Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Госпошлина для пенсионеров: одной рукой дают льготу, другой - забирают!

  • 22 апреля 2015
  • Просмотров 9855

Налоги, налоги и еще раз налоги! В последнее время создается стойкое впечатление, что предвыборный год в Беларуси будет как никогда богат на введение новых пошлин и налогов направленных на благо отечества. Вот и новый закон о тунеядстве недавно прошел согласование у Президента, а годом ранее, в январе 2014-го, власти "осчастливили" автовладельцев:  была введена  госпошлина на участие в дорожном движении, которую водители обязаны уплачивать при прохождении гостехосмотра.

Сумма, надо сказать немаленькая. Вынь сразу да положь порядка 1 млн 300 рублей c учетом оплаты техосмотра! Первоначально госпошлина была меньше, но с этого года ставки повысили в среднем на 1-2 базовые величины. В тоже время для категории граждан попадающим в разряд льготников ставки транспортного налога  снизили. Например, пенсионеры-водители, которые являются официальными владельцами машины, будут платить лишь половину пошлины. 

Решение, в принципе, справедливое, вызвавшее всеобщее одобрение среди тех представителей старшего поколения, кто имеет машину. Действительно, обидным в их глазах выглядело требование платить за дороги наравне с теми, кто пользуется ими, как правило, гораздо чаще. Однако сей благородный посыл законодателей уперся в наши извечные овраги, обойти которые зачастую дороже, чем вовсе никуда не двигаться, пишет г-та "Вечерний Брест".

Напомним,  механизм взимания госпошлины сложным не назовешь, но вот удобным - вряд ли. Уплачивать ее необходимо не на станции диагностики, а в банке перед прохождением техосмотра. Об этом многие не знают и, простояв в очереди, бывает, больше часа, пройти техосмотр не могут  - их отправляют в банк. Ведь только после предъявления квитанции об уплате госпошлины оператору станции диагностики, можно получить допуск на участие в дорожном движении...

Одновременно необходимо предъявить техпаспорт автомобиля, а также водительское удостоверение и медицинскую справку того, кто управляет машиной в момент прохождения техосмотра. То бишь не обязательно самого владельца, который может и вовсе не иметь водительских прав. Речь в данном случае идет о праве собственности на автомобиль: рулить самому или нанимать для этого, скажем, родственника, соседа и т. д. - личный выбор каждого. Люди пожилого возраста нередко именно так и поступают.

«Здоровье уже не то, чтобы целыми днями просиживать за рулем, да и необходимости такой нет. Проще раз в месяц обратиться за помощью к близким, чем выстаивать очереди за вожделенной справкой. На крайний случай в магазин за километр от дома можно и без справки съездить - по закону это ведь не возбраняется. А техосмотр на моем стареньком «Опеле» сын всегда проходит. Никогда проблем не возникало», - рассказал журналисту газеты Иван Никитич Острейко, 70-летний пенсионер, один из тех, кто попытался на днях воспользоваться предоставленной ему льготой на оплату дорожного сбора.

Увы, не получилось! «Приезжает мой Вадим и говорит: папа, что делать? Требуют твою справку. Одного пенсионного удостоверения теперь недостаточно. Или, говорят, платите 100 %. Я ему дал еще 540 тысяч рублей: съезди, сынок, заплати. Не обеднею. Куплю в этом месяце меньше лекарств, может, здоровее стану, тогда и справку мне дадут. А бегать по кабинетам сейчас уже нет ни времени, ни желания. На этом и порешили. Хотя осадок все равно остался», - признается пенсионер.

По-человечески понять пожилого человека можно. Что же получается: одной рукой вроде как дают льготу, а другой - забирают?  Однако работники станции диагностики Ивана Никитича не обманули. Действительно, в измененном Налоговом кодексе РБ есть сноска о том, что для получения льготы пенсионеру необходимо иметь при себе пенсионное удостоверение и... медицинскую справку. Сей документ (кодекс) продемонстрировал начальник станции. Водительские права никто требовать не обязан, а вот справку, будь добр, предъяви - иначе льгота пропала.

Откровенная казуистика и даже абсурдность этой нормы видна невооруженным юридическими познаниями глазом. Ибо сразу возникает логичный вопрос: если нет прав, то зачем нужна справка? В поисках ответа обратился к депутату Палаты представителей НС РБ Ларисе Богданович. «В конце прошлого года наша комиссия (по труду и социальным вопросам. -прим.) инициировала введение этой льготы для пенсионеров. Нас не сразу поддержали в МНС и Минфине. Но все же удалось убедить правительство в необходимости такой меры. Окончательный вариант изменений в Налоговый кодекс готовился с учетом мнений всех заинтересованных ведомств. Лично я исходила из того, что медицинская справка все равно требуется при прохождении техосмотра, и никакого противоречия в этом нет. Но коль такая проблема возникла, будем разбираться. Возможно, что-то в этой части изменится», - говорит Лариса Николаевна.

К слову, в дискуссиях о необходимости самих этих справок сломано немало копий. В большинстве европейских стран их давно отменили. И такой подход абсолютно оправдан. Ибо проходить с десяток врачей (женщинам - даже гинеколога!) в надежде на то, что те дадут гарантии «здоровой годности» на 3-5 лет - анахронизм чистейшей воды. Единственное, что стоило бы периодически проверять водителям, - зрение и слух, которые непосредственно влияют на безопасность движения. Все остальное - еще один способ выкачивания денег: по принципу - имеешь машину, значит, можешь заплатить не только за топливо, но и за дороги, техосмотр, ту же медсправку. Один из работников диагностической станции мне в шутку (надо понимать) сказал: пусть пенсионеры благодарят, что у них требуют только справку...

И еще два момента в этой истории с пенсионером Острейко, о которых, пожалуй, стоит упомянуть. Первое - сам дорожный сбор. Кстати, журналист газеты, видя состояние наших дорог, не так давно призывал законодателей вернуть его в том виде, каким он существовал еще в советские времена - то бишь включить в стоимость топлива. Это было бы и справедливо (платит больше тот, кто больше ездит) и менее ощутимо для кошелька - все же не разовый выброс больше миллиона под колеса. Законодатели услышали, но сделали по-своему - им, видать, так удобней. Хотя Лариса Богданович не исключает, что закон в этой части может еще измениться.

И второе - качество подготовки законопроектов. Оно, как видим, пока оставляет желать лучшего. Судя по всему, депутаты зачастую руководствуются не интересами своих избирателей, а позицией министерств и ведомств - то бишь тех, кому принятый закон предстоит исполнять. Они, в свою очередь, пытаются сделать его максимально удобным и полезным для себя. Вот и получается, как резонно заметил Иван Никитич: не успели предоставить льготу, как тут же ее из-под носа утащили, подобно героине одной очень известной басни Крылова. А человеку за державу обидно. 

AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments