Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Дешевые литры: бензин взял курс на понижение?

  • 12 мая 2015
  • Просмотров 14853

Последние три года белорусы могли наблюдать лишь за всеобщим удорожанием жизни: цены постепенно росли на все, не исключая, конечно, автомобильное топливо. Даже несмотря на серьезное падение цен на мировом нефтяном рынке, на белорусских АЗС цена литра бензина предпочитала стремиться вверх. В конце концов, нагнав вездесущий американский доллар. Напомню, с 1 октября 2014 года литр бензина АИ-92 в Беларуси стал стоить 1 USD, после чего ценники на АЗС менялись вместе с курсом национальной валюты вплоть до начала этого года.


Однако уже с апреля 2015 г. розничная цена на отдельные виды автомобильного топлива, реализуемый через некоторые  сети АЗС, неожиданно уменьшились до уровня прошлого года. «И это в Беларуси?» - удивлялись многие водители заезжая, например, на АЗС сети «Лукойл», где в период с 02.04.2015 до конца апреля на бензин АИ-92 была снижена цена на 5% (10 600Br). Другие, как Станиславский твердили: «не Верю!». И продолжали заправляться слегка дороже на вездесущих зеленых заправках.

Между тем, не только на АЗС сети «Лукойл» с апреля наметилась позитивная тенденция снижения стоимости топлива – о других «программах лояльности» поговорим в другом материале.  Сейчас же попробуем разобраться, в чем причина неожиданного удешевления столь прибыльного товара. Почему, казалось бы, очередное неизбежное подорожание обернулось для водителей приятными скидками и цены на АЗС наконец-то пошли вниз?


Пытаясь понять причину падения цен на бензин в Беларуси, нельзя не вспомнить мартовское заявление председателя концерна "Белнефтехим" Игоря Ляшенко. Во-первых, потому что тогда было объявлено об «отвязке» цен на АЗС от курса доллара. А во-вторых, Ляшенко сообщил  значительном сокращении объема реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке страны: за 2014 год потребление светлых нефтепродуктов в стране снизилось на 6%. Тревожный звоночек, надо сказать.

Одним из косвенных признаков скорейшей отвязки  цен на АЗС от курса доллара могло послужить и общее направление принятое правительством по дедолларизации экономики. Оздоровление от «зеленого», в частности, было простимулировано  и отменой расчетов за автомобильный бензин всех марок, дизельное топливо и сжиженный газ на республиканских автомобильных дорогах с нумерацией "М", "М/Е" и в пунктах пропуска через государственную границу Беларуси в иностранной валюте. Так, с 1 марта к оплате принимаются только белорусские рубли.


Чуть позже, 18 марта, касаясь вопроса «курсовой» зависимости топлива, председатель «Белнефтехима» отметил журналистам, что привязка к курсу доллара была актуальна в условиях, когда цена нефти была выше 75 USD за баррель. Теперь же, когда она упала ниже 60 USD за 1 тонну, формула определения цены "работает в другом измерении" . А именно:  "исходя из цен, складывающихся в странах, которые нас окружают и, естественно, от цены нефти, которую мы покупаем".

Более того, Игорь Ляшенко подчеркнул, что в нынешних условиях цена на автомобильное топливо будет "меняться динамично" , дав призрачную надежду автомобилистам на поэтапное снижение цен на белорусских заправках.  "Если стоимость барреля нефти, условно говоря, снизится до 20 USD, понизится и стоимость бензина", - отметил Ляшенко. И вот спустя две недели после заявления председателя концерна,  ценник на некоторых АЗС впервые за три последних года пошел вниз...


Естественно, предполагать, что руководство частных сетей АЗС работающие на территории Беларуси восприняло заявление председателя «Беднефтехима» слишком буквально, не совсем верно. Для снижения цен на топливо есть и другие, более объективные причины. Например, то, что работать в условиях монополии весьма непросто и для поддержания положительного баланса и привлечения новых клиентов, частным сетям АЗС приходится прибегать к проверенным методам временных скидок и акций. Другими словами, работает свободный рынок.



Тем более, что какой-либо серьезной угрозы для общего рынка нефтепродуктов  это не несет (прим. - главный игрок - ПО "Белоруснефть" продает около 70% автобензинов и около 69% ДТ от всего реализуемого на внутреннем рынке топлива) и выглядит, как толчек ребенка в спину взрослого мужчины . Однако не остается не замеченным и серьезно повышает лояльность клиентов к конкретному бренду с прицелом на долгосрочную перспективу сотрудничества..

Как известно, регулирование отпускных цен на нефтепродукты осуществляется концерном «Белнефтехим» в рамках  действующего законодательства, в соответствии с Указом  Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республики Беларусь» и статьей 8 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании», путем установления предельного максимального уровня цен.

В тоже время частные сети АЗС могут самостоятельно принимать решение по снижению стоимости топлива на своих АЗС. «Организации, осуществляющие розничную торговлю автомобильным топливом в Республике Беларусь, самостоятельно принимают решение о предоставлении скидок потребителям, исходя из своей стратегии присутствия на рынке и пользуясь возможностями законодательства,» - сообщила нам пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко. Собственно, это единственное, что остается сетям с частным капиталом: хоть как-то между собой бороться за клиента в условиях жесткой монополии.

Автомобильное топливо, конечно, ходовой товар, однако слишком высокая цена, которая стремительно росла последние годы, заметно снизила спрос на внутреннем рынке Беларуси. По данным газеты «Белорусы и рынок», спрос снизился едва ли не на четверть. Основной причиной специалисты называют серьезный диспаритет цен на заправках Беларуси и России, установившийся после девальвации российского рубля.



Сегодня литр бензина АИ-92 в России стоит около 0,6 доллара за литр, а в Беларуси - около 0,8$. Естественно, разница в цене не могла не отразиться на приграничных АЗС: если раньше, грузоперевозчики по дороге в РФ предпочитали заправить полные баки белорусским топливом, то теперь объезжают стороной белорусские заправки.

Эту информацию на мартовском совещании подтвердил председатель концерна "Белнефтехим" Игорь Ляшенко. "Та часть, которая сократилась, это порядка 20%-24%, приходится, наверное, на закупки транзитчиков. Понятно, что это люди, которые ведут свой бизнес, которые определяются с покупками там, где им удобно. Они предпочитают заправиться на территории России, проехав транзитом через Беларусь, дозаполнить выработанное топливо и убыть дальше по направлению. Видимо, в связи с этим и изменилось потребление", - отметил председатель концерна.



Что же думают независимые эксперты, касательно ценообразования на белорусских АЗС? Справедливо ли ожидать сближение цен на автомобильное топливо на рынках Беларуси и России в ближайшем будущем? И нынешнее снижение цен на бензин – это  хорошая тенденция, либо очередная  банальная акция для привлечение новых клиентов? На эти и другие вопросы согласился ответить  старший аналитик Forex Club в Беларуси Валерий Полховский.


- На отдельных АЗС работающих на территории Беларуси начиная с марта этого года было отмечено снижение стоимости литра топлива.  На ваш взгляд, есть тут какая-либо взаимосвязь с мартовским решением правительства отвязать стоимость бензина от курса доллара?



- Естественно, взаимосвязь может быть. В последнее время все мы видели, как рубль укреплялся по отношению к доллару, а стоимость топлива оставалась неизменной. При этом цена на нефть на мировом рынке снизилась вдвое по сравнению с показателями прошлого года. Однако я склоняюсь к тому, что даже в случае отмены госрегулирования цен на топливо, наши АЗС вряд ли будут снижать цены, потому что бензин  - это слабоэластичный това  и даже повышение его стоимости не сократит объем его потребления. Зачем, спрашивается, терять дополнительную прибыль?

- Если вкратце,  от чего зависят цены на бензин в Беларуси?

 - Если коротко, то цены у нас  во многом определяются государственным регулированием. Конечно, высокую роль играют акцизы, которые в свою очередь пополняют доходную часть бюджета. (прим.  - порядка 60% стоимости топлива приходится на стоимость нефти и порядка 25-30% это налоги.)

- Несмотря на обвал российского рубля, цены на топливо в РФ остались на прежнем докризисном уровне и значительно уступают белорусским. Но ведь наши НПЗ перерабатывают исключительно то же российское нефтяное сырье, а на внутреннем рынке цена литра бензина в практически в 2 раза выше? Почему так?



- Как мне кажется, здесь значительную роль сыграли факторы того, что в России произошло игнорирование изменения курса национальной валюты. Также могу предположить, что российские НПЗ оплачивают сырье в российских рублях, а белорусская «нефтянка» -  рассчитывается в долларах. В любом случае, в формирование цены на топливо курсы валют вмешиваются.

- Возможно ли в будущем выравнивание цен на бензин в Беларуси и России?


- По мере того, как формирование единого экономического пространства будет протекать все более активно, мы рано или поздно к этому придем. Со временем цены на отдельные виды топлива в России и у нас будут сближаться. Конечно, это процесс не одного месяца и даже года. Тем более значительный разрыв в цене на топливо негативно сказывается на экономике приграничных районов сопредельных государств, когда дешевый бензин постоянно «кочует» из одной страны в другую.

- Несомненно, многие белорусы, услышав новость о подешевевшем бензине, будут стараться объезжать станции со «старым» ценником. Как считаете, не повлечет ли это серьезных убытков  на АЗС не участвовавших в апрельской «распродаже»?



- В такой ситуации поведение потребителя вполне объективное. Если ценовая разница будет достаточно велика, он будет заправляться там, где дешевле. Другой вопрос состоит в том, в каких объемах это предложение будет существовать. То есть снижение стоимости топлива на какой-то одной АЗС -  это не повод для общего снижения цен. Ведь для того, чтобы  влиять на рынок посредством ценовой конкуренции, нужно уметь предоставить реальный серьезный объем предложений. Другими словами, одна конкретная сеть АЗС должна контролировать серьезную долю рынка. Как известно, частных компаний-монополистов на нашем рынке нет. Да и не тот это рынок, где одна отдельно взятая, в нашем случае, сеть АЗС сможет удовлетворить спрос на топливо для всей страны.

В довесок к сказанному, хочется добавить, что в ближайшее время частным компаниям вряд ли удастся серьезно укрепить свои позиции в сегменте розничных продаж автомобильного топлива в РБ. Дело в том, что строительство новых АЗС в Беларуси с указанием конкретных мест и застройщиков формируются каждый год на основании предложений облисполкомов и Минского горисполкома. Именно эти предложения служат базой "Программы развития сети автозаправочных станций в Беларуси", которую затем утверждает правительство. Координатором работ по реализации этой программы является концерн "Белнефтехим".


Сейчас по состоянию на май 2015 г. общая сеть АЗС в Беларуси насчитывает 819 станций (для сравнения: в 1997 году в стране было всего 350 АЗС). При этом большая часть всех автозаправок принадлежит государственной Сети АЗС "Беларуснефть" - 552 АЗС.

Что касается частных компаний, то владельцем крупнейшей сети в Беларуси является ИООО "Лукойл- Белоруссия" - у этой компании сейчас 82 АЗС. на втором месте АЗС "Газпромнефть" - 48 заправок, далее следует "Роснефть" - 39ОДО "Астотрейдинг" (сеть АЗС A-100) -  35, "Татнефть" - 12, СП ЗАО "Юнайтед Компани" (UC)– 11, "Трайпл" - 10, другие частные АЗС - 42.


Отмечу, что «топливный вопрос» в разные годы становился объектом активных споров и даже громких акций. В 2011 году стоимость топлива в Беларуси повышалась 11 раз и один раз снижались, в результате чего цены выросли примерно в 2 раза. В 2012 году ценники на АЗС менялись 4 раза, в итоге за год цены на самые популярные марки бензина увеличились на 21,9%-23%, ДТ – на 21,4%. В 2013 году концерн «Белнефтехим» 5 раз объявлял о новых ценах, и опять цена самого популярного бензина увеличилась на 23,7-26,7%, дизтоплива – на 25,5%.

Последний раз ценники на АЗС в сторону увеличения в среднем на 4,7% были изменены 13 января 2015 года. 

Дмитрий Макаревич
AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments