Экскурс в историю: редкие ретромотоциклы показали в Минске!

  • 28 апреля 2015
  • Просмотров 16143

Несколько дней назад в Минске распахнула двери уникальная выставка ретромототехники под тематическим названием «Матацыкл на вуліцах Мінска. Гісторыя пра людзей і для людзей».

Последний раз такая выставка в столице проходила более 20 лет тому назад. И с тех пор подобных экспозиций не было. Поэтому два брата Виталий и Олег Гапановичи решили организовать выставку раритетных мотоциклов, чтобы люди смогли, как говорится, вживую прикоснуться к истории.

- Это история, которая не должна пропасть. Многие экспонаты достаточно редкие, а некоторые и вовсе представлены в Беларуси лишь в единственном экземпляре, поэтому их необходимо сберечь от пресса в Гатово, - отметил один из организаторов выставки Виталий Гапанович.

Так, например, мотоцикл BMW R-2 с объёмом двигателя 198 см3 и трёхступенчатой коробкой передач представлен в РБ в единственном экземпляре. Максимальная скорость 95 км/ч, мощность - 5,98 лошадиных сил.

Успешно выпускался в довоенной Германии с 1931 по 1936 год. Так как согласно действующим с 1928 года правилам, управлять мотоциклом до 200 см3 можно было без водительской лицензии. На внутреннем рынке Германии BMW R-2 стоил 975 рейхсмарок и являлся одним из самых дорогих мотоциклов. В 1937 году на смену R2 пришла модель BMW R20 с трубчатой рамой.

Ключевое отличие данной выставки состоит в том, что во время её прохождения периодически будут организовываться встречи с реставраторами, историками и просто владельцами уникальных мотоциклов, которые поделятся всеми своими секретами и смогут сообщить много полезной информации. Так уже состоялась встреча с реставратором Викентием Луцевичем, где он рассказал о восстановлении своего мотоцикла «Иж-350».

Если копнуть в историю, то общий вид и конструкция «Иж-350» практически идентичны с немецким мотоциклом DKW NZ-350. В 1946 году Ижевский машиностроительный завод получил оборудование, чертежи и технологии завода DKW, вывезенные из Германии в счет репараций.

В том же году по чертежам немецкого DKW NZ-350 завод освоил производство мотоцикла «Иж-350». Он представлял собой смесь разных версий немецкого мотоцикла, который был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1946 по 1951 год. Всего было построено 127.090 мотоциклов "Иж-350".

Как сообщают организаторы выставки, это единственный в таком состоянии существующий в Беларуси экземпляр. Советская копия немецкого DKW NZ-350 реставрировалась два с половиной года, при этом очень много времени было потрачено на поиск нужных запчастей, а сама сборка заняла всего три месяца.

Что касается технических характеристик, то, по словам Викентия, расход топлива у его собственного "Иж-350" составляет примерно 4,5 литра, а максимальная скорость – 95 км/ч. Двигатель мотоцикла двухтактный, объемом 346 см3 и мощностью 11,5 лошадиных сил.

Руль у него регулируется по высоте, а пружины - по жесткости. Также присутствует регулируемый рулевой демпфер. Ножной способ переключения передач дублируется ручным, так как после войны в стране было много инвалидов…

- Викентий, расскажите, пожалуйста, откуда и в каком состоянии у вас появился данный экспонат?

- Как-то мой друг Дмитрий привез мне в своём микроавтобусе переднюю вилку и часть рамы этого мотоцикла. Всё остальное было собрано от разных моделей и напоминало какой-то несуразный гибрид. Достал его, значит, из машины и говорит, забирай за 500 долларов. Очень редкий мотоцикл, я просто не мог его не забрать.

- А как происходила сама реставрация «Иж-350», где искали запчасти, на что ориентировались?

- Сначала искал информацию в интернете, потом переключился на книги и чертежи. Нашёл даже заводские чертежи немецкого DKW. После чего активно занялся поиском необходимых деталей. Где мне только не приходилось их доставать!

Так, например, заднее крыло я купил в Перми, а оригинальный мотор нашёл лишь в Рязани. По итогу мотоцикл получился на 90% оригинальным. Все остальное пришлось делать заново по образцам и чертежам оригинала.

- А что является неоригинальным в представленном мотоцикле? Ездили уже на нём?

- Новые детали изготавливались по оригинальному образцу. Долго думал, как приблизить к оригиналу глушители, красить их не хотелось. В итоге, глушители были свёрнуты, можно сказать, на трубе, кронштейны изготовлены из полированной «нержавейки». Сам переход получился достаточно интересный.

В расход пошли старые советские черпаки. Дело в том, что оригинальный изгиб и изгиб черпака абсолютно совпадают. То есть сфера у черпака выполнена настолько правильно, что, если вы вдруг помнёте глушитель в дороге, то при наличии сварки и трубы переход запросто можно изготовить и в дорожных условиях. Трубы тоже новодельные, изготовлены опять же в Польше. А также новыми являются различные изделия из резины и тросики приводов. Пробег у него около 6 километров.

- А красили «Иж-350» в оригинальный цвет?

- Честно говоря, под оригинал мне его красить не хотелось. Мотоцикл «Иж-350» я делал в честь моей жены Ольги, поэтому и цвет мы выбрали особенный, под названием «Крем». Что касается хромированных деталей, делалось всё это в Польше.

- А какова цена такого мотоцикла на сегодняшний день?

- Это стоит два с половиной года моей жизни.

Не менее интересным экземпляром является и первый белорусский мотоцикл «Нёман» (Niemen) 1938 года выпуска. "Niemen 100 DV" комплектовался двухтактным английским двигателем объёмом 98 см3 и  трёхскоростной КПП с ручным управлением. Рама изготавливалась в Гродно. Максимальная скорость составляла 60 км/ч.

С 1934 года гродненское предприятие под названием «Kresowa Fabryka Roweryw i Motocykli Niemen» начало выпуск мопедов с двигателем объёмом 75 см3 фирмы «Robert Bosh AT».

А первые мотоциклы марки «Нёман» появились на рынке лишь в 1936 году. Выпускались они в трёх комплектациях: с объёмом двигателя 98, 125 и 150 см3. Мотоциклы оснащались английскими двигателями «Villiers & Wolverhampton» и немецкими двигателями «Sachs». Продавались они в Гродно и Варшаве.

Кстати говоря, ещё одной важной новостью среди событий грядущих является встреча с интересным человеком, историком, которая пройдёт 29 апреля в ТЦ «Скала», где он более подробно расскажет про велосипеды и мотоциклы марки «Нёман».

Также на выставке хорошо представлена линейка мотоциклов Минского мотоциклетно-велосипедного завода, история которого начинается с 1951 года, когда перепрофилировали Московский мотоциклетный завод и производство мотоцикла «M1A-Москва» передали в Минск на построенный после войны велосипедный завод.

Мотоцикл "M1A-Москва" (1953 год) представлен в своём естественном состоянии, что наглядно демонстрирует, как выглядят подобные экспонаты до реставрации.

M1A продержался на конвейере до 1956 года, после чего в 1957 году его сменила собственная минская разработка «М1М-Минск». Далее линейку пополнили мотоциклы "М 103", "М 104", "М 105" и "М 106".

Ещё одна любопытная модель 1943 года выпуска – это трофейный мотоцикл Harley-Davidson WLA 42, армейская версия гражданского Harley-Davidson марки WL. Мотоциклы WLA получили серийный номер 42, указывающий на год массового запуска производства модели и комплектовались небольшими кофрами из кожи бизона, которые располагались по бокам заднего колеса мотоцикла.

В послевоенный период, когда необходимо было выживать в руинах, люди находили и другое применение таким мотоциклам, если их удавалось где-нибудь найти. Кофры снимали, размачивали и делали из них обувь. Одной сумки хватало на несколько пар ботинок.

Во время войны мотоцикл поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу. Harley-Davidson WLA 42, благодаря своей маневренности, высокой скорости и удобной конструкции получил широкое распространение в разведке, подразделениях связи. Производство модели остановилось после окончания войны, но было возрождено в США в период Корейской войны (1949-1952 гг.).

Представлены здесь и итальянские мопеды и мотоциклы, которые на белорусских дорогах и вовсе не ездили. Катались на них лишь где-нибудь в Милане или Риме. Все модели, безусловно, радуют глаз.

Особое внимание привлекли мотоциклы AeroCaproni Capriolo 75 (1952 год выпуска) и Bianchi Falco (1962 год выпуска). Двигатель у Capriolo одноцилиндровый объёмом 75 см3. У Falco также одноцилиндровый объёмом 50 см3.

AeroCaproni берет свое начало от группы производственных компаний, основанных в 1908 году графом Джанни Капрони. В период между двумя мировыми войнами группа Caproni, занималась выпуском самолетов, автомобилей, а также авиационных, морских и промышленных двигателей, она стала одним из самых больших производственных комплексов в Италии.

Поразивший Италию после Второй мировой войны мотоциклетный бум навел концерн на идею производства мотоциклов. Одним из подразделений концерна был бывший авиационный завод в Тренто. Переименованный в Aeromore SpA завод занялся производством мотоциклов и небольшого количества трехколесных легких грузовиков под торговой маркой Capriolo.

Что касается Falco, то мотоциклы этой итальянской компании выпускались с 1897 по 1967 год. Основатель компании «Bianchi» Эдуардо Бьянки был итальянским первопроходцем в мотоспорте, который начал строительство велосипедов в 1885 году.

Есть тут и ценные французские представители с интересным названием Jonghi E 50 (выпущен в 1948 году). Белорусские коллекционеры любят его за название, созвучное с белорусским словом «жонкi».

А также такие известные у нас марки, как "Jawa", Кawasaki, «Карпати», легендарный «Иж Планета Спорт», который практически наполовину укомплектован японскими деталями, и многое другое.

Перечислять их можно бесконечно, но лучшее, что можно сделать – это прийти на выставку и увидеть всё это воочию. Особый шарм экспозиции придаёт музыка на виниловых пластинках, раздающаяся с грампроигрывателей.

Выставка будет проходить, ориентировочно, до 5 июня. Однако, есть вероятность, что срок действия экспозиции может быть продлён.

Каждому посетителю предоставляется возможность не только детально рассмотреть представленные экспонаты, но и узнать их историю, а также сфотографироваться на память. Большая часть ретромотоциклов, кстати говоря, по сей день на ходу.

Посетить уникальную выставку можно по адресу: ул. Петра Глебки, 5, ТЦ «Скала». Стоимость - от 40.000 до 60.000 руб. Детям до 6 лет вход свободный. Также для самых юных посетителей (участие могут принимать дети и подростки до 16 лет) организован конкурс детского рисунка «Ретромотоцикл». С условиями конкурса более детально можно ознакомиться здесь.

Татьяна Авсянович

Фото: автора

AV.by

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Где Вы покупали автомобиль:

Всего проголосовало: 2 761