционером

Климат-контроль же более удобная и простая система, она поддерживает заданную температуру независимо от того, сколько градусов снаружи. К тому же в автоматическом режиме способна регулировать силу обдува. Достаточно единожды выставить нужную температуру, и можно хоть с арктического до экваториального пояса доехать, не прикасаясь к кнопкам или шайбам климата.

Такими установками, как правило, оснащаются более дорогие автомобили. В современных машинах однозонный климат уже и не встретишь, обычно по умолчанию ставится двухзонный: одни воздушные потоки идут на водителя и сидящего за ним человека на втором ряду, а другие — на пассажиров с правой стороны машины. Трех- и четырехзонные климат-контроли бывают преимущественно в премиум-сегменте. По большому счету, добиться разной температуры для каждого пассажира едва ли возможно, во многом это самовнушение.

Четырехзонный климат — продукт маркетологов, считают мастера на СТО 

Принцип работы кондиционера во многом напоминает холодильник. Есть компрессор, газ фреон, испаритель, конденсор (он же радиатор), терморегулирующий вентиль и ресивер-осушитель. Компрессор, работая напрямую от двигателя, сжимает фреон.



Тот нагревается от давления и отправляется по магистрали в конденсор, где охлаждается с помощью вентилятора. После остывания начинается процесс конденсации — выделения жидкости, которая фильтруется до чистого состояния в ресивере-осушителе и далее переходит к испарителю через терморегулирующий вентиль. Под действием испарителя влага переходит в газообразное состояние. Вентилятор отправляет получившийся холодный воздух через фильтр в интерьер автомобиля. Оставшийся фреон возвращается в компрессор и все начинается снова. В плане охлаждения салона работа кондиционера и климат-контроля не отличается.

Большинство современных автомобилей оснащены компрессором постоянного привода, который находится в работе постоянно. Обычные компрессоры, на машинах постарше и подешевле, имеют муфту с термопредохранителем, он работает как система безопасности. Если сгорит сам, то компрессор останется целым. Модели с постоянным приводом муфты не имеют, поэтому уход за ними нужно делать тщательнее. Особенно важно делать регулярную промывку радиатора кондиционера, который подвержен воздействию песчано-соляной смеси. Вторая проблема — утечка фреона, из-за чего компрессор моментально перегорает.

Этот компрессор уже отработал свое..

С обычными компрессорами все не так сложно: вместо терморегуляторного вентиля стоит распределительная трубка в магистрали. Понять причину неисправности и оценить состояние компрессора можно по самой трубке, не снимая его. Но на более-менее новых машинах, как правило, стоят именно компрессоры постоянного привода.

Радиатору кондиционера BMWX6 серьезно досталось за эту зиму.

Экономия выйдет гораздо дороже

Самый легкий способ загубить компрессор любого типа — дозаправка кондиционера вместо полной замены газа. На СТО говорят, что порядка 70% всех поломок происходит именно из-за частичной заправки. При полной замене добавляется компрессорное масло — 60 грамм. Мастера при дозаправке могут посчитать, что масло еще есть в системе, и в результате компрессор станет работать на сухую и почти сразу сломается. Однажды сэкономив, впоследствии можно заплатить в несколько раз больше за новый компрессор, радиатор и правильную заправку.

Скопившуюся грязь необходимо тщательно удалить. Сейчас на пальце остается черный налет, а после чистки даже ватная палочка будет белоснежной

Цены на комплектующие варьируются в зависимости от конкретной модели автомобиля и бюджета клиента. В СТО назвали среднюю стоимость компонентов на примере BMW X6 первого поколения: компрессор – 500 долларов, радиатор – $200, клапан терморегуляторного вентиля – от $100, установка всего вместе с заправкой и проверкой – порядка трехсот долларов. По итогу выйдет не меньше $1000.

Терморегулирующий вентиль отвечает за давление хладагента и его температуру

Предположим, человек купил машину с работающим кондиционером. Стоит ли ехать на диагностику и платить за нее, если салон охлаждается и вроде как проблем нет? Мастера уверяют, что проверка кондиционера обязательна – новый владелец обычно не представляет, как обслуживали автомобиль и что вообще с ним было.

Поршни компрессора со временем покрываются налетом. При недостаточном уровне масла они могут заклинить, что приведет к выходу всей системы из строя

Обслуживание кондиционера необходимо проводить каждые два-три года. Среди частых причин поломок называется вышедший из строя компрессор. Он может уйти на покой от длительного бездействия: уплотнительные кольца и прокладки, не омываясь маслом, высыхают, что приводит к утечке фреона и, как следствие, поломке компрессора. Рекомендуется в зимний период включать раз в неделю-две на несколько минут кондиционер, чтобы избежать простоя системы. Лучше всего это делать на закрытом паркинге, потому как при низкой температуре кондиционер может не активироваться.


Регулярное обслуживание поможет избежать неприятных сюрпризов, вроде неработающего кондиционера в жаркий июльский день. Проверка всех компонентов и заправка фреоном стоит порядка 1, 5 млн рублей. Сама по себе заправка обойдется примерно в 400 тысяч. Марка и модель машины на стоимость обслуживания практически не влияет – устройство и принцип действия систем одинаковый.

Схема распределения воздушных потоков на примере Renault Espace

 

Как не заболеть от кондиционера

В жаркую погоду кондиционер легко может навредить, особенно людям, подверженным простудным заболеваниям. Человеческий организм крайне плохо реагирует на резкие перепады температур, особенно если разница больше четырех-пяти градусов Цельсия. В дальних поездках это не страшно. На улице +30, сели в машину с выставленной температурой +20 и едете спокойно, не покидая салон. А на коротких расстояниях, когда нужно часто выходить из машины, заболеть проще простого: организм не всегда способен выдержать постоянную смену температуры. Есть несколько простых способов обезопасить себя от простуды.

Во-первых, охлаждайте салон постепенно. За окном +30 — не надо сразу ставить +18 или +20 в автомобиле. Пусть система какое-то время поработает на +25 градусов, а дальше постепенно снижайте температуру до нужной вам. Во-вторых, отведите воздуховоды по углам панели в стороны, а центральные дефлекторы направьте к центру вверх, чтобы холодный воздух не дул прямиком на вас.

Специалисты рекомендуют проводить дезинфекцию системы кондиционирования. На испарителе собирается огромное количество грязи, пыли и бактерий. Самый верный признак того, что нужна чистка – проникающий в салон неприятный запах, похожий на «аромат» испорченных овощей. Через дренажное отверстие заливается специальная пена, которая обволакивает испаритель. Далее нужно завести автомобиль и включить кондиционер, чтобы испаритель начал работать под пеной. Спустя полчаса под машиной будет большая лужа, состоящая из всего, что создавало неприятный запах в салоне. После этой процедуры меняется салонный фильтр, и в автомобиле снова будет чистый воздух. Стоимость работы с фильтром и баллоном пеныоколо 500 тысяч в зависимости от СТО. Есть и другой способ очистки испарителя, через дефлекторы. Но эффект будет не столь хорошим, к тому же в салоне окажется пена. 

Одного баллона хватает на полную дезинфекцию системы кондиционирования

Частота процедуры зависит от вашей заботы о здоровье: запах в салоне может не появляться полтора-два года, но за это время испаритель накопит приличное количество грязи. Также есть вероятность, пусть и небольшая для белорусских реалий, подцепить легионеллу, болезнь римских легионеров. Это бактерия, для которой кондиционер — почти что лучшее место обитания и размножения благодаря постоянным испарениям жидкости. В наше время заболевание лечится, но приятного в возможной пневмонии все равно мало. Дезинфекцию желательно делать раз в год.

Эта процедура сложнее, чем кажется на первый взгляд. В некоторых машинах дренажное отверстие надо еще поискать. В легковых машинах оно обычно располагается снизу, а в SUV может оказаться и в салоне под центральной консолью. Среди проблематичных машин специалисты называют Mercedes GLK и вседорожные Lexus.

**

Своевременное обслуживание кондиционера поможет избежать серьезных ударов по кошельку. Общий вывод работников СТО простой — нужно приезжать на диагностику, чистку радиатора и заправку стабильно раз в пару лет, а не когда вся система кондиционирования вышла из строя и единственным решением проблемы является замена всех комплектующих. 

AV.by

Станислав Иванейко

Фото: автора, из открытых источников 

AV.by выражает благодарность СТО «АвтоПромКлимат» за помощь в подготовке материала

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 6 612