Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Эффект Плацебо или парадокс: мысли вслух о будущем автомобильного рынка РБ

  • 4 мая 2015
  • Просмотров 15793

Прошлогодние автомобильные "закупы" белорусов в России, казалось бы, поставили крест на активных продажах белорусских дилеров. Только по подсчетам официальных лиц за период с начала октября по конец ноября 2014 года белорусы вывезли из России 21,5 тыс. автомобилей. «По самым скромным подсчетам, это (общая сумма – прим. ред.) около 320 миллионов долларов», -  заявил бывший премьер-министр РБ Михаил Мясникович в эфире телеканала «Беларусь-1».


По нашим данным - итоговая цифра куда серьезнее, если учесть, что только в декабре из России ввезли 48 тысяч машин. А это больше, чем за 11 месяцев 2014 года! По данным ГТК, за январь - ноябрь белорусы ввезли с РФ  43 тыс. автомобилей.  При этом, по данным БАА, доля новых ввезенных автомобилей составила 25 тысяч. Все остальное – премиальная «бэушка». Сюда же следует добавить еще почти 40 тысяч авто из старушки Европы. Итого 131 тысячу ввезенных авто. Если эту цифру умножить на среднюю стоимость ввозимого из России автомобиля (прим. - 20000$ по данным МВД) получим сумму превышающую 2,5 млрд.$. Как видим, неплохо потратились белорусы, решив обновить свой автопарк. Посему вопрос о продаже новых автомобилей в первом квартале 2015 г. - дилерами всерьез даже не ставился. Мол, кому продавать, если все кто хотел -  уже купили?

Однако наперекор всем суждениям и домыслам, белорусский рынок лихо "восстал из мертвых", по итогам первого квартала 2015 года показав  солидный рост: +150% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Что стало абсолютным рекордом для этого периода за последние 10 лет! В чем же секрет такого бурного роста при "нищенских" зарплатах и вывезенных в РФ накоплениях? О причинах удивительного парадокса и, возможно, неожиданного эффекта "плацебо" мы порассуждали с PR-менеджером СООО "Атлант-М Фарцойгхандель" Аленой Козуб.

 - По некоторым  данным, белорусы в  1 квартале купили рекордное количество автомобилей – 16 тысяч ед. Это более чем в 2 раза превышают показатели прошлого года. Значит, рано еще хоронить белорусских автодилеров? Дела идут не так уж и плохо или сыграл эффект Плацебо?

 Важно обратить внимание, что в статье указаны данные именно регистрации новых автомобилей, а не продажи дилерами в Беларуси. Соответственно, в регистрации учтены все автомобили, в том числе и ввезенные в Беларусь частными лицами. Что касается бренда Volkswagen, то в январе 2015 показатель такого ввоза составлял порядка 75% от всех зарегистрированных автомобилей марки. К концу квартала этот показатель снизился и, если не случится снова кризисных явлений, показатель ввоза автомобилей частными лицами снизится до обычного уровня. Продажи автомобилей Volkswagen официальными дилерами в Беларуси в первом квартале не на много выше (в 2014 году – 720, в 2015 году – 886), но нужно учитывать, что значительно сократилась доходность.

- То есть на сегодня предприятия балансируют на грани убыточности и нулевой рентабельности. Не все выдержали лихорадку 2014 года, большинство предприятий закрыло год с убытками. Чтобы хоть как-то конкурировать с Россией, дилеры были вынуждены снижать цены не просто за счет прибыли, а продавать автомобили в убыток, чтобы иметь хоть какой-то наличный капитал, чтобы погасить свои обязательства перед поставщиком либо банком, которые не компенсируются в первом квартале 2015 года. Судя по тенденциям в апреле, автомобильный рынок уже начинает «проседать».

- В начале года многие крупные игроки автомобильного бизнеса пророчили выживание за счет сервиса, видимо, обращая свое внимание на огромное количество относительно новых иномарок понаехавших из России. Белорусы поехали на официальный сервис?

 – Не секрет, что большинство автомобилей, ввезенных в Беларусь – новые или практически новые. Поэтому еще не подошел срок реальной оценки – «поехали на сервис или нет». Для автомобилей Volkswagen межсервисный интервал составляет 15 000 км или 1 год, поэтому, думаем, что данные мы получим только к ближе концу года. Плюс вопрос гарантии – если представительство марки смогло договориться с заводом-изготовителем и предложить хорошие гарантийные условия, то клиенты, безусловно, поедут на сервис. Если нет – показатели будут определенно ниже.

 - Какова у вас сегодня стоимость нормо-часа? Сложно ли поставить на сервисное обслуживание автомобиль купленный в России? Возможно, есть нюансы...

– Стоимость нормо-часа зависит от дилера и местоположение (прим. - Минск или регионы). В Минске стоимость нормо-часа – 597 600 бел. руб. и  648 000 бел. руб. в зависимости от дилера, в регионах – от 250 000 до 480 000.

- В случае с Volkswagen проблем с постановкой на гарантию нет, но владелец купленного в России автомобиля должен предварительно приехать к официальному дилеру для проверки правильности оформления продажи. Автомобиль должен быть куплен у официального дилера в России и об этом должна быть проставлена соответствующая информация в сервисной книге. Специалисты проверяют эту информацию, сверяют с базой данных завода, проверяют правильность заполнения сервисной книжки. В случае, если что-то не в порядке, клиент вместе со специалистом определяют, что делать дальше. Вся вышеперечисленная процедура для клиента совершенно бесплатна.

 - А вообще реально работать и получать прибыль только за счет сервисного обслуживания, при этом не продавая активно новые автомобили?

 – Доля автосервиса в валовом доходе сейчас составляет 70% и более. Поэтому вполне вероятно, что в целях экономии некоторые дилеры на время свернут активную продажу автомобилей. Однако сервис-центру нужен приток новых автомобилей, новых клиентов.

 - На обслуживание чаще приезжают «свежие» иномарки, либо появляются "гости из 90-х "и начала 2000-х? Какой средний возраст иномарки, приезжающих на официальный сервис?

 – На сервис приезжают автомобили разного  возраста. Чем старше автомобиль, тем реже. Приезжают и первые поколения, например, недавно владелец первого Golf рассказывал, что только в автоцентре по очень низкой цене нашел необходимую запчасть. Но чаще всего владельцы таких автомобилей  покупают у нас необходимые запчасти, а ремонтируют автомобиль самостоятельно. На сервис в основном обращаются уже в самых крайних случаях, когда ничего не помогло. Основная группа клиентов – владельцы новых автомобилей, которые находятся на гарантийном обслуживании, а также те, которые недавно вышли из него. Если говорить цифрами, то это машины от 5 до 7 лет.

 - Какие модели пользовались устойчивым спросом среди покупателей? И наоборот, кто резко стал сдавать позиции?

 Устойчивый спрос и сейчас наблюдается на автомобили, которые собираются в России (прим. - VW Polo Sedan и Tiguan), что обусловлено привлекательными ценами из-за ослабления российского рубля. А серьезно просели продажи автомобилей, цена на которые формируется в долларах. Непростые времена сейчас переживает рынок коммерческой техники – первый квартал никогда не был показательным в этом плане, но в этом году падение спроса в сегменте В2В - существенное. У предприятий нет бюджетов, сворачиваются программы закупок госпредприятий, неплатежи, которые за­тронули и частный сектор, неуверенность в перспек­тивах экономи­ки привели к тому, что большинство юридических лиц приостановили программы обновле­ния автопарка. И мы не можем даже предположить, каким будет падение в этом сегменте по итогам 2015 года, хотя уже сейчас оче­видно, что более 50%.

 - Многие отмечают, что у  белорусских дилеров далеко не всегда в наличии есть понравившаяся модель и выбранная комплектация. С чем это связано? Сколько в среднем приходится ждать свою машину, если ее нет на складе?

 Формируя склад, любое предприятие замораживает свои активы и, безусловно, любое предприятие заинтересовано в том, чтобы быстро продать эту продукцию. Склад формируется в первую очередь исходя из спроса и опыта продаж – закупаются наиболее популярные версии и модели автомобилей. Срок производства «автомобиля под себя» зависит от места расположения завода. В среднем время ожидания составляет от 3 до 5 месяцев.

 -  Какие модели в наличии есть сегодня? Сколько конкретно экземпляров «хита продаж» Polo sedan  находится на складе?

 – Безусловно, больше всего  на складе автомобилей Polo. А в целом ситуацию по складу в наличии можно отследить здесь.

 - Если говорить о стоимости популярных моделей в Беларуси и России, цены выровнялись, или у россиян по-прежнему имеются более выгодные предложения? 

 Благодаря активной работе с поставщиком нам удалось сформировать отличные цены на Polo (от 152 млн бел. руб.), Tiguan (от 318 млн бел. руб.), недавно приехала обновленная Jetta, цены на которую оказались существенно ниже, чем на предыдущее поколение – сейчас стартуют от 222 млн бел. руб..* В России с начала года цены поднялись в среднем на 20%-40%, плюс благодаря укреплению рубля в долларовом эквиваленте цены стали еще выше, и разница уже не оправдывает себя, чтобы отправляться в поездку.

 - В чем выгода покупки нового автомобиля у местного дилера? Назовите три основные причины?

 – Первое - это гарантия. Для легковых автомобилей Volkswagen, купленных в Беларуси, действует честная трехлетняя гарантия на все узлы и агрегаты без ограничения пробега. Для коммерческих – 2 года без ограничения пробега и третий год при пробеге до 250 000 км. Во-вторых, уверенность в покупке. То есть никаких рисков, связанных с нечестным, «серым» продавцом (о случаях откровенного обмана покупателей российскими неофициальными дилерами много писали в прошлом году). Ну, а в третьих,  дополнительные бонусы и предложения.  К примеру, пакет Extra для Jetta. По сути, покупая автомобиль по прайсовой цене, клиент дополнительно получает первое ТО и первый платеж КАСКО.

- Время удачно купить новый автомобиль безвозвратно ушло, либо и сейчас есть выгодные предложения?  В целом, справедливо ли в этом году ожидать от дилеров щедрых акций и тотальных распродаж?

 Мы становимся все более зависимы от курса российского рубля. Прошлый год заставил многих дилеров и импортеров переориентироваться на работу с российскими представительствами, приобретая автомобили в рос. рублях. Поэтому если произойдет вторая волна девальвации российского рубля, на какое-то время снизятся и цены. Но пока наблюдается обратный тренд: укрепление российского рубля приводит у удорожанию автомобиля в долларовом эквиваленте. Поэтому если есть мысли о покупке нового автомобиля, то лучше реализовать мечты именно сейчас.

   

 - Как дальше будут развиваться события на рынке новых автомобилей? Возможно,  спрос  на «бюджетное и новое» у дилеров пойдет на спад, уступив место премиальной «бэушке» на авторынках?

 – Как я уже отметила, в первом квартале наблюдается тенденция падение рынка. Судя по негативным показателям экономики можно предположить, что и во втором квартале рынок продол­жит «тормозить». Спрос во многом удовлетворен. У потребителя срабатывает так называемый «эффект хомяка»: неуверенность в завтрашнем дне, неопределенность… Поэтому, думаю, о росте рынка автомобилей с пробегом на данный момент говорить тоже не приходится.

 - При выборе автомобиля, многие белорусы все еще ориентируются не только на цену, но и статус автомобиля. Мол, новый «бюджетник», по всем параметрам проигрывает  10-летнему «премиуму». На ваш взгляд, в этом есть доля правды, или это белорусский стереотип, который вскоре уйдет в прошлое?

 – Есть все основания говорить о том, что эта практика постепенно уйдет в прошлое. Посмотрите, какие автомобили ездят сейчас по нашим дорогам! Есть ощущение, что автомобилисты уже несколько «наелись» "премиума" и связанных с этим затрат на сервис. Само понятие «Автомобиль» плавно трансформируется из объекта вожделения и предмета инвестирования в средство передвижения. Выражение: «лучше ездить на новом автомобиле, пусть и не настолько наполненном опциями» - становится все более распространенным.

 - Как думаете, в какую сумму объективно сегодня  должен оценивать 10-летний «премиум», учитывая хорошее состояние и своевременное обслуживание? 

 – Мы считаем, что на уровне нового бюджетного автомобиля. На сегодня это порядка 10-11 тысяч долларов США.

 - А что насчет «любимца публики» народного VW Passat (B3)? И вообще, может ли этот автомобиль вообще что-то сегодня стоить, учитывая почтенный возраст и огромные пробеги?

 – Пока белорусы любят этот автомобиль, он не будет продаваться за бесценок. К слову, многие бывшие владельца Passat B3 приходят к нам за седаном Polo.

 - Пока на авторынках затишье, но можно ли предположить, что снижение спроса на новые бюджетные автомобили, спровоцирует рост цен на рынке подержанных авто? Тем более, что выбор сейчас как никогда огромен, а цены по сравнению с прошлым годом серьезно просели…

 – Думаю, сегмент бюджетных автомобилей не будет сдавать свои позиции и в 2015 году. Да и нет особых предпосылок в экономике, чтобы потенциальный покупатель отдавал приоритет "премиуму". Поэтому если уровень новых бюджетных автомобилей не пойдет плавно вверх, на рынке подержанных автомобилей будет продолжаться полный штиль.

 - Если цены на «бэушку» поднимутся, то в каких пределах?

– Цены на подержанные автомобили всецело зависят от цен на новые автомобили. И если цены на новые автомобили будут расти, это неминуемо приведет к росту цен на вторичном рынке в тех же пределах.

Дмитрий Макаревич
AV.by

Редакция сайта AV.by выражает благодарность  СООО "Атлант-М Фарцойгхандель" , официальному импортеру Volkswagen в РБ, и лично PR-менеджеру компании Алене Козуб  за честные информативные ответы.

*Цены приведенные в статье актуальны на 1.05.2015 г. 

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments