Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Гаражники» все дальше уходят в тень: по-другому нам не выжить!

  • 23 марта 2015
  • Просмотров 14910

Приток российских иномарок в конце прошлого года в заботливые белорусские руки, казалось бы, на долгие месяцы вперед должен был обеспечить работой многочисленные СТО и «гаражных дел» мастеров. Ведь только в декабре из России ввезли 48 тысяч машин. А это больше, чем за 11 месяцев 2014 года! По информации ГТК, за январь - ноябрь белорусы ввезли с РФ  43 тыс. автомобилей.  При этом, по данным БАА, доля новых ввезенных автомобилей составила 25 тысяч. Все остальное – премиальная «бэушка». Сюда же следует добавить еще почти 40 тысяч авто из старушки Европы.


Прикинув цифры в уме, получаем более 100 тысяч потенциальных клиентов. На автосервисах, должно быть, от нетерпения потирали руки! Оно ведь как: машина не новая, значит, в любом случае требует ремонта и, зачастую, специфического. А иномарку с помощью одной отвертки и молотка не «вылечишь».  Куда не сунься -  требуется специфический инструмент. Естественно, за сервис надо платить и тут уже не отвертишься, ведь не для того машину покупали, чтобы любоваться ею из окна.

Между тем, казалось бы, такие радужные перспективы нынче грозят обернуться серьезными потрясениями для легального рынка авторемонта. В связи с повышением штрафом и нежеланием ремонтников платить вмененный налог многие из них покидают легальный рынок, превращаясь в простых автослесарей, которые все дальше уходят в тень своих гаражей, недоверчиво поглядывая на незнакомого клиента…

«Во время подготовки бизнес-форума, который в начале апреля пройдет в Минске,  мы опросили по телефону 984 руководителей автосервисов. В ходе опроса выяснилось, что более 20% СТО планируют приостановить свою деятельность на неопределенный срок.  Со слов респондентов, свое решение они связывают с тем, что с 1 января 2014 года в Беларуси начал действовать налог на вмененный доход  для СТО, численность сотрудников которых не превышает 15 человек и в таких условиях они уже «объективно не могут выжить» на этом рынке.  Как мы поняли из общения с владельцами СТО, сама идея введения данного налога вполне оправдана и понятна, и собственники автосервисов её принимают, однако не совсем продумана его реализация и именно это вызывает сопротивление,» - рассказал нам координатор бизнес-форума «Прибыльный автосервис», Дмитрий Костюкевич.

В свою очередь эксперт по развитию концепции Bosch Service в РБ Сергей Баранов отметил в комментарии AV.by, что  нелюбовь работников сферы автосервиса к налогу вполне обоснованна. "Ранее небольшие СТО работали по упрощенной системе налогообложения, то есть один раз в квартал платили налоги по простой формуле расчета - 5% от выручки. Номинально налог на вмененный доход составляет все те же 5%, что и при упрощенной системе налогообложения. Разница лишь в том, что в прошлом предприятия уплачивали налог с полученного дохода, а теперь обязаны - с доходности каждого работника предприятия (по подсчетом государства она составляет 26 млн рублей)", - рассказал эксперт.


Еще год назад мы подробно об этом рассказывали, когда беседовали с владельцем небольшого частного СТО, специализирующегося на сезонных видах работ.


"Набрать и держать постоянно в штате более 15 сотрудников – это попросту нецелесообразно для тех СТО, которые как мы  оказываем услуги шиномонтажа, либо заправки и ремонта кондиционеров или систем отопления, - отметил нам в комментарии владелец СТО «Профшиномонтаж». – Уплачивать вмененный налог за тех работников, которые не приносят доход – это заранее убыточное дело. Известно, что основную выручку приносят механики, слесари либо специалисты узкого профиля. Например, у нас работает 4 человека. Двое из них постоянно заняты на покраске-правке  дисков, другие два занимаются подготовкой к данному виду работ, либо обслуживают клиентов. Но никто из них и близко не приносит доход в  26 млн. рублей. А ведь налог уплачивается помимо этих людей еще и директора, бухгалтера, уборщицы".

По данным приведенным Сергеем Барановым, большинство СТО в Беларуси - это как раз небольшие фирмы с численностью сотрудников до 15 человек. То есть основной удар пришелся как раз по ним, где как раз таки меньшая половина штата  реально приносит выручку, а налог приходится платить за всех. Более того,  власти на уровне отдельно взятого региона могут понижать, так и повышать ставку нового налога. Последней преференцией, по наблюдениям эксперта, они пользуются гораздо чаще.

Такой цивилизованный подход, по замыслу законотворцев, со временем должен был вывести «гаражников» на свет из сумрака гаражных кооперативов  и обеспечить поступление в казну честно уплаченных налогов. Вот только бизнес отреагировал по-своему. Только в Минске за 2014 год количество членов Ассоциации предприятий автомобильного сервиса сократилось со 170 до 64 СТО. Естественно, свой «вклад» в ситуацию внес кризис, когда доходы населения резко откатились назад, сократившись в среднем на 30%. Как отмечают эксперты, в сегодняшних условиях на рынке автоуслуг выживут только сильнейшие, а купить новую оригинальную запчасть вскоре сможет только богатый.


«Предприятия численностью до 15 человек не видят экономической обоснованности декларировать официальные налоги и работать честно. Естественно, теряет и бюджет. Дилерские СТО, конечно, выживут, хотя и у них возможны трудности. Но качественное обслуживание автомобилей сместится из региональных и райцентров в Минск и областные центры, тем самым еще больше обнажив незащищенность населения в райцентрах,
» - говорит эксперт.

И все же, как показало исследование, из 984 руководителей почти  80% готовы работать дальше и искать новые способы и решения для  развития своих СТО.  «По правде говоря, до того, как начать опрос, мы думали, что столкнемся с противоположной ситуацией и рассчитывали, что приблизительно только 200-300 автосервисов буду готовы к поиску новых решений в сложившейся ситуации, однако в действительности, рынок СТО готов двигаться дальше и не сдаваться даже в кризис. Многие  владельцы автосервисов считают, что именно сейчас настало то время, когда можно сделать один серьезный рывок и оставить конкурентов далеко позади. Поэтому мы приняли решение проводить наш бизнес-форум для владельцев автосервисов и он станет не только  ключевым событием  года для автобизнеса, а, возможно, даже повлияет на дальнейшую судьбу рынка СТО», - отметил Дмитрий Костюкевич.

 «Конечно, в тяжелые кризисные времена автодилерам и сервисам приходится нелегко, - отмечает российский бизнес-тренер Дмитрий Дубровский. – Особенно это касается новичков, которые после открытия месяцами работают «в минус». Они не отбивают даже аренды и вскоре закрываются или перепродаются. Да, открытие всегда связано с трудностями. Среднее российское СТО, по моим наблюдениям, встает на ноги и перестает работать в убыток спустя 6-9 месяцев после открытия. Но весь вопрос заключается в том, как это время оптимизировать и добиться лучших показателей? Практика доказывает, что если вы пришли в бизнес автоуслуг, начинать работу с клиентами следует заранее. Иными словами, вам никак не обойтись без активного маркетинга».

Ну, а нам, простым обывателям, с грустью приходится констатировать: в конечном итоге за ВСЕ заплатит потребитель со своего кошелька. Тем более, что с этого года частному автосервису еще сильнее «поджали гайки»: за самую малейшую оплошность, например, за неправильно заполненную налоговую декларацию,  предприятию грозит штраф в размере десятикратно умноженной суммы неучтенного налога за налоговый период. «Считая по старому курсу, предприятие, в штате которого числится не более 15 сотрудников, за год должно платить налог в размере примерно 2 тыс. евро (при среднем месячном заработке предприятия, равном 14,5 тыс. евро). В итоге получаем 20 тыс. евро штрафных санкций, что для белорусского СТО являются неподъемными,» - отмечает Сергей Баранов.

Как ни крути, это бумерангом ударит по всем, кто имеет машины, в основном не новые, требующие ремонта. Последних, к слову, с каждым годом становится только больше. Возможно, государству и частному бизнесу  все таки нужно сесть за стол переговоров и обсудить возможные конструктивные решения? «Если бы вмененный налог уплачивался только с фактически зарабатывающих работников – это был бы совсем другой разговор,» - как одно из альтернативных решений в сложившейся ситуации предлагает эксперт. А вот по мнению директора СТО «Профшиномонтаж», от уплаты вмененного налога нужно освободить те станции, которые занимаются сезонным бизнесом (шиномонтаж, ремонт кондиционеров и т.д.).


У вас есть другие предложения? Тогда приглашаем 4 апреля посетить бизнес-форум «Прибыльный автосервис»,  где у всех желающих будет возможность задать свои вопросы, поделиться ценной информацией и прояснить для себя ситуацию, которая сложилась на рынке автоуслуг в Беларуси. Организаторы обещают на примере руководителей реальных автосервисов объяснить все премудрости ведения бизнеса, чтобы на 25-90% увеличить свою прибыль. 

Дмитрий Макаревич

AV.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments